Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа
Переход от смешанной экономики требует различных форм и типов хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах, введении конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям. Становление финансовой системы Кыргызстана в условиях реорганизации экономики сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на теоретических и практических выводах мирового экономического опыта.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане. 12
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики. 19
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР 19
2.2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики 25
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской 33
Республики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 42
Как видно из таблицы 3 налог на добавленную стоимость остается одним из основных источников дохода бюджета.
В то же время дальнейшее ужесточение фискальной политики может привести не к росту, а к существенному сокращению налоговых сборов в бюджет. В этих условиях бюджет развития лопнет, начнется цепная реакция остановки производств. Тогда придется резко менять курс экономической политики вообще и налоговой, в частности. В связи с этим предполагается провести эксперимент, направленный на стимулирование производительности.
Например: налоги для предприятий, не имеющих задолженности. Все, что будет заработано предприятием сверх установленной величины, не подлежит налогообложению. В этом случае появятся стимулы для роста производства, как у коллектива предприятия, так и у партнеров.
Одновременно с доходной частью реформировалась и расходная часть бюджета. Политика реформ в области расходования средств госбюджета включает такие направления, как:
1)
сокращение численности
2) рационализация предоставления услуг в секторах образования и здравоохранения;
3)
совершенствование и
4)
реформирование пенсионной
Расходная часть государственного бюджета за период 2005-2010 г.г. представлена в Таблице 2. В последние годы государственные расходы значительно сократились по отношению к ВВП. Так, общий объем расходов снизился с 28,5 % в 2005 г. до 22,2 % в 2006г., до 18,3 % ВВП в 2007 г., и до 15,5% в 2008г., и 13,7 в 20108г.(таблица 4)
Таблица 4
Государственный бюджет за 2005-2010 гг. (в млн. сом).
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Доходы,
всего
в том числе: |
2745,9 | 3933,1 | 5038,6 | 6011,6 | 1116,7 | 11680,5 |
Налоговые
поступления
в том числе: |
2432,2 | 2947,0 | 3847,3 | 4823,7 | 7772,3 | 8975,8 |
- подоходный налог | 287,0 | 288,2 | 318,3 | 404,6 | 659,4 | 691,6 |
- налог на прибыль | 433,2 | 372,1 | 349,6 | 452,3 | 526,2 | 422,3 |
- налог на добавочную стоимость | 739,8 | 1247,5 | 1733,1 | 1935,2 | 3922 | 5068,2 |
- акцизные сборы | 308,3 | 254,7 | 451,5 | 718,8 | 1279,8 | 962,7 |
- таможенные пошлины | 134,3 | 196,6 | 244,9 | 380,4 | 6029 | 6159,0 |
Неналоговые поступления | 258,5 | 524,8 | 804,6 | 990,7 | 1767 | 1972,4 |
Доходы от операций с капиталом | 0,4 | 275,7 | 126,5 | 89,6 | 0,45 | 0,900 |
Полученные официальные трансф. | 54,9 | 201,8 | 194,9 | 124,7 | 1627,9 | 731,3 |
Расходы,
всего
в том числе: |
4610,5 | 5202,4 | 6483,6 | 7084,6 | 11068,4 | 11004,7 |
Государственные услуги общего назначения | 339,9 | 579,5 | 834,5 | 947,9 | 1710,1 | 1818,2 |
Образование | 1064,9 | 1222,8 | 1475,3 | 1609,2 | 835,7 | 877,9 |
Здравоохранение | 627,4 | 732,9 | 876,6 | 944,8 | 470,8 | 546,3 |
Страхование и соцобеспечение | 915,4 | 884,9 | 1058,8 | 982,5 | 1486,0 | 1463,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 221,1 | 297,8 | 275,1 | 373,6 | 329,1 | 329,3 |
Организация отдыха и культурно-религиозная деятельность | 162,2 | 125,0 | 144,0 | 185,6 | 170,2 | 166,9 |
Транспорт и связь | 98,0 | 98,8 | 171,0 | 232,4 | 523,6 | 517,0 |
Прочие мероприятия | 1181,6 | 1260,7 | 1648,3 | 1808,6 | 3343,4 | 51,5 |
Дефицит (-) / профицит (+) госбюджета | - 1864,6 | - 1250,6 | - 1445,0 | - 1073 | -99,3 | -675,7 |
Дефицит государственного бюджета значительно сократился за счет реформ в сфере налогово-бюджетной политики. В 2006 г. этот показатель составил 5,4 % ВВП, в 2007г. - 4,7 % ВВП, в 2008 г. - 3,1 % ВВП, в 2009г.-2% к ВВП, в 2010г. предполагается дефицит бюджета в размере –0,8% к ВВП (табл. 3).
Однако несмотря на наметившуюся положительную тенденцию сокращения дефицита бюджета, следует признать, что по прежнему существуют определенные трудности в проведении бюджетной политики государства.
Таблица 5
Расходы государственного бюджета Кыргызской Республики
2001-2008 млн. сом.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Доходы | 2745,9 | 3933,1 | 5038,3 | 6011,6 | 6685,7 | 11167,7 | 11680,5 |
% к ВВП | 77 | 16,8 | 16,4 | 17,7 | 16,3 | 15,7 | 14,6 |
Расходы | 461,5 | 5202,4 | 6483,6 | 7084,6 | 7509,9 | 11068,5 | 11004,7 |
% к ВВП | 28,6 | 22,2 | 21,1 | 20,9 | 18,3 | 15,5 | 13,7 |
Дефицит | - 1864,6 | - 1269,3 | - 1445,3 | - 1073 | - 824,2 | -99,3 | -675,7 |
% к ВВП | 11,5 | 5,4 | 4,7 | 3,1 | 2 | -0,1 | -0,8 |
В качестве фактора развития инфляции и роста обменного курса, действовавшего до недавнего времени, выдвигается резкое увеличение денежной массы при финансировании дефицита бюджета кредитами Национального банка. В 2007 г. Правительство отказалось от использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита бюджета, тем самым продолжив политику минимизации инфляционного давления на экономику.
Вместе с тем кредиты Национального банка обеспечивали большую долю средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета. В 2006 г. 60 % общей суммы финансирования и 13 % внутреннего финансирования приходилось на кредиты НБКР4.
Поэтому,
совершенствование структуры
Сокращение бюджетного фонда на основе укрепления доходной части и контроля роста расходной части бюджета - одна из центральных задач государства. Так в 2008 г. расходы на содержание органов государственной власти (только правительственные структуры) были сокращены на 12 % (75 млн. сомов).
Также из государственного бюджета выделяются средства предприятиям в виде субсидий и дотаций. Не целевое использование предприятиями республиканских бюджетных средств, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование служит основанием для:
Исполнение бюджета двух последних лет показало правильность выбора реформирования государственной финансовой системы. Удалось резко сократить задолженности по социальным выплатам, которые ранее достигали 4-5 месяцев. Государственные расходы были сокращены с 28,6 % ВВП в 2004 г. до 22,9 % ВВП в 2007 г., до 15,5% ВВП в 2009 г., что было достигнуто благодаря упорядочению общегосударственных расходов, созданию системы социальной защиты населения. Доля программных кредитов, которые направлялись на финансирование дефицита бюджета, по сравнению с предыдущими годами существенно сокращается. В 2004 г. на финансирование дефицита бюджета было направлено 120 млн. долл., в 2006 г. - 81,2 млн. долл., в 2007 г. - 92,6 млн. долл., в 2008 г. эта сумма составила около 50 млн. долл., но а в 2009 г. эта сумма составляла 75 млн. долл.
Среди расходов госбюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов его доходами). Это значит, что государство становиться заемщиком финансовых средств у населения, у банков и предприятий (в этом случае возникает внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний долг государства). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Национального банка Кыргызстана, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.).
В целях максимальной стабилизации государственного бюджета Правительством Кыргызской Республики в 2007-2009 г. предприняты меры по снижению дефицита госбюджета, ужесточение финансовой дисциплины, усиление учета и контроля за формированием доходов и осуществление бюджетных расходов.
В экономике переходного периода на стадии становлении рыночных механизмов весьма существенно возрастает роль финансового рынка, финансовой системы в регулировании социально-экономических процессов в обществе, которое осуществляется с помощью различных экономических рычагов.
В
силу своей распределительной
Сферы и звенья финансовой системы отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например: для бюджетной сферы характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.
С переходом к рыночным отношениям возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные процессы: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.
Целью финансовой политики в Кыргызстане, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность государственной политики проявляется не только в изыскании возможности увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Об успехе реформ, прежде всего, будут судить по уровню жизни населения. По данным исследования уровня жизни, проведенного под эгидой Всемирного Банка, в Кыргызской Республике более 60% населения находятся ниже черты бедности.
Основной
задачей государства при
Одним из обобщающих показателей уровня жизни населения являются денежные доходы. В целом за 1992-99 гг. располагаемые доходы населения снизились почти в 1,5 раза. Прирост данного показатели впервые отмечен в 2005 г. на 6,3 %, что связано с оживлением экономики, получением сельским населением земельных наделов.
За 11 месяцев 2007 г. денежные доходы населения сложились в сумме 19263,3 млн.сом и увеличились по сравнению с этим же периодом 2006 г. на 15,4 %. Денежные расходы за этот же период возросли на 15,9 % и превысили доходы на 3,9 млн.сомов, за счет использования накопленных в прошлом средств. Но и в этих условиях реальные располагаемые денежные доходы в январе - ноябре 2007 г. увеличились по сравнению с тем же периодом 2006 г. на 4,7 %.
Основными
источниками доходов населения
являются заработная плата и прочие
поступления, включая продажу
Информация о работе Финансовая система Кыргызской Республики