Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:05, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь – её руководителя. От личности руководителя зависит отношение к его действиям. Личность руководителя влияет на мнение работников о своей организации, благодаря ей может улучшаться репутация фирмы, т.к. сотрудники через систему социальных сетей распространяют информацию о компании, находясь внутри нее. От лидера зависит, как работники принимают правила, установленные в данной фирме. Не случайно изучение основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей.1
Введение…………………………………………………………………...…... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками ООО УК «Металоинвест»……………………………………………………………
15
1. Модель имиджа руководителя и ее репрезентация во внутрикорпоративных коммуникациях сотрудниками организации
ООО УК «Металлоинвест»…………………………………………………….
15
2. Механизмы формирования имиджа руководителя холдинга «Металлоинвест»……………………....................................................................
19
3. Содержание внутрикорпоративных стандартов коммуникаций ООО УК «Металлоинвест». Вертикальные и горизонтальные коммуникации.
36
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя в процессе формирования корпоративных коммуникаций на примере компании ООО УК «Металлоинвест»…………………………………………………... 50
1.Характеристика эмпирического исследования предприятия ООО УК «Металлоинвест», его специфика с точки зрения командного потенциала…………………………………………………………………
50
2. Анализ средств внутрикорпоративных коммуникаций на предприятии………............................................................................................
57
3. Коммуникативная оценка системы обратной связи работников с руководителем как компонент формирования внутрикорпоративных коммуникаций………………………………………………………………….
94
Заключение……………………………………………………………..……... 111
Список использованных источников и литературы…
Федеральное агентство по образованию РФ
Российский государственный гуманитарный университет
Историко-архивный
институт
Факультет истории, политологии и права
Кафедра
социальных коммуникаций и технологий
Виноградова Татьяна Дмитриевна
Формирование имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками организации (на примере ООО УК «Металлоинвест»)
Дипломная работа студентки 3 курса вечернего отделения второго высшего образования
Научный руководитель
канд. полит. наук, доц.
Зверев А.Л.
_____________________
Допущена к защите на ГАК
Заведующий кафедрой
канд. полит. наук, доц.
Майклсон В.М.
__________________________
“
” _____________ 2007 г.
Москва
2007
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава
1. Теоретические основы формирования
имиджа руководителя как репрезентация
внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками
ООО УК «Металоинвест»………………………………………… |
15 |
|
15 |
|
19 |
|
36 |
Глава
2. Эмпирическое исследование
имиджа руководителя в процессе формирования
корпоративных коммуникаций на примере
компании ООО УК «Металлоинвест»……………………………………… |
50 |
|
50 |
|
57 |
|
94 |
Заключение…………………………………………………… |
111 |
Список использованных источников и литературы…………………...…… | 114 |
Актуальность темы исследования. Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь – её руководителя. От личности руководителя зависит отношение к его действиям. Личность руководителя влияет на мнение работников о своей организации, благодаря ей может улучшаться репутация фирмы, т.к. сотрудники через систему социальных сетей распространяют информацию о компании, находясь внутри нее. От лидера зависит, как работники принимают правила, установленные в данной фирме. Не случайно изучение основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей.1
Имидж руководителя высшего звена создает впечатление о компании, а от этого напрямую зависит ее успешность. Предмет имиджеологии, касающийся непосредственно имиджа руководителя, только начал складываться, поэтому пока трудно говорить о комплексном и целенаправленном изучения проблемы.2 Об имидже как условии успешности руководителя организации говорят все чаще и серьезнее. Опыт управления организацией ООО Управляющая Компания «Металлоинвест» показывает, что без создания и поддержания положительного делового имиджа генерального директора трудно рассчитывать на успешное ведение дел и пользоваться достойной репутацией среди сотрудников. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет, так как имидж делового человека напрямую определяет имидж самой компании. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих успех в бизнесе.
«Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика специалистов по изучению корпоративных коммуникаций», – отмечает Е.А. Петрова в своей работе «Имидж и его изучение в современной науке»3.
Особую актуальность
Проблема исследования.
В представленном дипломном
Большинство российских авторов, занимающихся проблемами имиджа, обращаются к опыту западных специалистов в данной области и, как правило, адаптируют этот опыт к российским реалиям.5 В этой связи хотелось бы отметить, что, по большей части, при подготовке данной работы я опиралась на мнения отечественных авторов, таких как Е.В. Егорова–Гантман, В.М. Шепель, Е.А. Петрова, А.А. Бодалев. Также необходимо отметить, что лишь немногие российские авторы занимаются отдельным изучением имиджа, а чаще рассматривают его в рамках работ по менеджменту и теории организации, среди них О.С. Виханский,6 Дж. К. Лафта,7 А. Ф. Баранников8 и др.
Среди значительного числа
Также при определении методологической основы данной работы можно выделить работы Ю.А. Селезневой21, Д.В. Журавлева22, В.Я. Белобрагина23 по различным аспектам формирования личностного имиджа и его влияния на массовое сознание общественности.
Первыми активно начали
Затем «имидж», как
Психологическое обоснование
К проблеме имиджирования обращались Н.Макиавелли, Талейран, Гиппократ, предлагавший использовать мимику для определения темперамента людей.
В царствование Наполеона Бонапарта существовала цензура на портреты императора. Высочайшим указом был утверждён образец её изображения живописцами27. В 1925 году в нашей стране была издана книга Б. Хатунцева «О природе власти»28. Опыт исследования социально-психологических основ власти, в которой личное обаяние рассматривалось как субъективное средство создания вокруг себя ореола, способствующее тому, чтобы подчинять людей и приобретать их признание.
В 70-х годах ХХ века имидж стал появляться в СССР в журнальных и реже в газетных публикациях как категория отрицательная. Его рассматривали в основном как манипулятивный приём буржуазной политики и средств массовой информации, используемый в целях идеологической обработки массового сознания людей. Подобное отношение к имиджу не способствовало объективному интересу к нему со стороны советских учёных.29
Следующий блок литературы
Выводы по историографической части введения.
Проанализировав степень научной разработанности проблемы по теме дипломной работы, выявлено, что в нашем исследовательском случае актуально использовать следующие теоретические конструкты по разрабатываемой проблематике: концепция построения имиджа лидера, включающая в себя технологии по продвижению персональных и социальных характеристик лидера Е.В. Егоровой–Гантман39 позволила определить и исследовать специфику формирования и основные формы выражения имиджа лидера компании ООО УК «Металоинвест»; концепция механизма функционирования корпоративных коммуникаций в PR С. Катлипа40 помогла рассмотреть теоретико-методологические основания корпоративных коммуникаций в PR; концепция построения образа лидера как репрезентации корпоративных коммуникаций сотрудниками организации Д.В. Журавлева41 и концепция механизмов межличностного восприятия Г.М. Андреевой42 позволили выявить основные механизмы позиционирования имиджа руководителя в корпоративных коммуникациях.
Выявленные в ходе
Интерпретация основных понятий.
Исходное понятие, отражающее сущность предмета научного исследования, выступает в качестве познавательной основы для выстраивания логики процесса исследования и критериев его оценки. К сожалению, нередко это методологическое требование не соблюдается. В итоге возникает познавательный конфуз: ход исследования и его результаты оказываются несовместимыми с предметом исследования, т.е. отрываются от предмета исследования. Вот почему особое значение следует придавать обоснованию семантики основных понятий.
Внутрикорпоративная коммуникация – часть общей системы коммуникаций, которые имеются в наличии у любого руководителя организации.
Имидж - это синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объем эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определенному социальному поведению.43 Понятие имиджа от бренда отличается тем, что имидж относится, прежде всего, к фирме или человеку и формируется с помощью PR-мероприятий, как правило, с привлечением имиджмейкеров и других профессионалов.
Образ - это мысленная картинка, которая возникает в сознании и подсознании сотрудников в результате естественного рабочего и личного взаимодействия с руководителем.44 Как научные понятия, образ и имидж не тождественны. Нетождественность понятий «имиджа» и «образа» исходит из их представленности на разных уровнях научного знания. В психологии понятие «образ» является одной из базисных категорий , не сводимой и не выводимой из других понятий и обусловливающей, в числе других базисных категорий, построение специальных теорий.45 Такой конкретной теорией является теория имиджа. Понятие «образ», следовательно, является родовым понятием по отношению к имиджу и способствует раскрытию его сущности как психологического явления. либо воспринимается, но и ставит перед собой задачу корректировать это восприятие. Следовательно, можно предположить, что понятие «имидж» носит функциональный характер. Это позволяет выделить наиболее важные особенности имиджа как разновидности психического образа. Понятие «имидж» имеет смысл употреблять тогда, когда, во – первых, появляется представление о том, что объект воспринимается аудиторией и происходит осознание самого факта восприятия; во – вторых, проявляется целенаправленность в формировании образа объекта.46 Иными словами, образ объекта может существовать «естественно», а понятие имидж возникает тогда, когда возникает задача коррекции этого образа в групповом или индивидуальном сознании. Сама же сознательная деятельность по коррекции имиджа не всегда становится предметом рефлексии – интуитивно ориентируясь на групповые ценности и идеалы, субъект не обязательно включает ее в предмет своего сознания.47