Факторы отраслевой конкуренции и модель М. Портера в разработке стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Разработка стратегии работа, основанная на анализе, и в этой области менеджер не может добиться успеха только настойчивостью и творческим подходом. Решение о том, какую стратегию выбрать, должно приниматься на основании оценки внутренней и внешней среды компании, полученной в результате исследования. В противном случае разработанная стратегия может оказаться нежизнеспособной. Исследование проводится по двум основным направлениям: изучаются ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней и ситуация внутри самой компании и ее собственная конкурентоспособность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……3
Глава I. Понятие отрасли и М. Портера в разработке стратегии……...…...6
§ 1.1 Понятие отрасли и отраслевого анализа………………………….….....6
§ 1.2 Модель отраслевой конкуренции М. Портера и ее значение в разработке стратегии…………………………………………………………………….....11
Глава II. Анализ разработки стратегии в городе Тамбове………………….25
§ 2.1. Анализ доминирующих характеристик отрасли общественного питания в городе Тамбове…………………………………………………….25
§ 2.2. Анализ конкурентной ситуации. Модель М. Портера на примере организации ООО «Кофейня»…………………………………………..……30
§ 2.3. Анализ стратегии конкурентов и определение ключевых факторов успеха……………………………………………………………………….….34
§ 2.4. Оценка и заключение о комплексной привлекательности отрасли…38
Заключение…………………………………………………………………….40
Список используемой литературы…………………………………………...42
Приложение 1………………………………………………………………….44
Приложение 2………………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 59.45 Кб (Скачать)

 

       "Эль-кафе"

 

       Стратегические  намерения: лидировать на рынке.

 

       Масштаб  конкуренции: местный.

 

       Цели  в борьбе за долю рынка: ряд  маркетинговых мероприятий, с  целью привлечения большего количества  посетителей.

 

       Цели  в борьбе за конкурентную позицию:  укреплять и расширять существующую  позицию.

 

       Стратегия  действий: комбинация наступательных  и оборонительных мер.

 

       Сильные  стороны: отличная репутация,  хорошо проработанный имидж, известность,  удачное месторасположение - центр  города, есть место для парковки

 

       Слабые  стороны: высокий средний счёт

 

       Кофейня  "Карамель"

 

       Стратегические  намерения: завоевать и удержать  свой рыночный сегмент.

 

       Масштаб  конкуренции: местный.

 

       Цели  в борьбе за долю рынка: укреплять  существующую позицию.

 

       Цели  в борьбе за конкурентную позицию:  укреплять и расширять существующую  позицию.

 

       Стратегия  действий: улучшить рыночную позицию.

 

       Сильные  стороны: низкая цена, удобное  месторасположение: вблизи ночных  клубов, университета

 

       Слабые  стороны: мало места для парковки

 

       "Итальянский  дворик»

 

       Стратегические  намерения: удерживать рыночную  позицию

 

       Масштаб  конкуренции: местный.

 

       Цели  в борьбе за долю рынка: укреплять  существующую позицию, расширить  ассортимент блюд.

 

       Цели  в борьбе за конкурентную позицию:  укреплять и расширять существующую  позицию.

 

       Стратегия  действий: комбинация наступательных  и оборонительных мер.

 

       Сильные  стороны: завоёванный сегмент  рынка, благоприятное месторасположение:  крупный торговый центр.

 

       Слабые  стороны: высокий средний счёт, маленький выбор блюд.

 

       Используя  поверхностные данные определим базовые стратегии конкурентов:

 

       "Эль-кафе" использует стратегию дифференциации. Высокий средний чек, направлен  на потребителя с доходом выше  среднего. Регулярно, особенно в  летние периоды проводятся тематические  вечеринки. Отличие данных мероприятий  от других подобных в том,  что организации мероприятий  уделяется большое внимание: для  завлечения "дорогих" посетителей  приглашают знаменитых ди-джеев,  организовывают фуршет, приглашают  фотографов с Интернет сайтов. Что создаёт заведению престиж  и отличный имидж.

 

       "Итальянский  дворик" использует стратегию  фокусировки на дифференциации.

 

       Кофейня  "Карамель" придерживается стратегии  низкоценового лидерства. В кофейне цена значительно ниже, чем у конкурентов, однако они выигрывают благодаря высокому объёму продаж.

 

       Ключевые  факторы успеха есть общие  для всех предприятий отрасли  факторы, реализация которых открывает  перспективы улучшения своей  конкурентной позиции. Дело не  в том, может или не может  конкретная фирма в настоящее  время реализовать эти факторы.  Задача заключается в определении  факторов, дающих в данной отрасли  ключ к успеху в конкуренции.  Выделение КФУ для конкретной  отрасли есть первый шаг, за  которым должна последовать разработка  мероприятий по овладению КФУ,  характерных для отрасли.

       Эта работа  представляет собой существенную  часть разработки стратегического  плана предприятия с учетом  характера целей и задач развития, как их представляет себе руководство  предприятия. КФУ должны рассматриваться  как фундамент разрабатываемой  стратегии. КФУ не одинаковы для разных отраслей, а для конкретной отрасли могут меняться во времени. Тем не менее, можно попробовать выделить базовые КФУ, некоторые из которых приведены ниже. Задача аналитиков заключается в том, чтобы выделить 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ, например путем ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данной отрасли. Именно они должны потом лечь в основу стратегии предприятия.[3]

       1. КФУ,  связанные с организацией производства:

    • низкие издержки  производства;

    • выгоды, связанные  с местоположением предприятия;

    • наличие доступа  к квалифицированной рабочей  силе;

    • отлаженное  партнерство с хорошими поставщиками;

       2. КФУ,  основанные на маркетинге:

    • доступный  и хорошо организованный сервис;

    • аккуратное  выполнение заказов;

    • широта ассортимента  и возможность выбора товаров;

       3. КФУ,  связанные с организацией и управлением:

    • наличие эффективных  и надежных информационных систем;

    • способность  руководства быстро реагировать  на изменение рыночных условий;

    • опытная в  данной сфере деятельности и  хорошо сбалансированная управленческая  команда.

       Возможно  выделение и других КФУ, например:

    • наличие хорошей  репутации у потребителей;

    • доступ к  финансовому капиталу;

    • признание  фирмы как безусловного лидера  отрасли и др.

      § 2.4. Оценка  и заключение о комплексной  привлекательности отрасли

       Этот  этап является заключительным  в анализе отрасли. Его задача - обобщить результаты, полученные  на предыдущих этапах, и выработать  интегрированную картину перспектив  развития отрасли, как краткосрочных,  так и долговременных.

 

       Изменение  факторов движущих сил отрасли  в положительную сторону позволят  укрепить сегодняшнее положение  компании, и дать толчок, повод  для развития своей деятельности  в изменившихся условиях. Также необходимо заметить, что «введение новых товаров» и «распространение технических ноу-хау» имеют отрицательную степень важности, а значит необходимо принять меры, чтобы обезопасить себя от возможных изменения такого рода. Исходя из конкурентного анализа по методики М. Портера конкурентная ситуация в отрасли напряженная.

 

       Суммарное  количество баллов по 5 силам составило  2,72, данная бальная оценка означает  сложную конкурентную ситуацию. Наблюдается достаточно высокое  конкурентное соперничество между  действующими организациями. Угроза  появления на рынке новых организаций  не оказывает особого влияния.  Существует угроза со стороны  товара-заменителя. Поставщики имеют  среднюю степень влияния на  организацию. Сила влияния потребителей  и поставщиков низкая.  Необходимо  разрабатывать стратегии, направленные  на поддержание существующего  положения и способствующие увеличению преимуществ перед конкурентами. Построение карт стратегических групп показало, что основным конкурентом является кафе "Эль-кафе".

 

       Стратегические  намерения конкурентов: лидировать  на рынке, завоевать и удержать  свой рыночный сегмент. Сильная  сторона основного конкурента: хорошо  проработанный имидж, известность.  Необходимо тщательно отслеживать  действия конкурентов и принимать  соответствующие меры для поддержания  завоёванной позиции на рынке.

 

       Балльная  оценка комплексной привлекательности  отрасли складывается из оценки  неполной привлекательности отрасли  и конкурентной оценки по методики  М. Портера.

 

       Чтобы  получить формальную, количественную  оценку отраслевой привлекательности,  каждому показателю нужно присвоить  вес, соответствующий его важности  для руководства корпорации и  той роли, которую играет этот  показатель в выборе стратегии  диверсификации. Сумма всех весов  должна быть равна 1,0. Взвешенные  оценки привлекательности рассчитываются  путем умножения оценки каждого  показателя привлекательности отрасли  (при оценке можно использовать  шкалу от 1 до 5 или от 1 до 10) на  вес данного показателя[4].

 

 

       Из выше  сказанного видно, что отрасль  имеет среднюю оценку привлекательности.  А это значит, что отрасль вполне  подходит для вложения средств  и получения прибыли.

 

 

Заключение

 

        В  данной курсовой работе мы  выяснили, что определение всех  факторов необходимых для анализа  ситуации в отрасли и конкуренции  в ней позволяет нам сформировать  основу для понимания среды,  в которой действует фирма,  и создают базу для разработки  стратегии, ориентированной на  изменяющиеся условия конкуренции  и ситуацию в отрасли. Для  того чтобы разработать эффективную  стратегию, компания должна изучать  как среду, которая её окружает, так и своих конкурентов, реальных  и потенциальных покупателей.  Ближайшие конкуренты компании  работают на одном и том  же целевом рынке, удовлетворяя  сходные потребности потребителей, и выступают с примерно одинаковыми  предложениями. Компания должна  уделять внимание конкурентам,  которые могут предложить новые  способы удовлетворения потребностей. При идентификации конкурентов  используются как отраслевой, так  и рыночный подходы. Необходимо постоянно собирать, интерпретировать и распространять информацию для заинтересованных лиц. Информация о действиях и планах конкурентов облегчает разработку маркетинговой стратегии компании. Современная компания должна одинаково пристально следить как за действиями конкурентов, так и за изменениями вкусов потребителей. В ходе написания курсовой работы мы справились с рядом поставленных задач: рассмотрели поэтапно проведение ситуативного анализа в отрасли, определение степени конкуренции в отрасли. Провели комплексный анализ отрасли и конкуренции в ней, с последующим выявлением степени её привлекательности. Сделали вывод о том, что отрасль «Общественное питание» в городе Тамбове в целом является привлекательной для вложения средств с целью получения прибыли. В отрасли сложная конкурентная ситуация: наблюдается достаточно высокое конкурентное соперничество между действующими организациями. Так же мы выяснили, что организациям  в этой отрасли необходимо разрабатывать стратегии, направленные на поддержание существующего положения и способствующие увеличению преимуществ перед конкурентами.

       Таким  образом, промышленность как важнейшая  отрасль народного хозяйства  – основа экономического и  оборонного потенциала страны. Она  определяет уровень развития  общества и не может быть  не в центре внимания государства  по указанным выше причинам. Поэтому  промышленная деятельность прежде всего объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного регулирования. В настоящее время в сложившейся кризисной ситуации государство обязано взять на себя ответственность за поддержку промышленности, используя для этого стимулирующее развитие рыночных отношений. В этих условиях необходимо с помощью многочисленных правовых, политических, экономических средств воспрепятствовать развитию процесса деиндустриализации России, сохранить ее промышленный и научно-технический потенциал как базу возрождения экономики и в дальнейшем обеспечения социально-политического развития, достойного нашей страны.

Список используемой литературы:

 

   1. Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. - Омск. : ЦОАУ,2005.

 

   2. Бондаренко Т.В.  Стратегический менеджмент. Учебное  пособие. - Владивосток: Издательство  ДВГУ, 2007.

 

   3. Веснин В.Р. Стратегическое  управление: учебник/ В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2006.

 

   4. Вигман С.Л. Стратегия управления в вопросах и ответах: учеб. пособие/ С.Л. Вигман. - М.: Проспект, 2006.

 

   5. Виханский, О.С. Стратегия управления: учебник/ О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Экономистъ, 2006.

 

   6. Волкогонова О.Д.  Стратегический менеджмент: учебник  для СПО/ О.Д. Волкогонова, А.Т.  Зуб. - М.: Форум: Инфра-М, 2006.

 

   7. Гольдштейни Г.Я. Стратегический менеджмент Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ. – 2004.

 

   8. Забелин П.В., Моисеева  Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий  центр «Маркетинг», 2005.

 

   9. Зуб, А.Т. Стратегический  менеджмент: учебник/ А.Т. Зуб. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

 

  10. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - 2 изд. - М.: Филин, 2007.

 

  11. Калюжный, И.Л. Стратегический  менеджмент: учеб. пособие/И.Л. Калюжный - 2-е изд.- Севастополь: Рибэст, 2008.

 

  12. Коробейников О.П., Колесов  В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом №3, 2002.

 

  13. Круглов М.И. Стратегическое  управление компанией: учебник  для вузов. - М.: Русская деловая  литература, 2004.

 

  14. Лапыгин, Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учеб.пособие/ Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Лачинина; под ред. Ю.Н. Лапыгина. - М.: Кнорус, 2005.

 

  15. Максимцова М.М., А.В.Игнатьевой Менеджмент: Учебник для вузов - М.: Банки и биржи, 2005.

 

  16. Маркарьян, Э. А. / Управленческий анализ в отраслях: учебникa2-е изд. – 2008.

 

  17. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2005.

 

  18. Стоянова Е.С. Финансовый  менеджмент: теория и практика; - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2005.

 

  19. Третьяк В. Анализ  отраслевой организации рынков (курс  лекций). Лекция 2. Основные характеристики  структуры отраслевых рынков. - «Российский  экономический журнал». - №7, 2001.

 

  20. Томпсон, А.А., мл. Стратегический  менеджмент: Концепции и ситуации  для анализа/ А.А. Томпсон, мл., А.Дж. Стрикленд, III; пер. с англ. - 12-е изд. - М.: Вильямс, 2007.

 

  21. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник/ Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2007.

 

  22. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование, под ред. д. э. н., профессора В.М.Ларина

Информация о работе Факторы отраслевой конкуренции и модель М. Портера в разработке стратегии