Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:05, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь – её руководителя. От личности руководителя зависит отношение к его действиям. Личность руководителя влияет на мнение работников о своей организации, благодаря ей может улучшаться репутация фирмы, т.к. сотрудники через систему социальных сетей распространяют информацию о компании, находясь внутри нее. От лидера зависит, как работники принимают правила, установленные в данной фирме. Не случайно изучение основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей.1
Введение…………………………………………………………………...…... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками ООО УК «Металоинвест»……………………………………………………………
15
1. Модель имиджа руководителя и ее репрезентация во внутрикорпоративных коммуникациях сотрудниками организации
ООО УК «Металлоинвест»…………………………………………………….
15
2. Механизмы формирования имиджа руководителя холдинга «Металлоинвест»……………………....................................................................
19
3. Содержание внутрикорпоративных стандартов коммуникаций ООО УК «Металлоинвест». Вертикальные и горизонтальные коммуникации.
36
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя в процессе формирования корпоративных коммуникаций на примере компании ООО УК «Металлоинвест»…………………………………………………... 50
1.Характеристика эмпирического исследования предприятия ООО УК «Металлоинвест», его специфика с точки зрения командного потенциала…………………………………………………………………
50
2. Анализ средств внутрикорпоративных коммуникаций на предприятии………............................................................................................
57
3. Коммуникативная оценка системы обратной связи работников с руководителем как компонент формирования внутрикорпоративных коммуникаций………………………………………………………………….
94
Заключение……………………………………………………………..……... 111
Список использованных источников и литературы…
Под образом в социальной
Следовательно, в нашей дипломной работе под понятием «имидж руководителя» мы подразумеваем – целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целой группе и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю.49
Предмет, объект, цель, задачи дипломной работы.
В данной работе предметом исследования является влияние модели репрезентации имиджа руководителя в сознании сотрудников организации на развитие корпоративной коммуникации в рамках исследуемой в работе организации ООО УК «Металлоинвест». Объектом исследования является имидж руководителя в корпоративных коммуникациях организации.
Целью дипломной работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования имиджа руководителя как репрезентации внутрикорпоративной коммуникации сотрудниками организации на примере ООО УК «Металлоинвест»
Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:
1.Проанализировать
теоретико-методологические
2.Определить
специфику формирования имиджа
руководителя корпорации на
3.Выявить
основные механизмы
Теоретическая основа дипломной работы.
Теоретическими основами данной дипломной работы стали следующие научные конструкты современной отечественной и зарубежной коммуникатологии: теория механизма функционирования корпоративных коммуникаций в PR С. Катлипа,50 где внутрикорпоративный PR рассмотрен в рамках теории PR, как средство формирования корпоративной культуры; концепция построения имиджа лидера Е.В. Егоровой–Гантман,51 где рассмотрена типология личности политического лидера, его структура, психологические способы воздействия лидера на своих последователей; концепция построения образа лидера как представителя корпоративной коммуникации сотрудниками организации Д.В. Журавлева52 и концепция механизмов межличностного восприятия Г.М. Андреевой,53 где особое внимание уделено факторам и условиям оптимальной работы над созданием образа лидера, рассмотрению возможности использования этих результатов в деловом общении, а также общим вопросам психологии, психическим и познавательным процессам, состояниям и свойствам, эмоционально-волевой сфере личности, ее индивидуальным особенностям.
Общенаучная методолгоия дипломной работы.
В процессе изучения данной проблематики и обработки материалов применялись следующие методы социологических исследований: метод глубинного интервью, включенное наблюдение и анкетирование.
Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается согласованностью теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными исследований, достаточно репрезентативной выборкой испытуемых. Экспериментальной базой исследования является ООО Управляющая компания «Металлоинвест», находящаяся в Москве и имеющая филиалы в южных областях РФ.
Эмпирическая база исследования.
Специфика экспертного опроса
в данном исследовании
Научная новизна выбранной для исследования проблематики заключается в попытке апробировать и посмотреть, как уже известные механизмы формирования имиджа руководителя в различных отечественных и зарубежных корпоративных культурах работают в организации, занимающейся управлением металлургическими комбинатами. С этой целью выделена гипотеза исследования. Она заключается в следующих предположениях:
- формирование имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций будет успешным, если при его создании и коррекции учитывается общая структура имиджа топ-менеджмента данной организации с доминированием профессионального компонента, что определяет его динамичность;
- процесс формирования имиджа руководителя зависит от состояния морально-психологического климата на предприятии, уровня конфликтности, адаптации сотрудников и от сложившейся в организации корпоративной культуры.
Практическая значимость дипломной работы выражается в следующих позициях:
-полученные результаты позволят определить дальнейшие перспективы в формировании корпоративной культуры ООО УК «Металлоинвест»;
-достигнутые наработки исследования могут быть использованы специалистами по PR других организаций и фирм при формировании имиджа руководителя компании и выработки содержания ее корпоративной культуры;
-достигнутые результаты исследования могут быть использованы в выработке содержания имиджевого позиционирования руководителя компании во внутрикорпоративных коммуникациях крупных фирм или организаций.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и перечня информационных источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается обзор литературы и источников, формулируются цели, задачи, объект и предмет данного исследования.
В первой главе (Теоретические основы формирования имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками ООО УК «Металлоинвест») изучается понятие имиджа во внутрикорпоративных коммуникациях, рассматриваются основные концептуальные подходы к изучению имиджа в отечественной и зарубежной психологии. В первой главе также отражены факторы и механизмы формирования имиджа топ-менеджера. Во второй главе (Эмпирическое исследование формирования имиджа руководителя в процессе формирования корпоративных коммуникаций на примере компании ООО УК «Металлоинвест») на основе проведенного социологического исследования методами анкетирования выявляется специфика формирования имиджа руководителя в сознании сотрудников организации, раскрывается процесс формирования имиджа руководителя на данном предприятии. В заключении подводятся итоги работы, дается краткий обзор проведенного исследования, намечаются возможности применения полученных результатов.
В дипломной работе представлен
широкий спектр данных (графики, таблицы),
полученных мной с помощью анкетирования,
а также на основе информации кадровой
службы и психологов ООО УК «Металлоинвест».
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками организации.
Если пятнадцать лет назад термин «имидж» был мало представлен в отечественных научных публикациях и встречался лишь в узкоспециальных изданиях, то в последние годы он стал все чаще не только специально формироваться, но и исследоваться. В научной литературе, имеющейся по данной проблематике, по-прежнему нет единого мнения по вопросу влияния имиджа руководителя на внутрикорпоративные коммуникации крупных компаний. Иногда высказываются крайние точки зрения – от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего объекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей54.
Отечественные авторы-теоретики, а также практики-имиджмейкеры (П.Г. Комлев, Г.Г. Почепцов, В.В. Бойко, В.М. Шепель, С.Е. Ананьева, Е.Б. Перелыгина и др.) предлагают различные варианты типизации и структуризации имиджа.
Г.Г. Почепцов определяет три возможных подхода к имиджу: функциональный, при котором выделяются разные его типы, исходя из разного типа функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации, и сопоставительный, когда имеет место сравнение близких имиджей.55
Е.Б. Перелыгина в зависимости от преобладающего типа мотивации, лежащей в основе деятельности по созданию имиджа, различает два типа индивидуального имиджа: имидж, ориентированный на самоощущение, и имидж, ориентированный на восприятие.56 При этом автор считает, что данные типы имиджа не являются взаимоисключающими и в ряде случаев один и тот же имидж может обладать свойствами как первого, так и второго.
В ряде определений имиджа подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные, сформированные человеком. Еще одна важная характеристика имиджа – это его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью и создание или коррекция его предполагает, что он нужен для чего-то. При помощи имиджа можно добиться определенных целей, сделать более успешной деятельность, которой человек занимается.57
Анализ современной отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать заключение о том, что имидж руководителя в современной имиджелогии рассматривается и анализируется в контексте следующих проблем: формирование имиджа организации; влияние имиджа на деловые отношения; взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя; восприятие управленческой команды, руководителя; представление об идеальном руководителе; коммуникативные качества личности руководителя; психологические особенности личности руководителя; психологическая компетентность руководителя; психологические особенности профессиональной деятельности руководителя; гендерный аспект в сфере управления и др58.
В нашей работе под имиджем руководителя компании понимается и рассматривается целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании сотрудников, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе сотрудников, и ожиданиям, предъявляемым сотрудниками к руководителю.59
Слово «целостный» означает, что в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и т.п.), но также все, на основе чего сотрудники составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены стиль руководства, общая направленность личности руководителя, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и т.д.
Второе ключевое в определении имиджа руководителя - слово «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию руководителя. Больше всего для описания этой стороны имиджа подходит понятие конгруэнтности, то есть соответствия одних элементов имиджа другим.60
Имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры. Существуют достаточно жесткие представления о том, какой руководитель должен быть в организации с тем или иным типом корпоративной культуры. Так, например, для культуры патриархального типа необходим руководитель, который играл бы роль отца, заботливого покровителя, ориентированного на отношения человека, который глубоко вникает в проблемы подчиненных и проявляет активную заинтересованность в их разрешении, какой бы сферы это ни касалось.61 В культуре предпринимательского типа оптимальным для руководителя является имидж преуспевающего бизнесмена с наибольшим количеством внешних признаков респектабельности: дорогие вещи (автомобиль, часы, одежда Haute Couture и т.п.), большое количество текущих дел, встреч, совещаний, переговоров и т.д.62 Аналогичное соответствие существует и для других видов оргкультуры, а также для различных типов управленческих команд.
Проблема соответствия имиджа руководителя особенностям корпоративной культуры чаще всего возникает в ситуации организационных изменений, сопряженных со сменой руководящего состава. Однако бывают ситуации, когда некоторые личные мотивы руководителя заставляют его поднять проблему внутреннего имиджа. В данном случае целью формирования имиджа является повышение рейтинга руководителя за счет привлечения голосов из числа сотрудников предприятия, т.е. как образец для подражания среди подчиненных. То есть в этом случае имидж руководителя выступает как мотивирующий фактор для подчиненных.