Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить роль государства в оказании помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1) Дать общую характеристику безнадзорности, рассмотреть безнадзорность как социально опасное явление, причины.
2) Рассмотреть основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Безнадзорность как особое социальное явление, роль государства в сфере профилактики и защиты безнадзорных детей………..…………...….6
1.1. Характеристика безнадзорности в России…………...………………………..6
1.2. Основные направления деятельности государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………….….12
Глава 2. Анализ работы государственных органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере г. Луховицы…………….…………......22
2.1. Оценка работы специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы……………………………...………………………………..………...22
2.2. Изучение форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Луховицы……………………32
Заключение………………………………………………………………………...48
Список используемой литературы и интернет источников………………...51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Деятельность органов гос. власти в сфере защиты безнадзорных детей .docx

— 95.64 Кб (Скачать)

2008г. – 1 млн. 737 тыс. 470 рублей

2009г. – 2 млн. 30 тыс. 920 рублей

2010г. – 2 млн. 490 тыс. 500 рублей

 

В образовательных  учреждениях ежегодно разрабатывается  и претворяется в жизнь комплекс мероприятий, направленных на предотвращение деградации и распада семей, пропаганду лучших семейных традиций. Необходимо продолжить взаимодействие со средствами массовой информации, чтобы наполнить эфир городского телевидения и полосы газет публикациями, отвечающими государственной задаче – профилактике социального сиротства. Считаем необходимым создание качественной социальной рекламы на телевидении и в прессе о ценностях семейного воспитания.

Сегодня в нашем городе проживают 145 детей, находящихся под опекой и 10 детей, имеющих право на государственное  обеспечение, которые ожидают определения  в интернатные учреждения Московской области.

Из 155 детей  состоящих на учете сектора по охране прав детства, 93 получают пособие  на свое содержание. Объемы субвенций  областного бюджета на выплату пособий  детям-сиротам составили:

2008г. - 3 млн. 391тыс. 491 рубль,

2009г. – 4 млн. 66 тыс. 286 рублей,

2010г. – 3 млн. 958тыс. 746 рублей.

Размер  опекунского пособия с 1 января 2010г. увеличен до 3869 рублей, выплата производится регулярно, задержки выплат не допускались.

За 2008-2010 г.г. управлением образования исполнено более 400 обращений в адрес организаций и частных лиц с целью защиты и восстановления прав детей.

В ноябре 2009г. организована и проведена родительская конференция, посвященная проблемам воспитания и обучения детей из социально-уязвимых категорий. Советом управления 27 декабря 2010г. утверждена подпрограмма «Профилактика социального сиротства на территории г.Луховицы на 2010-2011 годы», включенная в городскую программу «Развитие системы образования города Луховицы».

Сегодня управление образования г.Луховицы находится на этапе поиска современных методов решений задач по устройству детей-сирот и выполнению функций по их правовой защите.

Приоритетными формами устройства детей являются усыновление и передача под опеку  в семьи граждан. Устройство в  семью гарантирует несовершеннолетним наиболее комфортные условия проживания и максимальную защиту личных и имущественных интересов.

Одной из традиционных форм защиты интересов  несовершеннолетних является усыновление  отчимом или мачехой, так производится большинство усыновлений: 2008г. – 8 детей усыновлено,

2009г. – 4 детей усыновлено,

2010г. – 6 детей усыновлено

Подбор  усыновителей и детей для производства усыновления (удочерения) – процесс  чрезвычайно сложный и ответственный.

Статистика  последних лет такова:

на начало 2008 года – на учете 142 ребенка, находящихся под опекой,

на начало 2009 года – на учете 140 детей,

на начало 2010 года – на учете 147 детей,

на 1 января 2011 г. – на учете 139 детей,

Управлением образования не менее двух раз  в год осуществляется контроль за воспитанием детей в семьях опекунов, за использованием средств, выделяемых на содержание опекаемых. Эта работа налажена и осложняется лишь недостаточной обеспеченностью специалистов транспортом.

Опекунам  и попечителям систематически оказывается  помощь по различным вопросам: юридическое  консультирование, устройство в детские  сады, оздоровительные лагеря, материальная помощь через управление соц. защиты на лечение, приобретение одежды, канцелярских принадлежностей.

Из средств  областного бюджета в летний период оплачивались путевки для всех нуждающихся: 50 детей названной категории посещали бесплатно оздоровительные пришкольные лагеря. На летнюю оздоровительную кампанию для детей-сирот 2010г. израсходовано 127 350 рублей.

Льготным (дотационным) горячим питанием в  школах за счет местного бюджета обеспечены 58 учащихся из категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита  жилищных и имущественных прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, является одним из основных направлений работы сектора по охране прав детства и осуществляется в  соответствии с нормативно-правовой базой: Семейным кодексом РФ, Гражданским  кодексом РФ, Законом Московской области № 75-ОЗ от 05.06.2008г. «Об опеке и попечительстве на территории Московской области», совокупностью иных правовых актов в сфере охраны прав и социальных гарантий для детей, указанной категории.

Управлением образования г.Луховицы с целью защиты жилищных и имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, осуществляется деятельность по направлениям:

    1. закрепление за несовершеннолетними права пользования жилищными помещениями, собственниками которых являются члены их семей;
    2. учет и контроль за состоянием жилья, собственниками которого являются дети, оставшиеся без попечения родителей;
    3. сохранность жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, выехавшими за пределы города (устройство в интернатные учреждения, проживают с опекунами в других местностях);
    4. контроль деятельности опекунов (попечителей) за использованием имущества подопечных и расходованием средств на их содержание;
    5. постановка нуждающихся в льготную очередь на жилье.

По состоянию  на 01.03.2010г. опекаемые имеют закрепленное жилье -87, являются собственниками квартир 5 опекаемых, опись имущества подопечных в 25 личных делах. Как правило, описанное имущество состоит из мебели и предметов быта, утративших ценность из-за ветхости и сильного износа.

В г.Луховицы существует проблема с предоставлением детям из числа детей-сирот благоустроенного жилья. Список детей-сирот от 0 до 23 лет включает 93 человека, имеющих право на льготное предоставление жилой площади. Но не все из них являются остронуждающимися, так как принимаются меры по обеспечению жильем силами опекунов.

В соответствии с планом работы городского управления образования в феврале 2010г. проведено инспектирование деятельности учреждений начального, среднего, высшего и профессионального образования, находящихся на территории города Луховицы, по соблюдению законодательства о предоставлении льгот и государственных социальных гарантий учащимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.

По результатам  инспектирования руководителям  и должностным лицам учебных  заведений рекомендовано регулярно  отслеживать изменения в законодательстве о льготах и социальных гарантиях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышая свою правовую компетентность. Особое внимание уделять своевременному выявлению учащихся, потерявших родителей в период обучения для защиты их законных прав и интересов, зачислять на государственное обеспечение.

Анализируя  работу управления образования по охране прав детства, можно сказать, что  в городе успешно решаются многие вопросы, но в, то, же время не всегда оперативно рассматриваются проблемы обеспечения несовершеннолетних жильем, работой.

Совместно со средствами массовой информации подготовлены серии телевизионных сюжетов и газетных публикаций, направленных на предотвращение деградации и распада семей, профилактику социального сиротства, а также беспризорности и безнадзорности.

 

Заключение

Проанализировав состояние детской беспризорности и безнадзорности, можно сделать выводы, что проблема безнадзорности является актуальной как для РФ в целом, так и для каждого отдельного региона (в частности Московской области). Достигнув своего пика, в последние годы, данная проблема привлекла к себе внимание общества и органов государственной власти.

Опасность безнадзорности состоит в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленными сами себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть молодого поколения совершение преступлений будет считать нормой и образом жизни, что негативно отразится на всем обществе. Нахождение подростка длительное время в беспризорной и криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.

Однако  можно предположить, что даже после  преодоления экономического кризиса  проблемы, связанные с безнадзорностью, все-таки останутся. Это долговременная проблема. Для ее решения потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и подкреплять их духовно-идеологическими составляющими.

Таким образом, до настоящего времени в Российской Федерации не сложилась эффективная  скоординированная и субординированная система органов профилактики беспризорности и безнадзорности. Это касается как работы государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют о том, что государственными органами власти по-прежнему не решена задача нахождения таких организационных форм, которые позволили бы эффективным образом скоординировать и организовать деятельность по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.

Для выхода из сложившегося положения следует  выделить три основных подхода:

  1. Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями, участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
  2. Необходимо создать специальный орган управления (желательно при администрации Президента РФ), отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций.
  3. Целесообразно передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской безнадзорности - серьезной угрозы национальной безопасности России.

Распространение такого негативного  социального явления как детская  безнадзорность и беспризорность содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает  нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать  социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление  причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику.

Детям очень важно чувствовать, что мир к ним не безразличен…

 

Список используемой литературы и  других используемых источников.

  1. Антонов, А.И. Несовершеннолетние преступники: кто они?/ А.И Антонов // Социс. – 2008. - № 6. – С. 91
  2. Блохина, С.И. К вопросу об организациях детских реабилитационных центров в России. / С.И. Блохина, В.П. Козлова// Российский журнал социальной работы. – 2009. - № 4. – С. 85.
  3. Детство. Краткий словарь – справочник. -  М.: ИНФРА – М, 2007. – С. 147.
  4. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – С. 75.
  5. О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей: ФЗ от 21.12.2008. № 159 – ФЗ// СЗ РФ. – 2009. - № 2. – ст. 160.
  6. О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: Постановление Правительства от13.03.2008 № 154 // Работник социальной службы. – 2010. - № 2. – С. 205.
  7. О федеральной целевой программе Дети сироты (на 2009-2011 г. г): Постановление Правительства от 25.08.2009 № 625 // СЗ РФ. - № 37. – ст.3712.
  8. О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2008-2010 г. г): Постановление Правительства от 13.03.2008 № 292-р// СЗ РФ. - № 41. – ст. 3984.
  9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: (текст) ФЗ от 24.06.2009. № 120 – ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-сервис». – Последнее обновление 23.03.2010.
  10. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.2008 № 124 – ФЗ// Собрание Законодательства РФ. – 2009. - № 31 – ст. 3802.
  11. Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних (на 2009-2010г.г): Постановление Правительства от13.03.2009 № 154// Работник социальной службы. – 2010. - № 3. –С.205
  12. Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Постановление Правительства от 27.11.2009 № 896// Работник социальной службы. – 2010. - № 2. – С. 205.
  13. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации/ Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 2009 г. № 4.
  14. Садков, Е.В. Маргинальность и преступность/ Е.В. Садков// Социс. – 2010. - № 3. – С. 197.
  15. Семейный кодекс РФ – М.: «Приор», 2010. – С. 164
  16. Социальная работа: Учебник / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н /Д: «Феникс», 2010. – 576 с.
  17. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. – М., 2007. – С. 176
  18. Терехина, В. Для специализированных социальных учреждений/ В. Терехина// Социономия. – 2008. № 1. – С. 35.
  19. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник/Е.И.Холостова. – М.: ИНФРА – М., 2010. – С. 340
  20. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) – С. 192

Информация о работе Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей