Формирование организационной культуры в студенческой среде (на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является формирование организационной культуры в студенческой среде на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 выделить теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде;
 определить понятие, сущность и виды организационных культур, а также основные подходы к формированию организационной культуры;
 выявить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде;
 охарактеризовать методику исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде;
 проанализировать особенности и условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
 дать общую характеристику исследуемых организаций;
 сравнить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ;
 исследовать условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
 разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде;
 спроектировать модель формирования организационной культуры в студенческой среде;
 дать практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов;
 разработать рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….…5
Раздел 1. Теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде…………………………...…8
1.1. Понятие, сущность и типы организационных культур. Основные подходы к формированию организационной культуры…………………..……8
1.2. Особенности и условия формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………12
1.3. Методика исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде………………………….…16
Раздел 2. Анализ особенностей и условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС……………………………………………………………………………18
2.1. Общая характеристика исследуемых организаций……………….…18
2.2. Сравнительный анализ особенностей формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ………………………….……...21
2.3. Анализ условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС………………………25
Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде………………………….…26
3.1. Модель формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………………………26
3.2. Практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов……..…28
3.3. Рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов…………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Глоссарий…………………………………………………………………...33
Библиографический список………………………………………..………34
Приложения………………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая ПМ.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде

3.1. Модель формирования организационной культуры в студенческой среде

Основным результатом проведенных исследований стала разработка модели формирования организационной культуры в студенческой среде, в которой в виде схемы систематизированы все объекты и образцы поведения для формирования эффективной культуры, полезной для студентов ПГУ и ПГУАС (рис. 3.1.).

Безусловно, данная модель не является полной, и будет многократно дополняться.

Причем, каждый пользователь может адаптировать её под свои потребности, добавляя используемые и вновь найденные объекты культуры.

Но наличие такой структуры позволяет составить студенту представление об объективно существующей у него в группе организационной культуре и увидеть незадействованный потенциал, «пустые места», неуправляемые отрезки процесса формирования организационной культуры.

Таким образом, в рыночных условиях корпоративная идентичность является современным инструментом повышения конкурентоспособности вуза, способствующим созданию на территории его представительств благоприятной информационной и социально-экономической среды, обеспечивающей выполнение стратегии ПГУ и ПГУАС по эффективному набору и качественному обучению студентов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Модель формирования организационной культуры в студенческой среде

3.2. Практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов

Организационная культура как элемент инновационной культуры есть основа престижного имиджа вуза. Её формирование играет важную роль, поскольку учебное заведение, имеющее развитую организационную культуру, является наиболее «укрепленным изнутри», объединенным по духу, ценностям и целям.

Как было выяснено в ходе анкетирования одной из особенностей организационной культуры является её тип. Выбор типа организационной культуры – это задача руководителя организации. Тем не менее, могут быть даны некоторые общие рекомендации, которые позволяют улучшить микроклимат на факультете и повысить его организационную культуру. В этом плане целесообразны такие меры, как:

      осуществление ненавязчивого руководства, то есть, создание образа руководителя, наделенного харизмой (к примеру, это может быть староста группы или его заместитель);

      сосредоточение  усилий  на создании  организационных ценностей и норм поведения;

      вовлечение членов коллектива (группы) в процесс создания имиджа факультета или специальности;

      влияние на поведение студентов (одногруппников) путем разработки системы мотиваций (к примеру, самим старостой группой или же деканом);

      создание благоприятного микроклимата в группе, в частности, и на факультете, в целом;

      организация информационного обмена как внутри ВУЗа (факультета), так и вне его.

3.3. Рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов

Реформирование одного из элементов социальной системы, а именно образования, влияет не только на дальнейшие перспективы развития этой сферы, но и в том числе применение высшими учебными заведениями новых стратегий в области предоставления образовательных услуг, позиционирования вуза.

Так, формирование эффективного имиджа высшего учебного заведения, как одного из важнейших условий формирования организационной культуры, а также его поддержание, влияет не только на усиление позиций на локальном рынке образовательных услуг, но и в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и в стране. А это, в свою очередь, в значительной мере сказывается на имидже образования. И хотя, с одной стороны, большинство государственных вузов имеют определенный имидж и репутацию, построению имиджа редко уделяется внимание, а ведь это подвижная система, которую необходимо развивать и поддерживать, адаптировать к изменяющимся условиям. Здесь можно порекомендовать вузу следующее:

      При формировании эффективного имиджа, необходимо четко определять, в каком направлении работать, т.е. конкретизировать какой тип имиджа разрабатывать.

      Необходимо понять из каких элементов состоит имидж вуза.

      Следующим шагом является определение его структуры.

В целом ряде вузов России используется новаторский подход к сбору и распространению внутренней информации, получившей название «Открытой книги управления». Так, после проведенного исследования и ПГУ, и ПГУАС можно рекомендовать внедрение этой системы, которая требует осуществления трех основных действий:

      для каждого студента студенческий актив, группа или лица, ответственные в ней (староста, заместитель старосты), ежедневно собирают данные, отражающие результаты выполненной работы и затраты;

      информация, собираемая раз в неделю, передается всем членам  студенческого актива или группы – от её членов до руководства;

      подводится широкое обучение во власти отчетов и денежных потоков с тем, чтобы студенты правильно понимали и пользовались цифрами (к примеру, обеспечение реквизитами тот или иной номер, концерт стоит сейчас немалых затрат).

Чем больше число студентов, которые понимают реально происходящее в вузе процесса, тем сильнее их желание оказывать содействие в решении проблем своего учебного заведения.

И, конечно, каждый студент, чтобы качественно подготовиться к успешной профессиональной деятельности за время обучения в вузе, должен знать и помнить следующее:

      начиная с первого курса, должен сам формировать свою образовательную траекторию, целью которой является:

               Достижение желаемого уровня образования, общей и профессиональной подготовки;

               Реализация персональных интересов;

               Проявление социальной активности.

Для этого студентам необходимо владеть техниками:

      организации и планирования самостоятельной деятельности;

      рационального распределения времени, необходимых для осуществления собственных планов.

Именно этих базовых умений зачастую недостаёт выпускникам общеобразовательных школ для эффективного обучения в вузе, и, как следствию, формированию в нём доминирующей организационной культуры.

 

Заключение

Так, в курсовой работе достигнута её цель – сформирована организационная культура в студенческой среде на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

      выделены теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде;

      дано определение понятию, сущности и видам организационных культур, а также изучены основные подходы к формированию организационной культуры;

      выявлены особенности формирования организационной культуры в студенческой среде;

      дана характеристика методике исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде;

      проанализированы особенности и условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;

      дана общая характеристика исследуемых организаций;

      дан сравнительный анализ особенностей формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ;

      исследованы условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;

      разработаны рекомендации по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде;

      спроектирована модель формирования организационной культуры в студенческой среде;

      даны практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов;

      разработаны рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов.

Предметом исследования в данной курсовой работе выступила организационная культура учебных заведений.

Объект исследования – студенты экономических факультетов ПГУАС и ПГУ (специальности: «Маркетинг», «Менеджмент»).

В заключении следует отметить, что организационная культура вуза является достаточно специфическим образованием по сравнению с организационной культурой производственных фирм.

Она имеет три плана рассмотрения:

      Организационная культура вуза (факультета) как самостоятельной организации;

      Организационная культура студенчества и профессорско-преподавательского состава как социальной группы;

      Организационная культура университета как части фирмы, на которой будут работать выпускаемые специалисты, как плацдарма подготовки будущих членов профессиональной корпорации.

Таким образом, наличие символики и традиций, разделяемых и развиваемых студентами и преподавателями, позволяет нам говорить о существовании организационной культуры вуза и ее распространении на внешнюю аудиторию не только через систему СМИ, но и посредством носителей этой культуры: студентов, преподавателей, аспирантов.

Кроме того, помимо традиций и ценностей организационная культура включает в себя готовность к преобразованиям, инновациям, способность воспринимать более совершенные технологии.

Следовательно, организационная культура как элемент инновационной культуры есть основа престижного имиджа вуза. Её формирование играет важную роль, поскольку учебное заведение, имеющее развитую организационную культуру, является наиболее «укрепленным изнутри», объединенным по духу, ценностям и целям.

 


Глоссарий

      Адхократическая организационная культура – это один из видов культуры, включающий такие компоненты, как инновации и творческий подход, то есть креативность.

      Внутренний имидж организации – это представления о ней собственных работников.

      Индивидуализация – процесс превращения человека в индивидуальность, в индивидуума, отличного от других и обладающего социально неповторимыми чертами: знаниями, умениями и навыками, а также психологией поведения.

      Коллектив – средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии иди в организации.

      Морально-психологический климат – это устойчивое морально-нравственное состояние группы или же команды, в котором отражаются настроения людей, их коллективное мнение, отношение друг к другу и важнейшим материальным и духовным ценностям, к целям развития группы.

      Организационная культура – это совокупность общественно-прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений.

      Организационные отношения – это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне нее.

      Ролевая структура – деление коллектива по участию сотрудников в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.

      Социальный климат в коллективе – общее ощущение единства и взаимопонимания, создающееся и физической организацией пространства, способствующей беспрепятственным коммуникативным потокам, и стилем восприятия информации, влияющим на последующее поведение работника, и формами передачи информации, зависящей, в том числе от стиля руководства организации.

Библиографический список

      Абрамов С.Г., Костенчук И.А. О понятиях «корпоративная культура». – М.: ИНФРА–М, 2004.  – 198 с.

      Альтварг М.С., Фролов В.Н. «Организационная культура предприятия и успешность его функционирования» // Тезисный доклад Всероссийской конференции «ИИС», Воронеж, 2008.  –  39 с.             

      Богатырёв М. Организационная культура предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - № 1. – С. 104 – 111.

      Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия; организация, процесс. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.  –  236 с.

      Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – М «Экомист»,  2005.  –  461 с.

      Жалило Б. «Операция на душе» - изменение организационной культуры компании // Управление персоналом. – 2007. - № 1. – С. 48 – 56.

      Карташова Л. В., Никонова т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 220 с.

Информация о работе Формирование организационной культуры в студенческой среде (на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС)