Финансовая система Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Переход от смешанной экономики требует различных форм и типов хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах, введении конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям. Становление финансовой системы Кыргызстана в условиях реорганизации экономики сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на теоретических и практических выводах мирового экономического опыта.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане. 12
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики. 19
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР 19
2.2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики 25
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской 33
Республики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 42

Работа содержит 1 файл

Реферат совер пенсионной системы.doc

— 344.50 Кб (Скачать)
 

    Как видно из таблицы 3 налог на добавленную стоимость остается одним из основных источников дохода бюджета.

    В то же время дальнейшее ужесточение  фискальной политики может привести не к росту, а к существенному  сокращению налоговых сборов в бюджет. В этих условиях бюджет развития лопнет, начнется цепная реакция остановки производств. Тогда придется  резко менять курс экономической  политики  вообще и налоговой, в частности. В связи с этим предполагается провести эксперимент, направленный на стимулирование производительности.

    Например: налоги для предприятий, не имеющих  задолженности. Все, что будет заработано предприятием сверх установленной величины, не подлежит налогообложению. В этом случае появятся стимулы для роста производства, как у коллектива предприятия, так и у партнеров.

    Одновременно  с доходной частью реформировалась  и расходная часть бюджета. Политика реформ в области расходования средств госбюджета включает такие направления, как:

    1) сокращение численности служащих  бюджетных учреждений;

    2) рационализация предоставления  услуг в секторах образования  и здравоохранения;

    3) совершенствование и углубление  системы адресной социальной  помощи малообеспеченным слоям населения

    4) реформирование пенсионной системы  с целью ликвидации задолженности  по выплате пенсий и уменьшения бюджетных трансфертов в социальный фонд.

    Расходная часть государственного бюджета  за период 2005-2010 г.г. представлена в Таблице 2. В последние годы государственные расходы значительно сократились по отношению к ВВП. Так, общий объем расходов снизился с 28,5 % в 2005 г. до 22,2 % в 2006г.,  до 18,3 % ВВП в 2007 г., и до 15,5% в 2008г., и 13,7 в 20108г.(таблица 4)

    Таблица 4

    Государственный бюджет за 2005-2010 гг. (в млн. сом).

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Доходы, всего

в том числе:

2745,9 3933,1 5038,6 6011,6 1116,7 11680,5
Налоговые поступления

в том числе:

2432,2 2947,0 3847,3 4823,7 7772,3 8975,8
   - подоходный налог 287,0 288,2 318,3 404,6 659,4 691,6
   - налог на прибыль 433,2 372,1 349,6 452,3 526,2 422,3
   - налог на добавочную стоимость 739,8 1247,5 1733,1 1935,2 3922 5068,2
   - акцизные сборы 308,3 254,7 451,5 718,8 1279,8 962,7
   - таможенные пошлины 134,3 196,6 244,9 380,4 6029 6159,0
Неналоговые поступления 258,5 524,8 804,6 990,7 1767 1972,4
Доходы  от операций с капиталом 0,4 275,7 126,5 89,6 0,45 0,900
Полученные  официальные трансф. 54,9 201,8 194,9 124,7 1627,9 731,3
Расходы, всего

в том числе:

4610,5 5202,4 6483,6 7084,6 11068,4 11004,7
Государственные услуги общего назначения 339,9 579,5 834,5 947,9 1710,1 1818,2
Образование 1064,9 1222,8 1475,3 1609,2 835,7 877,9
Здравоохранение 627,4 732,9 876,6 944,8 470,8 546,3
Страхование и соцобеспечение 915,4 884,9 1058,8 982,5 1486,0 1463,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 221,1 297,8 275,1 373,6 329,1 329,3
Организация отдыха и культурно-религиозная деятельность 162,2 125,0 144,0 185,6 170,2 166,9
Транспорт и связь 98,0 98,8 171,0 232,4 523,6 517,0
Прочие  мероприятия 1181,6 1260,7 1648,3 1808,6 3343,4 51,5
Дефицит (-) / профицит (+) госбюджета - 1864,6 - 1250,6 - 1445,0 - 1073 -99,3 -675,7
 

    Дефицит государственного бюджета значительно  сократился за счет реформ в сфере налогово-бюджетной политики. В 2006 г. этот показатель составил 5,4 % ВВП, в 2007г. - 4,7 % ВВП, в 2008 г. - 3,1 % ВВП, в 2009г.-2% к ВВП, в 2010г. предполагается дефицит бюджета в размере –0,8% к ВВП (табл. 3).

    Однако  несмотря на наметившуюся положительную  тенденцию сокращения дефицита бюджета, следует признать, что по прежнему существуют определенные трудности в проведении бюджетной политики государства.

                      Таблица 5

    Расходы государственного бюджета Кыргызской Республики

    2001-2008 млн. сом.

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Доходы 2745,9 3933,1 5038,3 6011,6 6685,7 11167,7 11680,5
% к  ВВП 77 16,8 16,4 17,7 16,3 15,7 14,6
Расходы 461,5 5202,4 6483,6 7084,6 7509,9 11068,5 11004,7
% к  ВВП 28,6 22,2 21,1 20,9 18,3 15,5 13,7
Дефицит - 1864,6 - 1269,3 - 1445,3 - 1073 - 824,2 -99,3 -675,7
% к  ВВП 11,5 5,4 4,7 3,1 2 -0,1 -0,8
 
 

    В качестве фактора развития инфляции и роста обменного курса, действовавшего до недавнего времени, выдвигается резкое увеличение денежной массы при финансировании дефицита бюджета кредитами Национального банка. В 2007 г. Правительство отказалось от использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита бюджета, тем самым продолжив политику минимизации инфляционного давления на экономику.

    Вместе  с тем кредиты Национального  банка обеспечивали большую долю средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета. В 2006 г. 60 % общей суммы финансирования и 13 % внутреннего финансирования приходилось на кредиты НБКР4.

    Поэтому, совершенствование структуры органов  государственной власти всех уровней и сокращение расходов на их содержание является один из путей сокращения расходов при формировании и исполнении бюджета, заложенный Концепцией экономического и социального развития Кыргызской Республики за период до 2008 года, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики.

    Сокращение  бюджетного фонда на основе укрепления доходной части и контроля роста  расходной части бюджета - одна из центральных задач государства. Так в 2008 г. расходы на содержание органов государственной власти (только правительственные структуры) были сокращены на 12 % (75 млн. сомов).

    Также из государственного бюджета выделяются средства предприятиям в виде субсидий и дотаций. Не целевое использование предприятиями республиканских бюджетных средств, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование служит основанием для:

  • сокращения или прекращения предоставления всех форм государственной поддержки , в том числе отсрочек налоговых платежей.
  • взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Национального банка Кыргызской Республики.

    Исполнение  бюджета двух последних лет показало правильность выбора реформирования государственной финансовой системы. Удалось резко сократить задолженности по социальным выплатам, которые ранее достигали 4-5 месяцев. Государственные расходы были сокращены с 28,6 % ВВП в  2004 г. до 22,9 % ВВП в 2007 г., до 15,5% ВВП в 2009 г., что было достигнуто благодаря упорядочению общегосударственных расходов, созданию системы социальной защиты населения. Доля программных кредитов, которые направлялись на финансирование дефицита бюджета, по сравнению с предыдущими годами существенно сокращается. В 2004 г. на финансирование дефицита бюджета было направлено 120 млн. долл., в    2006 г. - 81,2 млн. долл., в 2007 г. - 92,6 млн. долл., в 2008 г. эта сумма составила около 50 млн. долл., но а в 2009 г. эта сумма составляла 75 млн. долл.

    Среди расходов госбюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов его доходами). Это значит, что государство становиться заемщиком финансовых средств у населения, у банков и предприятий (в этом случае возникает внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний долг государства). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Национального банка Кыргызстана, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.).

    В целях максимальной стабилизации государственного бюджета Правительством Кыргызской Республики в 2007-2009 г. предприняты меры по снижению дефицита госбюджета, ужесточение финансовой дисциплины, усиление учета и контроля за формированием доходов и осуществление бюджетных расходов.

2.3. Финансовая система  и социально-экономическое  развитие Кыргызской

Республики

    В экономике переходного периода  на стадии становлении рыночных механизмов весьма существенно возрастает роль финансового рынка, финансовой системы в регулировании социально-экономических процессов в обществе, которое осуществляется с помощью различных экономических рычагов.

    В силу своей распределительной природы, финансы обладают большими возможностями воздействия на факторы производства и весь воспроизводcтвенный процесс в целом. Каждая сфера и отдельно взятое звено финансовой системы являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья финансовой системы функционируют относительно самостоятельно, но при этом им необходимо информировать друг друга об изменениях в своей области.

      Сферы и звенья финансовой  системы отличаются степенью  сложности и разветвленности отдельных элементов. Например: для бюджетной сферы характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

    С переходом к рыночным отношениям возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные процессы: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.

    Целью финансовой политики в Кыргызстане, разработанной в современных  условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность государственной политики проявляется не только в изыскании возможности увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

    Об  успехе реформ, прежде всего, будут  судить по уровню жизни населения. По данным исследования уровня жизни, проведенного под эгидой Всемирного Банка, в Кыргызской Республике более 60% населения находятся ниже черты бедности.

    Основной  задачей государства при реализации стратегии устойчивого человеческого  развития является повышение благосостояния населения. Борьба с бедностью - одна из самых приоритетных задач в рамках этой стратегии.

    Одним из обобщающих показателей уровня жизни  населения являются денежные доходы. В целом за 1992-99 гг. располагаемые  доходы населения снизились почти в 1,5 раза. Прирост данного показатели впервые отмечен в 2005 г. на 6,3 %, что связано с оживлением экономики, получением сельским населением земельных наделов.

    За 11 месяцев 2007 г. денежные доходы населения сложились в сумме 19263,3 млн.сом и увеличились по сравнению с этим же периодом 2006 г. на 15,4 %. Денежные расходы за этот же период возросли на 15,9 % и превысили доходы на 3,9 млн.сомов, за счет использования накопленных в прошлом средств. Но и в этих условиях реальные располагаемые денежные доходы в январе - ноябре 2007 г. увеличились по сравнению с тем же периодом 2006 г. на 4,7 %.

    Основными источниками доходов населения  являются заработная плата и прочие поступления, включая продажу сельскохозяйственной продукции. Среднемесячная номинальная заработная плата в январе-ноябре 2007г., включая социальные льготы и материальную помощь, оценочно равна 773 сома и выросла по сравнению с 2006 г. на 27,8%. Величина минимального потребительского бюджета за 11 мес. 2007 г. составила 792,5 сомов, за истекшее время по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. увеличилась на 15,2% .

Информация о работе Финансовая система Кыргызской Республики