Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа
Переход от смешанной экономики требует различных форм и типов хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах, введении конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям. Становление финансовой системы Кыргызстана в условиях реорганизации экономики сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на теоретических и практических выводах мирового экономического опыта.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане. 12
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики. 19
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР 19
2.2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики 25
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской 33
Республики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 42
Значит, реальные денежные доходы населения, сердцевину которых составят трудовые доходы, обязательно содержат определенную сумму финансовых добавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль тих добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.
Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:
- повышение общего уровня жизни населения;
- достижение
социальной справедливости по
отношению к различным
- обеспечение
прожиточного минимума и
- стимулирование
трудовой и деловой активности
населения, борьбы с
- привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.
Рассмотрим динамику основных показателей доходов населения Кыргызской
Республики.
Таблица 1
Динамика
средней номинальной заработной
платы
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Кыргызская Республика | 368,2 | 492,2 | 680.2 | 840.6 | 1049.9 | 1176,6 |
Г. Бишкек | 539.4 | 700,3 | 938,0 | 1162,7 | 1423,45 | 1862.1 |
Джалал-Абадская область | 297,4 | 421,2 | 560.1 | 697,1 | 849,2 | 986,4 |
Иссык-кульская область | 329,4 | 404,8 | 963,0 | 1217.6 | 1827.3 | 784.4 |
Нарынская область | 323,5 | 436,0 | 523.9 | 690.0 | 812,9 | 954,4 |
Баткенская область | - | - | - | - | - | 682.9 |
Ошская область | 273,7 | 389,8 | 451.3 | 522,8 | 637,3 | 766,9 |
Таласская область | 262.9 | 341,5 | 431,3 | 527.2 | 588,3 | 738,0 |
Чуйская область | 381.0 | 477,0 | 629,2 | 761,2 | 899,2 | 1174.4 |
Как видно
из таблицы 2, рост заработной платы за
анализируемый период произошел в среднем
в 3 раза. Наибольший рост наблюдается
в г. Бишкек, который составил 3.5 раза. Для
оценки достаточности размера заработной
платы приведем данные по минимальному
потребительскому бюджету. Для того построим
следующую таблицу.
Таблица 2
Динамика
минимального потребительского бюджета
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2007 | 2009 | 2010 |
Кыргызская Республика | 334,3 | 534,0 | 690,6 | 799.3 | 1097,1 | 1205,3 |
Г. Бишкек | 344.0 | 564.8 | 734.8 | 839,6 | 1056,0 | 1239,7 |
Джалал-Абадская область | 320,4 | 479.1 | 570,7 | 599,3 | 847,3 | 1104,3 |
Иссык-кульская область | 321,4 | 504,2 | 626,9 | 830,9 | 970.1 | 1145,6 |
Нарынская область | 358.3 | 524,9 | 644,8 | 740.7 | 903,2 | 1080,9 |
Баткенская область | - | - | - | - | - | - |
Ошская область | 280,9 | 429,6 | 551,4 | 585,5 | 795,5 | 1024,4 |
Таласская область | 287,9 | 464,6 | 569,5 | 662,2 | 899.1 | 1029,9 |
Чуйская область | 368,9 | 567,8 | 7272,9 | 837,8 | 1133,1 | 1165,2 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что размер минимального потребительского бюджета за анализируемый период рос более быстрыми темпами по сравнению с размером средней заработной платы. К тому же минимальный потребительский бюджет не покрывается размером заработной платы.
Вариации размера заработной платы широка в разрезе регионов: от самой минимальной 682,9 с в Баткенской области до 1862,1 с в г. Бишкек.
Из выше приведенного анализа вытекает вывод: заработная плата большинства населения республики не покрывает минимальный потребительский бюджет, следовательно, уровень жизни населения низкий. В этих условиях должна проявиться регулирующая функция государственного бюджета.
Кроме того, вариации доходов в разрезе регионов республики, как было отмечено выше, тоже высока, потому и здесь нужно бюджетное вмешательство, выражающееся в выравнивании доходов населения путем перераспределения через налоги, пособи и другие финансовые инструменты.
В условиях рыночных отношений государственное регулирование главного источника денежных доходов граждан - заработной платы - может осуществляться только с помощь финансовых рычагов. Инструментом такого регулирования в первую очередь выступают налоги. В 1991 г. в нашей стране был введен принципиально иной по сравнению с прежним налоговый механизм, призванный обеспечивать оптимальную долю оплаты труда в общем объеме создаваемого дохода. Суть этого механизма заключалась в том, что затраты, связанные с оплатой труда, можно было включать в себестоимость продукции, работ и услуг только в объеме, разрешенном правительством. Превышение допускаемого объема относилось на прибыль и облагалось налогом на общих основаниях. Аналогичный порядок сохранен и в новом налоговом законодательстве Кыргызстана.
Налоговый механизм 1991 г. знаменовал собой определенный шаг вперед в деле финансового регулирования денежных доходов населения. И все же он нес на себе яркий отпечаток переходного периода, олицетворял во многом справедливое недоверие государства к заинтересованности трудовых коллективов в достижении высоких хозяйственных результатов. Потому потребовалось дальнейшее развитие системы налоговых платежей предприятий, направленное на снятие необоснованных ограничений роста оплаты труда. В условиях преобладания собственности трудовых коллективов на имущество своих предприятий наилучшей формой налогового регулирования, не препятствующей обоснованному увеличению заработков, является налогообложение валовых доходов. В том случае завышение заработков не уменьшает доходов государства, а лишь отрицательно отразится на перспективах развития самого предприятия.
Отрицательное регулирующее воздействие на доходы граждан оказывают косвенные налоги и прежде всего налог на добавленную стоимость. Здесь происходит индифферентное к социальному и материальному положению отдельных групп населения всеобщее изъятие их доходов в бюджет через потребительские цены. Преобладание таких налогов должно занимать по возможности короткий период, ибо то приводит к резкому снижению благосостояния граждан - в первую очередь малообеспеченных. Последних не защищает даже специальные целевые дотации, выплачиваемые из бюджета.
Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственно налогообложение физических лиц. Начина с 2000г. в нашей стране применяется прогрессивна шкала подоходного налога. Прогрессия ставок строится с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремление к наращивания своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для успешной реализации того принципа государство должно точно определить тот уровень дохода физических лиц, с которого начинает стартовать и нарастать прогрессия налоговых ставок. Нарушение того правила грозит массовым уклонением от уплаты налогов, потерей заинтересованности населения в высоких результатах труда, снижением деловой активности. К такому выводу на основе изучения опыта стран с развитой рыночной экономикой пришел известный американский экономист А. Леффер, автор популярной на Западе теории "экономии предложений".
Недостатком действующей в нашей стране системы налогов с физических лиц является ее громоздкость, неоправданна для рыночных условий дифференциация в подходе к различным источникам и способам получения личного дохода. В истинно рыночных условиях финансовое регулирование не должно вторгаться в сферу способа получения дохода и тем более в сферу выбора профессии и рода занятий.
В
действующей системе
Помимо налогов, которые сами по себе не является источником повышения жизненного уровня населения, а лишь создает при определенных условиях предпосылки для его роста, имеется другой важный канал, через который осуществляется непосредственное участие финансов в повышении благосостояния граждан. Это общественные фонды потребления. Они используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставление различных льгот. Общественные фонды потребления выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в его целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.
В отличие от налогового регулирования механизм общественных фондов потребления позволяет обществу непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения. Размеры выплат и льгот из общественных фондов потребления не только является важной составной часть совокупного потребительского фонда, но и воплощает в себе социальные приоритеты в распределении и потреблении жизненных благ.
В условиях свободной экономики рост благосостояния граждан будет предопределяться в первую очередь резким повышением стоимости рабочей силы на рынке труда, значительным расширением доходов от различных форм коллективной и частной собственности. При таких обстоятельствах сфера бесплатных услуг и всякого рода льгот станет неизбежно сужаться за счет расширения платного социального обслуживания. В результате оплата труда и другие формы доходов от активной деятельности будут все более превалировать, в то время как общественные фонды потребления будут все более выступать в роли источника, используемого на содержание социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан.
Информация о работе Финансовая система Кыргызской Республики