Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование организационной культуры в студенческой среде на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде;
определить понятие, сущность и виды организационных культур, а также основные подходы к формированию организационной культуры;
выявить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде;
охарактеризовать методику исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде;
проанализировать особенности и условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
дать общую характеристику исследуемых организаций;
сравнить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ;
исследовать условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде;
спроектировать модель формирования организационной культуры в студенческой среде;
дать практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов;
разработать рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов.
Введение………………………………………………………………..….…5
Раздел 1. Теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде…………………………...…8
1.1. Понятие, сущность и типы организационных культур. Основные подходы к формированию организационной культуры…………………..……8
1.2. Особенности и условия формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………12
1.3. Методика исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде………………………….…16
Раздел 2. Анализ особенностей и условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС……………………………………………………………………………18
2.1. Общая характеристика исследуемых организаций……………….…18
2.2. Сравнительный анализ особенностей формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ………………………….……...21
2.3. Анализ условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС………………………25
Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде………………………….…26
3.1. Модель формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………………………26
3.2. Практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов……..…28
3.3. Рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов…………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Глоссарий…………………………………………………………………...33
Библиографический список………………………………………..………34
Приложения………………………………………………………………...36
Изучить всю генеральную совокупность не представлялось возможным, поэтому проводилось изучение только ее части, называемой выборочной совокупностью, которая составила 100 человек. Выбор респондентов производился случайным образом с соблюдением репрезентативности, учитывался пол, курс, факультет.
При статистической обработке первичных данных использовались современные программные средства: пакет SPSS v11.50 Rus.
Анализ и интерпретация полученных результатов нашли отражение во втором разделе работы.
В приложении Б содержится разработанный мною экспресс-тест на соответствие организационной культуры любой группы или компании для выявления необходимости в изменениях её компонентов.
Раздел 2. Анализ особенностей и условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС
2.1. Общая характеристика исследуемых организаций
Анализ особенностей и условий формирования организационной культуры студентов будет проходить на примере экономических факультетов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС) и пензенского государственного университета (ПГУ). Для полноты исследования необходимо дать характеристику этим высшим учебным заведениям города Пенза в целом, а именно факультетам и специальностям, участвующим в анкетировании, в частности.
Так, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС) – это один из крупнейших вузов Приволжского региона, ведущий научный и методический центр по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов, магистров и научных кадров в области строительства и архитектуры, строительства автомобильных дорог, мостов и аэродромов, эксплуатации и сервиса транспортной техники, организации движения на транспорте, менеджмента, маркетинга, экономики и управления на транспорте и строительстве, землеустройства, информационных систем и технологий и других отраслей техники. В университете обучается свыше 50 обучающихся иностранных граждан из 12 стран; в том числе на факультете обучения иностранных граждан – около 15 человек, в аспирантуре и магистратуре – более 20 человек.
В собственности университета: благоустроенные общежития, комплекс спортивных сооружений, спортивно-оздоровительный лагерь «Аист», профилакторий, собственная полиграфическая база, газета «Университетский вестник», которая выходит ежемесячно, музей университета, где можно познакомиться с историей и сегодняшней жизнью университета. Также данная организация имеет творческие связи со многими заводами, предприятиями, организациями, НИИ и вузами как в нашей стране, так и за рубежом.
Общая площадь ВУЗа – 82121 м2. Аккредитованные специальности ПГУАС (участвующие в исследовании в рамках данной курсовой работы): «Маркетинг» (Специалист), «Менеджмент» (Специалист).
По данным на 2010 год всего преподавателей – 455 человек, докторов наук – 43 человек, кандидатов наук – 229 человек, профессоров – 47 человек.
Всего обучается на всех факультетах и формах обучения 6347 студентов. Из них по специальностям, участвующим в анкетировании:
«Маркетинг» (Очная форма обучения) – учится 124 студента, из них бесплатно 23. Специалистов выпущено 33 человека.
«Менеджмент» (Очная) – учится 97 студентов, бесплатно 40. Это новая для России специальность, порожденная рыночными отношениями в экономике. Специалистов профиля «Менеджмент организации» готовят для организационно-управленческой и экономической деятельности в общестроительных и специализированных строительных, проектных и конструкторских организациях, а также в консультационных и научно-исследовательских фирмах, организациях экономической направленности и на промышленных предприятиях. Выпускники специальности используются в качестве линейных инженерных работников в строительстве, в службах управления, планирования, бухучета, маркетинга, снабжения и коммерции.
В университете делается все возможное для гармоничного развития студентов, воспитания из них не только нужных стране специалистов, но и достойных граждан России. Многие выпускники ПГУАС занимают ответственные посты в образовании, науке, бизнесе и производстве, работают за границей.
В свою очередь, Пензенский государственный университет (ПГУ) по итогам заключительного этапа конкурса «Европейское качество» в 2004, 2005 и 2009 годах среди высших учебных заведений страны признан лауреатом номинации «100 лучших ВУЗов России» с присуждением золотой медали «Европейское качество». Ректор университета Владимир Иванович Волчихин в 2004, 2005 и 2009 годах удостоен почетного звания «Ректор года».
В настоящее время на факультете экономики и управления (ФЭУ), образованный 11 февраля 1996 года, обучается 1493 студентов, в том числе 370 студентов на договорной основе. Студенты ФЭУ имеют возможность после 4-х лет обучения получать квалификацию «Бакалавр», продолжать обучение в 2-х летней магистратуре для получения степени «Магистр» или 1-го года с присвоением квалификации «Специалист».
Кадровый состав претерпел изменения: более 60% это кадры с учёными степенями и званиями. Средний педагогический стаж составляет 26 лет. В практику работы кафедр и факультета входит постоянное изучение опыта, учебных технологий других вузов. Раз в семестр, перед текущей аттестацией проводятся собеседования со студентами всех групп. Это дает возможность выявить проблемы взаимоотношений преподавателей и студентов. Особенно это ярко проявляется на первом курсе.
Кафедры факультета поддерживают тесные деловые связи с ведущими образовательными центрами страны и зарубежья (С.-Петербургская академия экономики и финансов, С.-Петербургская инженерно-экономическая академия), участвуют в научных симпозиумах и конгрессах (проф. Федотов, Кошарный, Володин). Подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров осуществляется через аспирантуру, докторантуру и соискательство. На 8 кафедрах факультета открыта аспирантура, где обучается в общей сложности 119 аспирантов.
Таким образом, исследуемые организации являются одними из ведущих ВУЗов города.
2.2. Сравнительный анализ особенностей формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ
Для изучения особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде было опрошено 100 студентов экономических факультетов, обучающихся по специальностям «Менеджмент» и «Маркетинг». Особенности формирования организационной культуры студентов ПГУАС и ПГУ различны. Так, организационная культура студентов экономических факультетов ПГУАС имеет особенности формирования, проявляющихся в следующих формах:
индивидуальное собеседование дирекции института с абитуриентами;
проведение встреч дирекции института с родителями;
посвящение в первокурсники в группах и выборы менеджеров (старост) групп;
экскурсии по университету;
проведение конкурса на лучший бейдж студенческой группы;
подготовка и проведение «Дня первокурсника», «Дня института», конкурсов «Алло, мы ищем таланты», «КВН», «Студенческая весна» и других.
При этом особенности формирования организационной культуры студентов ПГУ четко просматривается в воспитательной работе, включающей в себя:
проведение массовых факультетских мероприятий (встречи, диспуты, концерты, студенческие вечера, спортивные мероприятия);
проведение кафедральных мероприятий;
индивидуальная работа с группами;
индивидуальная работа со студентами;
общих мероприятий с профессорско-преподавательским составом;
индивидуальных встреч, бесед с преподавателями, активом;
работа в общежитии и со студентами, проживающих на частных квартирах.
Количественно эту работу можно охарактеризовать показателями: за учебный год массовых мероприятий проводится 9-10, по специальностям 14-16, по группам – 30-40, индивидуально 140-150 встреч.
По инициативе студентов ПГУ в ВУЗе внедрена система студенческого самоуправления, создана учебно-воспитательная комиссия. Это является ещё одним отличием от особенностей организационной культуры в студенческой среде ПГУАС. Успех воспитательной работы во многом зависит от единства действий преподавательского состава. Проводимые мероприятия показали, что весь коллектив стремиться к единству в рамках института и все в один голос заявляют о том, что есть интерес к мероприятиям в составе института.
Организационная культура и ПГУ, и ПГУАС проявляется через представления о ценностях. Из них выводятся нормы и правила поведения, которые влияют на конкретное поведение отдельных групп и индивидов (см. рис. 2.2.1).
Рис. 2.2.1. Формирование организационной культуры
Анализируя особенности организационных культур в студенческой среде ПГУ и ПГУАС были также выявлены и сходства. Так, по данным анкетного опроса выяснилось, что корпоративная символика этих университетов сегодня включает в себя (рис. 2.2.2).
Рис. 2.2.2. Корпоративная символика ПГУ и ПГУАС
По результатам диаграммы, изображенной на рис. 2.2.2, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, не все студенты знают о том, что в их ВУЗе имеется корпоративная символика (25% респондентов от ПГУ и 10% от ПГУАС). Часть студентов вовсе не знают определение, а, следовательно, и значение корпоративной символики (20% от ПГУ и 7% от ПГУАС). При этом студенты ПГУАС оказались более информированы в этом вопросе, чем студенты ПГУ, что явно видно на диаграмме.
Как выяснилось, в ходе анкетирования, большее количество студентов с каждым годом более ответственно подходит к учебному процессу (54% респондентов ПГУ и 40% - ПГУАС), потому что охват общественной работой возрастает, но пока остается низким, на уровне 500 человек (на оба ВУЗа).
Так, в конкурсе «Весенние вечера» студенты ПГУ занимали в течение последних 3-х лет 1, 2, 6 места. В институте существует система информированности студентов, а также обратной связи. В первый четверг месяца на факультете проводится собрание старост и студенческого актива. В начале у них не было должного контакта, затем процессы стали демократичнее и от собраний был получен большой объем информации – так ответили 70% опрошенных (из которых 30% - студенты ПГУ и 40% - студенты ПГУАС).
Число корпоративных традиций двух ВУЗов также имеют схожие особенности (рис. 2.2.3).
Рис. 2.2.3. Число корпоративных традиций ВУЗов
Для выявления основных корпоративных традиций ВУЗа студентам был задан вопрос «Какие корпоративные традиции имеются у Вас в ВУЗе?». Выяснилось, что лишь 52% респондентов ПГУ и 43% ПГУАС знают о выпуске их ВУЗом (факультетом) университетской (факультетской) газеты, а оставшиеся 48% от ПГУ и 57% от ПГУАС не знают и не интересуются традициями своего ВУЗа. Это говорит о недоработанной системе информированности студентов и вовлеченности их во внеучебную жизнь ВУЗа. А, в свою очередь о Дне открытых дверей знают большинство студентов, участвующих в анкетировании – это 95% - ПГУ и 85% - ПГУАС.
2.3. Анализ условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов
ПГУ и ПГУАС
Анализируя данные анкетного опроса, выяснилось, что одним из важнейших условий формирования организационной культуры в студенческой среде является корпоративный дизайн – так ответили 85% опрошенных от ПГУ и 96% - от ПГУАС, оставшиеся респонденты затрудняются ответить на данный вопрос предложенной анкеты. В свою очередь, корпоративный дизайн – это идентичное оформление дирекции, деканатов, представительств: вывески, стенды, буклеты с логотипом ВУЗа, бэйджи для сотрудников и студентов, корпоративные галстуки, шарфы. Это способствует визуализации воспроизводства образа вуза (по данным 86% ПГУ и 78% ПГУАС).
Ещё одним важным условием формирования организационного поведения сотрудников является система обучения студентов и повышения квалификации сотрудников. Обучение строится на основе ключевых компетенций, необходимых для работы в системе образования. Для сотрудников это:
• Предметная (профессиональная) область (основы менеджмента, маркетинга, управление персоналом с использованием дистанционных технологий и т. д.);
• Информационные технологии (навыки работы на компьютере, использование интернет-технологий в повседневной практике и в учебном процессе, знание прикладных программ, создание методических ресурсов, и т. д.);
• Эффективные коммуникации (ораторское мастерство, педагогическое мастерство, этика, психология делового общения, искусство продаж, организация электронного консультирования студентов и т. д.).
Для студентов это навыки работы на компьютере, знание технологий обучения, умение самостоятельно выбирать необходимую информацию как на корпоративных ресурсах, так и в Интернете, знание правил обучения и получения аттестации, умение общаться с представителями вуза с использованием различных каналов и средств коммуникации. Все это, в конечном итоге, формирует идентичность ПГУ и ПГУАС, отличную от других вузов.