Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель работы – определить роль государства в оказании помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1) Дать общую характеристику безнадзорности, рассмотреть безнадзорность как социально опасное явление, причины.
2) Рассмотреть основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Безнадзорность как особое социальное явление, роль государства в сфере профилактики и защиты безнадзорных детей………..…………...….6
1.1. Характеристика безнадзорности в России…………...………………………..6
1.2. Основные направления деятельности государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………….….12
Глава 2. Анализ работы государственных органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере г. Луховицы…………….…………......22
2.1. Оценка работы специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы……………………………...………………………………..………...22
2.2. Изучение форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Луховицы……………………32
Заключение………………………………………………………………………...48
Список используемой литературы и интернет источников………………...51
Постановлением
Правительства РФ утверждена Федеральная
целевая программа «Дети–
На основе федеральной целевой программы «дети–сироты» уже начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развивается новая форма устройства детей–сирот – помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.
Намечается
внедрение системы учета детей–
Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации [12, с. 69]. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 154, [6, с. 34] регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с безнадзорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению безнадзорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2009 – 2010 г.) [11, с. 56]. Правительством приняты решения о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно–нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.
Исходя
из вышеперечисленного, можно утверждать,
что государством создана нормативно-правовая
база по профилактике и борьбе с
беспризорностью и
Глава 2. Анализ работы государственных органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере г. Луховицы
2.1. Оценка работы специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы
Решением проблем безнадзорных детей занимаются как государственные, муниципальные органы, так и общественные и благотворительные организации.
При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.42 ГПК РСФСР и ст.78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также предъявить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п.1 ст.34 ГК РФ и п.2 ст.121 СК РФ, должно быть, подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, относятся: выявление и учет несовершеннолетних детей, по тем или иным причинам оставшимся без родительского попечения; выбор формы устройства таких детей с учетом конкретных обстоятельств утраты детьми родительского попечения; осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей. Органы опеки и попечительства, кроме вышеперечисленных функций, которые отнесены к их исключительной компетенции, наделены в законодательном порядке правом принимать меры к тому, чтобы дети остались без родительского попечения, как ни кощунственно это звучит. В частности, органы опеки и попечительства наделены правом от имени органа местного самоуправления обращаться в суд в порядке общеискового производства с исками о признании родителя (родителей) полностью недееспособным, о лишении одного или обоих родителей родительских прав или ограничении их в этих правах. Мнение органа опеки и попечительства о том, с кем из родителей при разводе должен остаться ребенок, в обязательном порядке должно учитываться судом. Очень часто бывает, что орган опеки и попечительства не считает нецелесообразным оставление ребенка одному из родителей и настаивает на помещении ребенка в интернат или другое воспитательно-образовательное учреждение. Важно понимать, что эти кажущиеся бесчеловечными меры на самом деле служат средством защиты прав интересов ребенка, одновременно являясь мерами семейно-правовой ответственности его родителей.
В системе социальной защиты важное значение играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей. Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида [19, с. 57-60]. Социальная дезадаптация детей имеет комплексный характер, она выражается в нарушении физического и психического здоровья ребенка, разрыве его социальных связей с семьей, другими институтами социализации. Но социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Социальная реабилитация – процесс сложный, длительный и включает комплекс медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на социально-психологическое возрождение ребенка, восстановление его психического и физического здоровья.
Структура
стоимости имущества даёт общее
представление о финансовом состоянии
подразделения. Она показывает долю
каждого элемента в активах и
соотношении заёмных и
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются для оказания помощи той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей.
Основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.
Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
Прежде
всего, в системе социально–
Целью приютов является социальная реабилитация беспризорных детей и подростков, то есть организация их временного проживания, оказание психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи и их дальнейшее жизнеустройство. В приюты поступают дети и подростки по направлению комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам семьи и их учреждений, органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, по предоставлению сотрудников самих приютов, а также по личной просьбе несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите.
Большинство
приютов являются муниципальными учреждениями,
содержащимися за счет бюджетных
средств. Главное отличие приютов
от детских домов заключается
в том, что приюты – это учреждения
временного пребывания детей сроком
до 6 месяцев, в течение которых
ребенку подыскиваются
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:
Индивидуальная
программа реабилитации ребенка
создается на основе изучения его
личности и анализа всей доступной
информации (состояние его физического
и психического здоровья, степень
образовательной подготовки), которая
обусловливает не только проведение
общих оздоровительных
Дети, проходящие
реабилитацию, как правило, социально
и педагогически запущены. Практика
показывает, что эмоциональная сфера
детей характеризуется крайней
неуравновешенностью, повышенной возбудимостью,
скрытностью, агрессивностью. Все это
ставит вопрос о медико-социальной
реабилитации в каждом приюте и реабилитационном
центре. Сотрудники приюта изучают
условия жизни семьи, ее функциональные
способности, возможность проживания
ребенка в конкретных семейных условиях.
Посещение семьи социальным работником
дает возможность оценить
Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, - создание семейных (воспитательных) групп [17, с. 52].
Сначала
о наличии таких детей
В работе
с несовершеннолетними
Сегодня
работу с проблемными детьми ведут
центры и службы психолого-педагогического
и медицинского сопровождения детей
и их развития. Центр социально-
Центры рассчитаны на 5-10 тысяч детей и могут включать в себя следующие отделения:
Информация о работе Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей