Финансовая система Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Переход от смешанной экономики требует различных форм и типов хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах, введении конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям. Становление финансовой системы Кыргызстана в условиях реорганизации экономики сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на теоретических и практических выводах мирового экономического опыта.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане. 12
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики. 19
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР 19
2.2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики 25
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской 33
Республики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 42

Работа содержит 1 файл

Реферат совер пенсионной системы.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

    Независимо  от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов  населения призвано решать следующие  задачи:

  • повышение общего уровня жизни населения;
  • достижение социально справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан;
  • обеспечение прожиточного минимума конституциональных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а так же вида общественно-полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;
  • стимулирование трудовой и деловой деятельности активности населения, борьбы с незаконными доходами;
  • привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.

    Повышению роли государственного бюджета в  социальных процессах способствуют кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. За счет бюджетных средств финансируются многие отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Возрастающее социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечить даже за счет дефицитного финансирования.

    В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать социальные последствия расслоения граждан по их материальному достатку, что вызвано переходом к рыночным условиям хозяйствования. С переходом к рынку бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении экономической социальной политики.

    При переходе к рыночным отношениям возникают  новые формы собственности, при этом существующая система социальной защиты населения становится менее эффективной и финансово обеспеченной. Ее жизнеспособность, тем более практическое исполнение осложняется как ограниченностью бюджетных средств, так и множеством законодательно-нормативных актов, предоставляющих населению различные виды социальной помощи и льгот.

    Формирование  социальной политики - сложный процесс, тесно связанный с экономическим развитием. Решение многих назревших вопросов в социальной сфере зависит от финансовых возможностей республики. Несмотря на дефицит финансовых возможностей вопросы социальной защиты населения, по прежнему, находятся в центре внимания Правительства КР. Более того, целью государственной политики является не просто сохранение уровня жизни населения, но и преодоление бедности как социального явления.

    Анализ  макроэкономической ситуации показывает, что устойчивых тенденций комплексного, сбалансированного развития за 2005-2006гг. не достигнуто

    За  этот период удалось добиться некоторой  последовательности в достижении задач макроэкономического развития, однако в отдельных отраслях сохраняется нестабилность.

    Объем ВВП в 2006г. превысил на 5% уровень 2005г., что значительно выше показателя, предусмотренного правительством в индикативном плане (3%). Эти результаты обеспечены в первую очередь за счет роста сельскохозяйственного производства на 1,5%, промышленности – на 1,4, строительства на – 0,2 и торговли на – 1,0%.

    Структура ВВП КР отражает сельскохозяйственную ориентацию. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2005г. составила 38,2%, а в 2006г. – 36,6%, за ним следует промышленность, удельный вес которой в 2006г. увеличился по сравнению с 2005г. с 18,3% до 21,5%.

    Относительно  высокие темпы роста были характерны для большинства отраслей промышленности. За истекший год в промышленном секторе  экономики произведено продукции  на 43005,9 млн. сом. Индекс физического объема промышленной продукции составил 106,0% без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» - 25298 млн. сом., или 102,6%. Данные Нацстаткома подтверждают, незначительный рост промышленного производства, начавшийся во 2-ом квартале 2006г. (1-й кв. – 95,2%, 1-е полугодие – 103.3%, в целом за год – 106,0%).

    Наметившийся  подъем имеет, прежде всего, структурный  характер. Он проявился в основном в сырьевых экспортно-ориентированных  отраслях. В завершившемся году возросли объемы производства в электроэнергетике, металлургической, химической, нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности. Рост объемов выпуска сырья и материалов полностью компенсирует снижение объемов производства конечной продукции.

    Промышленность, которая переживала спад сначала финансового кризиса 2007г., впервые в 2009г. показала заметные признаки оживления. Уже в июне были достигнуты положительные темпы роста физического объема производства.

    Рост  ВВП сопровождался не только увеличением  валовой продукции в промышленности, но и в отраслях производственной инфраструктуры ( в грузовом транспорте – 108,3%, розничном товарообороте – 107,2%).

    В сельскохозяйственном секторе экономики  объем валовой продукции в 2009г. составил 41377,3 млн. сом. и возрос по сравнению с 2008г. на 3,9%, а 2009г. уступил 2008г. в приросте сельскохозяйственной продукции на 4,3 процентных пункта.

    Активно наращивались темпы подрядных работ  в строительстве. Объем валовой  продукции составил в 2009г. составил 5206,5 млн.сом, что на 5,9% больше чем в 2008г..

    Большое влияние на формирование совокупного  спроса в экономике оказал рост инвестиций в основной капитал, что позитивно повлияло на динамику ее валового накопления. На развитие экономики и социальной сферы в 2009г. использовано 8216,7 млн. сом. капитальных вложений, что по сравнению с 2008г. на 4,2% больше.

    Рост  прибыли нефинансовых предприятий  расширил возможности финансирования инвестиций.

    В 2009г. произошел перелом негативной тенденции сокращения реальных денежных доходов населения, действовавший в 2007-2008гг.

    Реальные  денежные доходы по сравнению с 2008г. увеличились на 1.4%. Номинальный объем денежных доходов составил 39679,4 млн.сом. и возрос по сравнению с 2008г. на 18,2%. Рост денежных доходов способствовал расширению спроса домашних хозяйств на покупку товаров и услуг, стимулированию роста промышленности.

    Минимальный потребительский бюджет возрос на 9,8% и составил 1205, 31 млн. сом. Значительно  снизились темпы инфляции по сравнению  с предыдущими годами. Так, в 2007г. среднемесячный прирост цен составл 2,4%, в 2006г. –1,0%, в 2007г. – 1,3%, 2008г. – 2,9%, а в 2006г. – 0,8%.

    Внешнеторговый  оборот в 2009г. в целом находился на уровне 2008г. и в текущих ценах составил 1059,1млн. долл. США (50575,7 млн.сом.) Сальдо торгового баланса сложилось отрицательное в размере 50,1 млн. долл. И уменьшилось по сравнению с 2008г. в 2,9 раза. Объем импорта уменьшился на 7,5%, а объем экспорта увеличился на 11,2%.

    Доходная  часть государственного бюджета  в 2006г. характеризуется следующими показателями.

    В консолидированный бюджет республики поступило, по предварительным данным, 9891.5 млн. сом. (2008г. – 8152.5 млн.сом.), что составило 81% выполнения к уточненному плану (в 2005г. – 87%). Из них общие доходы – 9283,2 млн.сом., специальные средства, платные услуги учреждений, состоящих на бюджете и трансферты – 608,2 млн. сом.

    Налоговые сборы составили 7675,8 млн. сом. или 88,8% уточненного плана, на 4,4% меньше по сравнению с 2008г.. Доля налогов в ВВП практически не изменилась: 12,3% в 2009г. и 12,2% в 2008г.

    Государственный бюджет по расходам исполнен в сумме 11284,5 млн. сом. при плане 12121,9 млн.сом., или на 93,1%, что на 6,8% чем в 2008г. Доля расходов к ВВП составила 18,1%. Местный бюджет исполнен в сумме 3421,5 млн. сом, или на 96,8% к уточненному плану.

    Расходная часть бюджета составила 9740,8 млн.сом., или 92,8% от прогноза, что на 9,3% больше чем за 2008год. Не профинансировано 751,3 млн.сом. в связи с недопоступлением доходов, средств от приватизации, возврата бюджетных ссуд и грантов, специальных средств.

   Министерство  финансов в процессе исполнения бюджета  придерживалось политики, направленной на повышение эффективности использования  ограниченных ресурсов и в результате осуществляло в основном финансирование приоритетных статей расходов. Так, на финансирование защищенных статей расходов за 2009год израсходовано 4608,5 млн. сом. или 92,4% от прогноза. Кроме того погашена задолженность 2005г.по защищенным статьям расходов на сумму 98,9 млн.сом.

        Финансирование  дефицита бюджета                                  Таблица 6

        2008 год/факт               2009г.
     Млн. сом % к ВВП Млн. сом. % к ВВП
   Общие доходы 8152,5 16,2 9891,5 15,9
   Общие расходы 9312,0 18,7 11284,5 18,1
   Дефицит (-) -1220,5 -2,5 -1393,0 -2,1
   Внутреннее  финансирование -174,1   -109,6     
   Внешнее финансирование 1550,9      -1579,0     
 

    Одной из целей бюджетной политики на 2009 год являлось сокращение дефицита бюджета. Однако в 2009г. дефицит государственного бюджета определился в сумме 1334, 9 млн. сом., при плане 460,2 млн. сом.. Хотя доля бюджетного дефицита в ВВП, по предварительным данным, сократилась с 2.5% в 2005г. до 2,1% в 2006г. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Мировые финансовые системы и финансовый рынок в западных странах имеет  многолетнюю историю развития.

     Кыргызстан  же находится в начале становления рыночной экономики, экономике переходного периода и вынужден стремительно осваивать азы и законы нового механизма хозяйствования. На ходу совершенствовать структуру финансовой системы и применять финансовые механизмы для регулирования развития экономики и социально-экономических процессов.

     Важную  роль в целенаправленной работе по развитию финансовых механизмов и адекватному  воздействию их на экономику имеет  правильное понимание функционирования финансов, финансовых рынков, финансовых инструментов и применение их для углубления и совершенствования социально-экономических реформ.

     После распада СССР финансовая система  республики оказалась в перманентном кризисе. Произошло резкое ослабление воздействия государственных финансов на все экономические и социальные процессы. К этому надо добавить, что еще не сложилась стройная система и аппарат государственного и местного управления, разделение исполнительной и законодательной власти еще не завершено на всех уровнях управления.

     Главным вопросом государственного регулирования по прежнему является проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов, подкрепленной сбалансированным бюджетом, финансовым механизмом.

     Для ликвидации финансового кризиса и в разрешении финансовых проблем нужно эффективно и экономно управлять и контролировать финансами государства и строго четко руководствоваться следующими принципами:

  • независимо от уровня управления все финансовые операции должны быть прозрачными и полностью подотчетными (документально оформленными и доступными для контроля общественности);
  • все формы государственных доходов и порядок их сбора (налоги, обязательные платежи, и другие сборы), независимо от уровня управления, должны строго соответствовать нормативным правовым актам; все доходы должны поступать на официальные депозитные счета в учреждениях Казначейства и полностью отражаться в республиканском и местных бюджетах;
  • все платежи, производимые государственными органами, должны осуществляться в строгом соответствии с функциями и задачами этих органов, в рамках предусмотренных бюджетных средств, утвержденных на республиканском или местном уровнях;
  • соблюдение строгой финансовой дисциплины всеми государственными органами, а также другими организациями, использующими бюджетные средства;
  • внедрение и полное использование в экономике и во всех государственных учреждениях и организациях международных стандартов бухгалтерского учета и финансового аудита.

Информация о работе Финансовая система Кыргызской Республики