Диверсификация менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить условия эффективности диверсификации менеджмента.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основания диверсификации менеджмента 6
1.1. Сущность диверсификации в менеджменте 6
1.2. Выбор альтернатив эффективного управления 15
Глава 2. Предпосылки диверсификации 23
2.1. Преимущества и недостатки стратегии расширения спектра деятельности 23
2.2. Диверсификация в экономике 27
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Диверсификация.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Таблица 2.

Возможные стратегические действия специализированного  предприятия

Темп роста  рынка

Конкурентная  позиция

 

Слабая

 

Сильная

Высокий

Стратегические  возможности

  • Пересмотр стратегии концентрации в одной сфере (для повышения товарооборотности)
  • Покупка другой фирмы в той же отрасли (для усиления конкурентных преимуществ)
  • Слияние или продажа более сильной фирме
  • Закрытие (последняя возможность, если другие не помогли)

Стратегические  возможности

  • Продажа концентрации в одной области
  • Международная экспансия
  • Вертикальная интеграция (если усиливает позиции фирмы)
  • Диверсификация в смежные отрасли (для переноса в них опыта и знаний из базовой отрасли)
 

Стратегические  возможности

  • Пересмотр стратегии концентрации в одной сфере (для увеличения товарооборотности)
  • Слияние конкурирующей фирмой (для усиления конкурентных преимуществ)
  • Диверсификация
  • «Снятие сливок» и уход с рынка
  • Ликвидация (если другие меры не помогли)

Стратегические  возможности

  • Международная экспансия
  • Диверсификация в смежные области
  • Диверсификация в новые отрасли
  • Совместные предприятия в новых отраслях
  • Вертикальная интеграция (если усиливает конкурентные позиции фирмы)

 

Критерий привлекательности  означает, что отрасль, выбранная  для диверсификации, должна быть достаточно привлекательной для получения хорошей прибыли с вложенных средств. При этом основным показателем критерия привлекательности  служит  долгосрочная рентабельность, а не темпы роста или такое понятие, как товар, пользующийся повышенным спросом, который характеризует привлекательность отрасли лишь косвенно. Сюда же следует отнести и понятие «создание ценности для акционеров-владельцев предприятия». Это означает, что для повышения доходности акций диверсифицирующееся предприятие должно идти в те сферы бизнеса, которые могут лучше действовать под общим управлением, чем в качестве независимых предприятий. Другими словами, доходность акции не создается через диверсификацию, пока не получается синергический эффект, в результате этого родственные компании функционируют как составные части одной фирмы лучше, чем как независимые предприятия (рисунок 1)19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движущие силы диверсификации



 

Цели высшего   Ресурсные

руководства возможности 

предприятия


Критерии диверсификации

 

Привлекательность                       Затраты на

вхождение

 

Дополнительные выгоды


 

Изменение внешней  деловой

окружающей  среды


Рисунок  1. Движущие силы и критерии диверсификации производства

 

Критерий «затраты на вхождение» означает, что затраты  на вхождение в новую отрасль не должны быть такими высокими, чтобы «обескровить» предприятие, подорвать его ликвидность и поставить под сомнение устойчивость потенциала предприятия. Рассматривая данную проблему в своей модели «пяти сил конкуренции», М. Портер отмечал, что входные затраты для новых предприятий, входящих в привлекательные отрасли, всегда очень высоки, будь то покупка действующего предприятия или создание нового с нуля20. При этом всегда существует большой риск полного провала операций по диверсификации получения убыточного, а не прибыльного производства.

Критерий дополнительных выгод означает, что вхождение  в новую сферу бизнеса обеспечивает увеличение стабильности функционирования предприятия, т. е. увеличивает его  приспосабливаемость к изменениям внешней деловой окружающей среды. Это означает, что новый вид деятельности должен обеспечить определенный потенциал для поддержания конкурентного преимущества в текущих сферах бизнеса предприятия.

Если деятельность предприятия удовлетворяет всем трем вышеперечисленным критериям, то диверсификация производства для высшего руководства становится предпочтительным стратегическим решением. При соответствии двум критериям - действия в области диверсификации не являются очевидными и требуют дополнительного анализа (таблица 3).

Таблица 3.

Возможные действия в области диверсификации производства

 

Критерий

Ограничения

Действия в  области диверсификации

Цели Ресурсы

Окружающая  среда

Готовность  к диверсификации

Цели Окружающая среда

Ресурсы

Готовность  к диверсификации

Окружающая среда

Ресурсы

Цели

Остается на прежних позициях


 

Так, при соответствии целей высшего руководства ресурсным  возможностям предприятия решение  о диверсификации будет определяться условиями внешней деловой окружающей среды.

Таким образом, предприятие находится в состоянии готовности к диверсификации производства. Точно такие же действия характерны для высшего руководства, когда внешняя деловая среда способствует диверсификации производства, устремления топ-менеджеров направлены на расширение сфер бизнеса фирмы, но ресурсное обеспечение данного процесса не соответствует предъявленным требованиям. Наконец, возможна ситуация, когда и внешняя деловая окружающая среда, и ресурсные возможности предприятия не препятствуют диверсификации, однако цели высшего руководства связаны с работой в традиционных сферах бизнеса. В данном случае предприятие остается на старых позициях развития, т. е. диверсификация производства как стратегическое решение не принимается.

Следует подчеркнуть, что не существует четко определенного момента, в который компании должны проводить диверсификацию. В самом деле, они могут рационально выбирать различные альтернативные подходы к вопросу о диверсификации и использовать их в разные моменты времени.

Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм миновала сложный путь формирования, модифицируясь под воздействием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных мерок. 

Поиск направленностей  диверсификации производства для предприятий  отечественной экономики является актуальным в связи с тем, что диверсификация производства является инструментом межотраслевого перемещения  капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.

 

Глава 2. Предпосылки диверсификации организации

 

 

Диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации.

 

2.1. Преимущества и недостатки  стратегии расширения спектра  деятельности

 

 

В условиях конкуренции  любая компания стремится упрочить свое положение на рынке и пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощи стратегии диверсификации специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.

Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер считает, что «корпоративная стратегия и общий план действий для многопрофильной компании являются одновременно и заветным желанием, и пасынком в практике современного менеджмента»21. Мода на диверсификацию привела к тому, что при неопределенной стратегии большинство компаний ликвидировали гораздо больше новых направлений, чем сохранили. Когда же компании осознавали допущенные просчеты в диверсификации, они инициировали крупномасштабные программы реструктуризации, и встали перед проблемой: как избежать повторения ошибок.

Журнал Harvard Business Review провел комплексное исследование истории диверсификации на опыте 33 компаний США, отслеживая каждое слияние, организацию любого нового предприятия  или нового бизнеса22.

В результате исследования были выделены условия, при которых диверсификация приводила к росту стоимости акций компании. А неудачи ряда компаний можно объяснить недооценкой этих условий или даже полным их пренебрежением.

Отрасли, которые  выбираются для осуществления диверсификации, должны быть привлекательными с точки зрения их структуры или должны быть потенциально способны обеспечить такую привлекательность. Часто компании игнорируют критерий привлекательности из-за слишком высокого барьера входа. Они выбирают отрасль, которая «хорошо подходит» для их бизнеса, но сталкиваются с невыгодностью структуры отрасли. Пока наилучшее соответствие структуры не обеспечит конкурентного преимущества, диверсификация не приведет к высоким прибылям. Так, нефтяные компании пытались внедрить диверсификацию, связанную с покупкой химических предприятий, однако недостатки структуры в химической отрасли превзошли преимущества от вертикальной интеграции и удачных технологических решений.

Любое новое  подразделение должно получать конкурентные преимущества за счет своих связей с корпорацией, либо наоборот.

Примером, как  успешной диверсификации, так и некоторых  ошибочных решений, связанных с  освоением нового бизнеса, служит компания Marriott. Компания Marriott начинала с ресторанного бизнеса в Вашингтоне. Поскольку посетители обычно заказывали какие-то закуски в дорогу по пути в аэропорт, в Marriott было принято решение заняться общественным питанием в самолетах. После этого компания принялась обслуживать учреждения. Затем база клиентов Marriott была расширена за счет сети семейных ресторанов и участия в гостиничном бизнесе. Потом были открыты рестораны, закусочные бары и магазины в аэропортах, а также рестораны с изысканной кухней. Гостиничный бизнес Marriott был дополнен круизными судами, тематическими парками аттракционов, крупными туристическими агентствами, недорогими мотелями и центрами для пенсионеров. Диверсификация в Marriott основывалась на большом опыте в сфере общественного питания и высоком качестве обслуживания клиентов. Кухни предприятия Marriott готовят пищу в соответствии с 6 тысячами стандартизированных рецептов по технологическим картам, все услуги, предоставляемые в гостиницах, также стандартизированы и тщательно задокументированы в виде хорошо разработанных инструкций. Компания разделила большое количество видов деятельности по всем подразделениям. Система поставок и распределения в сфере питания состоит из девяти региональных центров по снабжению. В результате Marriott получает прибыль в этой сфере на 50% выше, чем любая другая компания, занятая в гостиничном бизнесе. В Marriott полностью интегрировано подразделение по операциям с недвижимостью, которое приобретает земли под застройку, проектирует и строит новые региональные предприятия.

Стратегию диверсификации в Marriott составляет баланс между поглощенными и новыми предприятиями. Новые бизнесы и небольшие приобретения используются для первоначального внедрения в новую сферу в зависимости от уровня благоприятных возможностей для разделения видов деятельности. Marriott постоянно расширяет географию своей деятельности, приобретая перспективные компании и избавляясь от подразделений с неудовлетворительными результатами работы. Так Marriott отказалась от 36% как поглощенных, так и новых подразделений. Компания потерпела неудачи в диверсификации за счет дорогих ресторанов, круизных судов, тематических парков и крупных турагентств. В ресторанах с изысканной кухней было невозможно использовать стандартное меню, а в проведении круизов и организации аттракционов большее внимание уделяется развлечению клиентов, чем хорошо отлаженной схеме Marriott - дисциплинированному персоналу недорогих гостиниц и ресторанов23.

В сфере немассового  отдыха компания не имела патентованных  знаний и опыта, чтобы разделить  деятельность, за счет которой можно  было увеличить свою ценность.

То есть диверсификация в Marriott прошла успешно в тех областях качества сервиса, знанием и опытом работы в которых компания обладала, и потерпела неудачу при попытке  конкуренции в других рыночных сегментах24.

В России, как  и в случае с другими способами системного развития в экономике, проблематика диверсификации имеет свою специфику. Первейшей особенностью российских рынков, интересной в данном контексте, является их кризисность. Упрощенно говоря, состояние подавляющего большинства российских предприятий реального сектора и значительного числа предприятий сферы услуг и коммуникаций по большинству показателей можно считать как минимум предбанкротным. Более того, на фоне того, что законодательство подвержено резким изменениям, права инвесторов защищаются все еще не очень эффективно, а также в силу прочих негативных явлений предприятие, берущее на себя кредитные обязательства, автоматически переходят в разряд «кризисных». Разрыв кредитных соглашений для большинства компаний не должен быть неожиданностью: у кредитора всегда найдется повод, да и причина предъявить претензии к должнику раньше срока, у должника всегда найдется причина откладывать срок исполнения обязательств, отказываться от этих обязательств вообще. Рынок вынужден делать на это скидку, чтобы поддерживать относительно нормальное существование. Возможны рецидивы.

Итак,  в положении  в российской экономики, можно выделить два успешных примера диверсификации: «большой» бизнес монополий и  производителей реального продукта, имеющего спрос, и «малый» бизнес Интернет-компаний. При этом разница в стратегиях диверсификации обнаруживается значительная.

Информация о работе Диверсификация менеджмента