Диагностика кризисного состояния и антикризсиное финансовое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Цель – на основе теоретических аспектов диагностики кризисного со-стояния и антикризисного финансового управления предприятием провести анализ финансового состояния и антикризисного финансового управления предприятием и разработать мероприятия по выводу предприятия из кризиса.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические аспекты диагностики кризисного состояния и антикризисного управления предприятием;
– провести анализ финансового состояния и риска банкротства исследуемого предприятия;
– проанализировать систему антикризисного финансового управления предприятием;
– разработать мероприятия по выводу предприятия из кризиса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты диагностики кризисного состояния и основы антикризисного финансового управления предприятием ………………….…6
1.1 Понятие и характеристика кризисного состояния предприятия ………….6
1.2. Сущность и методы антикризисного финансового управления предприятием ………………………………………………………………..17
1.3. Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства ………………………………………………………………….24
2 Анализ финансового состояния и антикризисного финансового управления СХПК «Марьянский» ……………………………………………31
2.1 Организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика СХПК «Марьянский» ………………………………….…31
2.2 Анализ финансового состояния СХПК «Марьянский» ………………….37
2.2.1 Общая оценка финансового состояния СХПГ «Марьянский» 37
2.2.2 Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности предприятия 44
2.2.3 Анализ показателей деловой активности предприятия 51
2.2.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 54
2.3 Анализ процесса антикризисного финансового управления на предприятии …………………………………………………………………58
2.4 Совершенствование антикризисного финансового управления на предприятии ………………………………………………………………..61
3 Разработка мероприятий по выводу предприятия СХПК «Марьянский» из кризиса ……………………………………………………………………………70
Заключение ……………………………………………………………………….78
Список использованных источников ………………………………………….82
Приложения ………………………………………………………………………..86

Работа содержит 1 файл

Диагностика антикризисного состояния и антикризисное финансовое управления предприятием.doc

— 840.00 Кб (Скачать)

Каждое предприятие проходит в своей деятельности определенный цикл, растя­гивая или сужая ввиду специфических особенностей ту или иную его стадию. Однако угроза кризиса стоит перед любым предприятием, поэтому в любой момент времени оно (предприятие) так или иначе сталкивается с кризисной ситуацией (рис.1) .

Рисунок 1 – Варианты развития ситуации на предприятии относительно точки кризиса

 

Далее возможны несколько вариантов развития ситуации. Если на предприятии финансовый менеджмент слаб, стратегия и тактика работы не проработаны, то пред­приятие начинает заболевать. Если руководство не замечает тревожных сигналов, не принимает никаких мер по стабилизации финансового состояния предприятия или эти меры не оправдывают себя, то кривая жизненного цикла спускается до умирания и, в конечном итоге, ликвидации. Согласно второму варианту развития событий, после прохождения точки «кризис» графика начинается интенсивное лечение предприятия, причем, чем быстрее оно начато, тем с меньшими финансовыми и трудовыми потерями оно будет проведено. И тем больше шансов на полное восстановление удовлетвори­тельного финансового состояния фирмы. Отсюда и сокращение вероятности банкрот­ства предприятия. Третий случай развития событий можно назвать идеальным - в этом случае работу по предотвращению кризиса начинать необходимо еще на стадии разви­тия предприятия, до того, как появятся тревожные признаки надвигающегося кризиса.

Знания о возможности кризиса, его проявлениях в жизнедеятельности системы на любом из перечисленных этапов развития организации, являются основой для раз­работки менеджментом мероприятий по предотвращению или смягчению отрица­тельных и усилению положительных последствий. Практика показывает, что все кри­зисы неодинаковы, и зависят не только от состояния экономической системы, на фоне которой они возникают, но и от своей сути, которая определяется условиями реализа­ции основных целей предприятия, на котором возникает кризисная ситуация. Если принять во внимание, что цели долгосрочного функционирования любого предприятия, в конечном итоге сводятся к обеспечению конкурентоспособно­сти и поддержанию финансовой устойчивости, то от того, достижение какой из этих целей находится под угрозой, зависит форма кризиса.

Выход из кризисного состояния может быть как мгновенным (ступенчатым) в ре­зультате разовой акции (дефолт, объявление банкротом, поглощение, смена профиля деятельности, дробление и др.), так и продолжительным по времени в ходе эволюцион­ных преобразований. Преодоление кризиса предполагает нейтрализацию его негатив­ных последствий: ущерба уровню доверия предприятия, степени его надежности в глазах клиентов и партнеров: «если не управлять ситуацией по восстановлению дове­рия, имидж компании может быть разрушен в течение нескольких дней или часов, а на его восстановление потратятся годы»; утраты лояльности сотрудников - кризис показывает персоналу уровень подготовленности собственного руководства, умение управлять в сложных ситуациях; снижения объема продаж; падения прибыли; изме­нения в ассортименте товаров или услуг компании; снижения уровня производитель­ности труда персонала.

Управление предприятием - комплексный процесс, включающий управление персоналом, управление производством, управление финансами, управление инвестициями, управление продвижением товара на рынок и другие под-процессы. Соответственно, каждый из перечисленных видов управления сосредоточен на одном каком-либо аспекте деятельности. В свою очередь антикризисный менеджмент, как разновидность управления предприятием, в отличие от перечисленных видов управления, охватывает все элементы деятельности предприятия в совокупности и выполняется параллельно общему управлению. И в этом, как нам кажется, проявляется его важнейшая особенность. Другой особенностью антикризисною управления является его предмет, который представляет собой профилактические меры финансового оздо­ровления предприятия, а не развития объекта управления вообще.

По своей сущности цель антикризисного управле­ния состоит в подготовке базовых условий для последующего старта развития и со­вершенствования деятельности хозяйствующего субъекта. С точки зрения системного подхода это своего рода управление-связка одновременно между всеми видами управления вообще и между отживающими и прогрессивными формами и методами всех его аспектов, выступающее в качестве необходимого условия для повышения эффективности деятельности данного субъекта.

Как составная часть управления деятельностью предприятия в целом антикри­зисный менеджмент представляет собой систему элементов, находящихся в отноше­ниях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятия от кризисных си­туаций и предотвращение банкротства.

Как правило, каждое предприятие, столкнувшееся с угрозой кризиса, вольно само­стоятельно выработать технологию своего поведения в целях недопущения кризиса или ликвидации его последствий. «Любое предприятие должно упорядочить механизмы, которые окажут помощь при ожидании, осмыслении, изучению и перепроек­тировке организационных процедур». Действительно, никто кроме руководства и квалифицированного персонала не владеет подробной информацией о состоянии дел предприятия, об особенностях бизнеса, к которому данное предприятие относится. К тому же, полная и всесторонняя осведомленность о положении дел является обяза­тельным условием и гарантом успеха мероприятий, направляемых на борьбу с кризи­сом. Тем не менее, сочетание плана действий предприятия с грамотно реализуемой процедурой антикризисного управления повышают эффективность мероприятий по борьбе с кризисом.

На рисунке 2 приведена обобщенная структура процесса антикризисного управления.

Рисунок 2 – Обобщенная структура процесса антикризисного управления

 

Все элементы данной структуры несут в себе три последовательные цели: профи­лактика кризиса, самостоятельное лечение предприятия от кризиса, успешное окончание процедуры банкротства.

Целью антикризисного управления является обеспечение бесперебойного функционирование предприятия с наибольшей эффективностью, к основным задачам антикризисного управления можно отнести:

- разработку и реализацию стратегии и тактики предприятия;

- разработку, внедрение и поддержание работы системы антикризисного управ­ления и механизма, приводящего эту систему в действие;

- поиск и использование эффективных инструментов антикризисного управления;

- активное использование новых возможностей управления;

- создание команды антикризисного управления, способной эффективно дейст­вовать в условиях высокой неопределенности, нехватки ресурсов и времени;

- учет прошлого опыта с целью недопущения вероятности повторения кризис­ной ситуации.

Кризис - это многогранное, зачастую непредсказуемое явление, последствия ко­торого могут оказаться как разрушительными для предприятия, так и, наоборот, спо­собствующими обновлению, укреплению его позиций. На возникновение кризиса мо­гут влиять многочисленные причины, связанные напрямую с деятельностью предпри­ятия, или никак от нее независящие. Не всегда активные меры, принимаемые ме­неджментом предприятия для ликвидации кризиса, оправдывают себя.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

-  попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;

-  антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;

-  в разных отраслях стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их освоить и сознательно использовать на практике;

-  в условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механиз­мов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях - от федерального до муниципального;

-  кризис может быть вызван обособленными от предприятия предпосылками, и за­дача предприятия - вовремя их выявить, чтобы сократить величину будущего ущерба;

-  природа кризиса противоречива: кризисное явление одновременно несет от­рицательные и положительные последствия;

-  не существует единой классификации кризисных явлений. Тем не менее, вы­явление признака, по которому будет осуществляться классификация кризисов, по­зволит внести ясность и упорядочить мероприятия антикризисного характера;

-  своевременное обнаружение симптомов кризиса - важнейшая задача антикри­зисного управления.

Для более подробного анализа финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия целесообразно проводить его комплексную оценку, включающую:

              - Анализ соответствия целей, задач и стратегии предприятия реальному поло­жению дел по их достижению для того, чтобы в случае отклонения вовремя вернуться к заданному курсу.

              - Анализ организационной структуры предприятия, призванный дать ответ на вопрос, соответствует ли структура организации целям быстрого изменения функций ее подразделений и сотрудников в случае кризиса.

              - Анализ состояния производства и реализации продукции, а также устойчивости производства, необходимый для определения степени состоятельности предпри­ятия.

              - Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции.

              - Анализ конкурентоспособности продукции, которая характеризуется степе­нью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке, нужный для понимания привлекательности продукции предприятия потребителям.

              - Анализ наличия и эффективности использования производственных ресурсов.

              - Анализ финансового состояния предприятия.

  - Анализ эффективности управления финансовыми ресурсами.

  - Оценка финансового результата деятельности.

Сигналы о вероятности наступления кризиса поступают не только изнутри предприятия, но и из его внешнего окружения, характеризующегося отношениями с поставщиками, заказчиками, конкурентами. Внутренние причины кризиса являются результатом неэффективного управления, поэтому их вычленение имеет особое зна­чение, тем более, что именно внутренние негативные тенденции усиливают действие внешних. Внешние причины как факторы кризиса, напротив, не зависят от предпри­ятия и возможности предприятия по их устранению минимальны.

Антикризисная политика - генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия, на формирование механизма управления, способного своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.

Неотъемлемой составляющей антикризисной политики является антикризисное планирование. Основные причины, по которым предприятия должны осуществлять антикризисное планирование, следующие:

              - кризисные ситуации возникают в каждой организации;

              - многие кризисы могут быть предотвращены или смягчены до того, как они причиняют существенный ущерб;

              - правильно подготовленная организация в случае наступления кризиса дей­ствует более целенаправленно, решительно и эффективно;

              - когда происходит кризис, нужно принять множество решений и проделать большую работу, значительную часть которой можно проделать заранее;

              - вклад персонала организации в принятие антикризисных решений может быть большим, если создать для этого необходимые условия.

Кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла пред­приятия. В зависимости от глубины кризиса и характера применяемых процедур про­цесс антикризисного управления может протекать либо активно, либо пассивно. Так, в случае возникновения негативных тенденций временного характера в активном функционировании системы антикризисного управления нет необходимости. В усло­виях устойчивого экономического спада, который сопровождается хронической не­платежеспособностью предприятия, оно активизируется по мере усугубления ситуа­ции. Поэтому существуют различные типы политики его осуществления: предкри­зисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивой ситуации, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений, подготовка к кризису и минимиза­ция его последствий. В своей основе антикризисная политика заключается в разра­ботке тактических и стратегических мер, направленных на преодоление проявивших­ся негативных тенденций и поддержание устойчивого развития предприятия в долго­срочной перспективе. В зависимости от полученных в ходе диагностики результатов, выявивших «узкие» места в финансово-производственной деятельности предприятия, и принимаются конкретные решения. В числе тактических (оперативных) мероприя­тий могут быть намечены следующие: сокращение отдельных видов расходов; повы­шение цен на некоторые виды продукции; использование выявленных на первом эта­пе внутренних резервов; изменение объемов производства и ассортимента выпускае­мой продукции; активизация маркетинговых исследований; закрытие подразделений; сокращение персонала и т.д. К стратегическим мероприятиям относятся такие как: повышение доли предприятия на рынке (достижение лидерства); географическая, вертикальная и горизонтальная диверсификацию производства; модернизация произ­водства на качественно новой технологической основе и др.

Таким образом, поведение предприятия в условиях кризисной ситуации и агрес­сивной внешней среды является динамично изменяющимся. При этом даже незначительное управляющее воздействие может привести к изменению траектории его раз­вития и перевести в новую стадию: либо экономического оздоровления, либо финан­сового краха (банкротства).

Информация о работе Диагностика кризисного состояния и антикризсиное финансовое управление