Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить роль государства в оказании помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1) Дать общую характеристику безнадзорности, рассмотреть безнадзорность как социально опасное явление, причины.
2) Рассмотреть основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Безнадзорность как особое социальное явление, роль государства в сфере профилактики и защиты безнадзорных детей………..…………...….6
1.1. Характеристика безнадзорности в России…………...………………………..6
1.2. Основные направления деятельности государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………….….12
Глава 2. Анализ работы государственных органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере г. Луховицы…………….…………......22
2.1. Оценка работы специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы……………………………...………………………………..………...22
2.2. Изучение форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Луховицы……………………32
Заключение………………………………………………………………………...48
Список используемой литературы и интернет источников………………...51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Деятельность органов гос. власти в сфере защиты безнадзорных детей .docx

— 95.64 Кб (Скачать)

Постановлением  Правительства РФ утверждена Федеральная  целевая программа «Дети–сироты» [7, ст.3712] (на 2009 – 2011 года). Целью данной программы является предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа «Дети–сироты» предусматривает формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

На основе федеральной целевой программы  «дети–сироты» уже начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развивается новая форма устройства детей–сирот – помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.

Намечается  внедрение системы учета детей–сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка  на воспитание, обеспечение психолого-педагогического  сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование  оплаты труда приемных родителей.

Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации [12, с. 69]. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 154, [6, с. 34] регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с безнадзорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению безнадзорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  утвержден План первоочередных мероприятий  по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2009 – 2010 г.) [11, с. 56]. Правительством приняты решения о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно–нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.

Исходя  из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с  беспризорностью и безнадзорностью  несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.

 

 

Глава 2. Анализ работы государственных  органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере  г. Луховицы

2.1. Оценка работы  специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы

Решением  проблем безнадзорных детей занимаются как государственные, муниципальные органы, так и общественные и благотворительные организации.

При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием  детей, необходимо иметь в виду, что  в соответствии со ст.42 ГПК РСФСР  и ст.78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки  и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни  ребенка и лица, претендующего  на его воспитание, а также предъявить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п.1 ст.34 ГК РФ и п.2 ст.121 СК РФ, должно быть, подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, относятся: выявление и учет несовершеннолетних детей, по тем или иным причинам оставшимся без родительского попечения; выбор формы устройства таких детей с учетом конкретных обстоятельств утраты детьми родительского попечения; осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей. Органы опеки и попечительства, кроме вышеперечисленных функций, которые отнесены к их исключительной компетенции, наделены в законодательном порядке правом принимать меры к тому, чтобы дети остались без родительского попечения, как ни кощунственно это звучит. В частности, органы опеки и попечительства наделены правом от имени органа местного самоуправления обращаться в суд в порядке общеискового производства с исками о признании родителя (родителей) полностью недееспособным, о лишении одного или обоих родителей родительских прав или ограничении их в этих правах. Мнение органа опеки и попечительства о том, с кем из родителей при разводе должен остаться ребенок, в обязательном порядке должно учитываться судом. Очень часто бывает, что орган опеки и попечительства не считает нецелесообразным оставление ребенка одному из родителей и настаивает на помещении ребенка в интернат или другое воспитательно-образовательное учреждение. Важно понимать, что эти кажущиеся бесчеловечными меры на самом деле служат средством защиты прав интересов ребенка, одновременно являясь мерами семейно-правовой ответственности его родителей.

В системе  социальной защиты важное значение играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей. Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида [19, с. 57-60]. Социальная дезадаптация детей имеет комплексный характер, она выражается в нарушении физического и психического здоровья ребенка, разрыве его социальных связей с семьей, другими институтами социализации. Но социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Социальная реабилитация – процесс сложный, длительный и включает комплекс медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на социально-психологическое возрождение ребенка, восстановление его психического и физического здоровья.

Структура стоимости имущества даёт общее  представление о финансовом состоянии  подразделения. Она показывает долю каждого элемента в активах и  соотношении заёмных и собственных  средств, покрывающих их в пассивах.

Специализированные  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются для оказания помощи той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей.

Основная  цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

  1. диагностическая работа;
  2. реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
  3. постреабилитационная защита ребенка.

Прежде  всего, в системе социально–реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются  социальные приюты для детей и  подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в  уровне и глубине понимания специалистами  стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с  детьми. Различны и их материально–техническая  база, возможности финансирования и  осуществления контактов со всевозможными  организациями.

Целью приютов  является социальная реабилитация беспризорных детей и подростков, то есть организация  их временного проживания, оказание психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи и  их дальнейшее жизнеустройство. В приюты поступают дети и подростки по направлению комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам семьи и  их учреждений, органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, по предоставлению сотрудников  самих приютов, а также по личной просьбе несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите.

Большинство приютов являются муниципальными учреждениями, содержащимися за счет бюджетных  средств. Главное отличие приютов  от детских домов заключается  в том, что приюты – это учреждения временного пребывания детей сроком до 6 месяцев, в течение которых  ребенку подыскиваются усыновители, опекуны или приемная семья либо проводится работа по ликвидации кризисной  ситуации в его родной семье, куда он может быть возвращен. В детские  дома дети попадают из приютов в  тех случаях, если не удалось подобрать  им приемных родителей или опекунов или вернуть в прежнюю семью, нормализовав обстановку в ней.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:

    1. личного обращения;
    2. направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;
    3. постановления комиссий по делам несовершеннолетних;
    4. заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;
    5. постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу [13, ст. 52].

Индивидуальная  программа реабилитации ребенка  создается на основе изучения его  личности и анализа всей доступной  информации (состояние его физического  и психического здоровья, степень  образовательной подготовки), которая  обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка  на момент поступления в приют.

Дети, проходящие реабилитацию, как правило, социально  и педагогически запущены. Практика показывает, что эмоциональная сфера  детей характеризуется крайней  неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, скрытностью, агрессивностью. Все это  ставит вопрос о медико-социальной реабилитации в каждом приюте и реабилитационном центре. Сотрудники приюта изучают  условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы  возвращения ребенка в семью. Если возвращение ребенка в семью  невозможно, используются другие пути. Наиболее продуктивной формой устройства является передача детей под опеку  или на усыновление родственникам, однако последние не выражают желания  сделать это в силу разных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные и  материальные условия. Если возвращение  в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка  в интернат.

Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, - создание семейных (воспитательных) групп [17, с. 52].

Сначала о наличии таких детей оповещают  через средства массовой информации или специальный банк данных. При  наличии семьи, желающей взять ребенка  на воспитание, тщательно обследуются  ее материально-бытовые условия, после  чего заключается контракт на два  месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается  как структурное подразделение  приюта, а один из родителей оформляется  в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые  рекомендации каждой семье.

В работе с несовершеннолетними девиантами применяются социальные технологии. Примером социальной поддержки и реабилитации дезадаптированных детей является деятельность социально-реабилитационного центра. Центры осуществляют свою деятельность по разным направлениям:

    1. профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
    2. обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
    3. обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптпции, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Сегодня работу с проблемными детьми ведут  центры и службы психолого-педагогического  и медицинского сопровождения детей  и их развития. Центр социально-реабилитационной поддержки несовершеннолетних принимает  участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Центры  рассчитаны на 5-10 тысяч детей и  могут включать в себя следующие  отделения:

    1. приемное отделение;
    2. отделение диагностики социальной дезадаптации;
    3. отделение реализации программ социальной реабилитации;
    4. отделение социально-правовой помощи;
    5. семейная воспитательная группа.

Информация о работе Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей