Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа
Цель работы – изучить условия эффективности диверсификации менеджмента.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания диверсификации менеджмента 6
1.1. Сущность диверсификации в менеджменте 6
1.2. Выбор альтернатив эффективного управления 15
Глава 2. Предпосылки диверсификации 23
2.1. Преимущества и недостатки стратегии расширения спектра деятельности 23
2.2. Диверсификация в экономике 27
Заключение 30
Список литературы 31
Таблица 2.
Возможные стратегические действия специализированного предприятия
Темп роста рынка |
Конкурентная позиция | |
Слабая |
Сильная | |
Высокий |
Стратегические возможности
|
Стратегические возможности
|
Стратегические возможности
|
Стратегические возможности
|
Критерий привлекательности означает, что отрасль, выбранная для диверсификации, должна быть достаточно привлекательной для получения хорошей прибыли с вложенных средств. При этом основным показателем критерия привлекательности служит долгосрочная рентабельность, а не темпы роста или такое понятие, как товар, пользующийся повышенным спросом, который характеризует привлекательность отрасли лишь косвенно. Сюда же следует отнести и понятие «создание ценности для акционеров-владельцев предприятия». Это означает, что для повышения доходности акций диверсифицирующееся предприятие должно идти в те сферы бизнеса, которые могут лучше действовать под общим управлением, чем в качестве независимых предприятий. Другими словами, доходность акции не создается через диверсификацию, пока не получается синергический эффект, в результате этого родственные компании функционируют как составные части одной фирмы лучше, чем как независимые предприятия (рисунок 1)19
|
Цели высшего Ресурсные
руководства возможности
предприятия
Критерии диверсификации
Привлекательность
вхождение
Дополнительные выгоды
Изменение внешней деловой
окружающей среды
Рисунок 1. Движущие силы и критерии диверсификации производства
Критерий «затраты на вхождение» означает, что затраты на вхождение в новую отрасль не должны быть такими высокими, чтобы «обескровить» предприятие, подорвать его ликвидность и поставить под сомнение устойчивость потенциала предприятия. Рассматривая данную проблему в своей модели «пяти сил конкуренции», М. Портер отмечал, что входные затраты для новых предприятий, входящих в привлекательные отрасли, всегда очень высоки, будь то покупка действующего предприятия или создание нового с нуля20. При этом всегда существует большой риск полного провала операций по диверсификации получения убыточного, а не прибыльного производства.
Критерий дополнительных
выгод означает, что вхождение
в новую сферу бизнеса
Если деятельность предприятия удовлетворяет всем трем вышеперечисленным критериям, то диверсификация производства для высшего руководства становится предпочтительным стратегическим решением. При соответствии двум критериям - действия в области диверсификации не являются очевидными и требуют дополнительного анализа (таблица 3).
Таблица 3.
Возможные действия в области диверсификации производства
Критерий |
Ограничения |
Действия в области диверсификации |
Цели Ресурсы |
Окружающая среда |
Готовность к диверсификации |
Цели Окружающая среда |
Ресурсы |
Готовность к диверсификации |
Окружающая среда Ресурсы |
Цели |
Остается на прежних позициях |
Так, при соответствии
целей высшего руководства
Таким образом, предприятие находится в состоянии готовности к диверсификации производства. Точно такие же действия характерны для высшего руководства, когда внешняя деловая среда способствует диверсификации производства, устремления топ-менеджеров направлены на расширение сфер бизнеса фирмы, но ресурсное обеспечение данного процесса не соответствует предъявленным требованиям. Наконец, возможна ситуация, когда и внешняя деловая окружающая среда, и ресурсные возможности предприятия не препятствуют диверсификации, однако цели высшего руководства связаны с работой в традиционных сферах бизнеса. В данном случае предприятие остается на старых позициях развития, т. е. диверсификация производства как стратегическое решение не принимается.
Следует подчеркнуть, что не существует четко определенного момента, в который компании должны проводить диверсификацию. В самом деле, они могут рационально выбирать различные альтернативные подходы к вопросу о диверсификации и использовать их в разные моменты времени.
Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм миновала сложный путь формирования, модифицируясь под воздействием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных мерок.
Поиск направленностей диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи с тем, что диверсификация производства является инструментом межотраслевого перемещения капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.
Диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации.
В условиях конкуренции любая компания стремится упрочить свое положение на рынке и пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощи стратегии диверсификации специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер считает, что «корпоративная стратегия и общий план действий для многопрофильной компании являются одновременно и заветным желанием, и пасынком в практике современного менеджмента»21. Мода на диверсификацию привела к тому, что при неопределенной стратегии большинство компаний ликвидировали гораздо больше новых направлений, чем сохранили. Когда же компании осознавали допущенные просчеты в диверсификации, они инициировали крупномасштабные программы реструктуризации, и встали перед проблемой: как избежать повторения ошибок.
Журнал Harvard Business Review провел комплексное исследование истории диверсификации на опыте 33 компаний США, отслеживая каждое слияние, организацию любого нового предприятия или нового бизнеса22.
В результате исследования были выделены условия, при которых диверсификация приводила к росту стоимости акций компании. А неудачи ряда компаний можно объяснить недооценкой этих условий или даже полным их пренебрежением.
Отрасли, которые
выбираются для осуществления диверсификац
Любое новое подразделение должно получать конкурентные преимущества за счет своих связей с корпорацией, либо наоборот.
Примером, как успешной диверсификации, так и некоторых ошибочных решений, связанных с освоением нового бизнеса, служит компания Marriott. Компания Marriott начинала с ресторанного бизнеса в Вашингтоне. Поскольку посетители обычно заказывали какие-то закуски в дорогу по пути в аэропорт, в Marriott было принято решение заняться общественным питанием в самолетах. После этого компания принялась обслуживать учреждения. Затем база клиентов Marriott была расширена за счет сети семейных ресторанов и участия в гостиничном бизнесе. Потом были открыты рестораны, закусочные бары и магазины в аэропортах, а также рестораны с изысканной кухней. Гостиничный бизнес Marriott был дополнен круизными судами, тематическими парками аттракционов, крупными туристическими агентствами, недорогими мотелями и центрами для пенсионеров. Диверсификация в Marriott основывалась на большом опыте в сфере общественного питания и высоком качестве обслуживания клиентов. Кухни предприятия Marriott готовят пищу в соответствии с 6 тысячами стандартизированных рецептов по технологическим картам, все услуги, предоставляемые в гостиницах, также стандартизированы и тщательно задокументированы в виде хорошо разработанных инструкций. Компания разделила большое количество видов деятельности по всем подразделениям. Система поставок и распределения в сфере питания состоит из девяти региональных центров по снабжению. В результате Marriott получает прибыль в этой сфере на 50% выше, чем любая другая компания, занятая в гостиничном бизнесе. В Marriott полностью интегрировано подразделение по операциям с недвижимостью, которое приобретает земли под застройку, проектирует и строит новые региональные предприятия.
Стратегию диверсификации в Marriott составляет баланс между поглощенными и новыми предприятиями. Новые бизнесы и небольшие приобретения используются для первоначального внедрения в новую сферу в зависимости от уровня благоприятных возможностей для разделения видов деятельности. Marriott постоянно расширяет географию своей деятельности, приобретая перспективные компании и избавляясь от подразделений с неудовлетворительными результатами работы. Так Marriott отказалась от 36% как поглощенных, так и новых подразделений. Компания потерпела неудачи в диверсификации за счет дорогих ресторанов, круизных судов, тематических парков и крупных турагентств. В ресторанах с изысканной кухней было невозможно использовать стандартное меню, а в проведении круизов и организации аттракционов большее внимание уделяется развлечению клиентов, чем хорошо отлаженной схеме Marriott - дисциплинированному персоналу недорогих гостиниц и ресторанов23.
В сфере немассового отдыха компания не имела патентованных знаний и опыта, чтобы разделить деятельность, за счет которой можно было увеличить свою ценность.
То есть диверсификация
в Marriott прошла успешно в тех областях
качества сервиса, знанием и опытом
работы в которых компания обладала,
и потерпела неудачу при
В России, как и в случае с другими способами системного развития в экономике, проблематика диверсификации имеет свою специфику. Первейшей особенностью российских рынков, интересной в данном контексте, является их кризисность. Упрощенно говоря, состояние подавляющего большинства российских предприятий реального сектора и значительного числа предприятий сферы услуг и коммуникаций по большинству показателей можно считать как минимум предбанкротным. Более того, на фоне того, что законодательство подвержено резким изменениям, права инвесторов защищаются все еще не очень эффективно, а также в силу прочих негативных явлений предприятие, берущее на себя кредитные обязательства, автоматически переходят в разряд «кризисных». Разрыв кредитных соглашений для большинства компаний не должен быть неожиданностью: у кредитора всегда найдется повод, да и причина предъявить претензии к должнику раньше срока, у должника всегда найдется причина откладывать срок исполнения обязательств, отказываться от этих обязательств вообще. Рынок вынужден делать на это скидку, чтобы поддерживать относительно нормальное существование. Возможны рецидивы.
Итак, в положении в российской экономики, можно выделить два успешных примера диверсификации: «большой» бизнес монополий и производителей реального продукта, имеющего спрос, и «малый» бизнес Интернет-компаний. При этом разница в стратегиях диверсификации обнаруживается значительная.