Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить роль государства в оказании помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1) Дать общую характеристику безнадзорности, рассмотреть безнадзорность как социально опасное явление, причины.
2) Рассмотреть основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Безнадзорность как особое социальное явление, роль государства в сфере профилактики и защиты безнадзорных детей………..…………...….6
1.1. Характеристика безнадзорности в России…………...………………………..6
1.2. Основные направления деятельности государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………….….12
Глава 2. Анализ работы государственных органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере г. Луховицы…………….…………......22
2.1. Оценка работы специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы……………………………...………………………………..………...22
2.2. Изучение форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Луховицы……………………32
Заключение………………………………………………………………………...48
Список используемой литературы и интернет источников………………...51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Деятельность органов гос. власти в сфере защиты безнадзорных детей .docx

— 95.64 Кб (Скачать)

В отделении  диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов  воспитанников, в том числе находящихся  в семейных воспитательных группах; оказывает содействие органам опеки  и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве  воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

Важное  место в системе социальной поддержки  и профилактики безнадзорности несовершеннолетних отводится отделениям по работе с семьей и детьми, которые открыты во всех городских и районных центрах социального обслуживания населения. В некоторых регионах Центры социального обслуживания и отделения являются единственным местом, куда могут обратиться граждане. Специалисты отделений берут на учет семьи «группы риска» по 14 категориям: многодетные; неполные; с детьми-инвалидами; безработных родителей; неблагополучные и другие. Первичный социальный патронаж позволяет на местах определить конкретные виды социальной помощи ребенку, семье, в период, когда ей особенно трудно. При необходимости оказывается материальная поддержка, устанавливается опекунство, решаются вопросы улучшения жилищно-бытовых условий, проводится юридическое консультирование.

Наиболее существенную поддержку семьям с детьми могут оказать центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), в структуру которых входят различные подразделения социально-экономической, психолого-педагогической, медико-социальной помощи, профилактики беспризорности детей и подростков и экстренной психологической помощи («телефон доверия»). В Центре СПСиД работают квалифицированные специалисты: педагоги, психологи, врачи (педиатр, психотерапевт, нарколог), юрисконсультант, специалисты по социальной работе и многие другие. Наличие специалистов разного профиля позволяет в комплексе помогать каждой конкретной семье в преодолении трудных жизненных ситуаций. Семьям, находящимся в социально-опасном положении, оказывается разнообразная адресная помощь. Успешно действуют Психологические центры помощи несовершеннолетним, реабилитационные центры для несовершеннолетних, которые оказывают помощь родителям и детям, нуждающимся в медико-психологической реабилитации.

Общественные  организации предпринимают меры для уменьшения роста безнадзорности и улучшения положения детей, содействуют профилактике детей беспризорников, социальной поддержке, адаптации и реабилитации. Они организуют питание детей, их временное содержание, оказывают медицинскую и психологическую помощь, создают детские дома и приюты, в том числе семейного типа.

Русская Православная Церковь также принимает  участие в помощи безнадзорным детям. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов. С детьми проводят беседы о христианском вероучении, основы православной культуры, истории христианства, организуют занятия по изучению Библии. Другое направление – создание детских домов и приютов на базе приходов и монастырей. На этом пути церковным структурам приходится сталкиваться с огромными трудностями. Основная группа проблем связана с недостатком помещений и финансированием, данное положение приводит к тому, что многие церковные детские приюты существуют на нелегальном положении, не получая никакой помощи и поддержки от государства.

Благотворительные организации, действуют в этой сфере  значительно активнее и результативнее. Например, некоторые такие организации, деятельность которых заслуживает внимания и поддержки. Центр «Дорога к Дому» [2, с. 23-34] г. Москва был создан в марте 2008 года на базе детского приюта. Клиенты - несовершеннолетние «группы риска» в возрасте от четырех до шестнадцати лет, а также их семьи и ближайшее окружение. Сотрудники центра обладают большим опытом работы с уличными детьми и подростками из группы риска. Некоторые из них работают с безнадзорными детьми более 10 лет. При центре действуют 5 постоянных групп "стрит-уокеров", работающих непосредственно на улицах города для выявления беспризорных детей и подростков из группы риска. Сотрудники стараются войти в контакт с этими детьми, выявить причины их беспризорности и, по возможности, оказать им необходимую помощь, в том числе путем приглашения их в приют.

В результате помощи общественных организаций и  мер общей профилактики будет обеспечиваться развитие способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезная деятельность, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры (создание профильных лагерей, где будут работать педагоги; поддержка клубов для детей и подростков, апробация и распространение программ и проектов профилактической и реабилитационной работы).

Решение проблемы безнадзорников возможно только при консолидированном взаимодействии нескольких ведомств: здравоохранения, социального обеспечения, образования и органов охраны правопорядка, при условии создания необходимой законодательной базы, при поддержке и расширенной сети социальных учреждений, при взаимодействии региональной социальной политики.

Профилактика  в широком смысле представляет собой  систему государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения социальной болезни [16, с. 206].

Под профилактикой  имеется в виду совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации детей и подростков, а также разработку мер по ее предупреждению.

Профилактические  основы закреплены на федеральном законодательном  уровне, это, прежде всего Федеральный  Закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.2009 № 120–ФЗ [9] и Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2008-2010 годы).

Сегодня, как никогда очень важно проводить  профилактику правонарушений среди  несовершеннолетних. Данная социальная функция возложена на специальные  подразделения по делам несовершеннолетних в структуре органов внутренних дел.

 

2.2. Изучение форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Луховицы

Подразделение по делам несовершеннолетних ОВД  г. Луховицы является структурным подразделением полиции общественной безопасности ГУ ОВД г. Луховицы и Луховицкого района, образованное 30 мая 2009 года. Деятельность отделения осуществляется в соответствии с нормами российского законодательств

Организация деятельности ПДН по общей профилактике правонарушений среди несовершеннолетних построена по принципу незамедлительного  информирования следующих ведомств:

    1. Орган прокуратуры – о нарушения прав и свобод несовершеннолетних.
    2. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    3. Орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.
    4. Орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении.
    5. Орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
    6. Орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ – интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях.
    7. Орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Подразделение по делам несовершеннолетних тесно  взаимодействует с общественными  объединениями и религиозными организациями  в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Совместно с Комитетом по делам молодежи сотрудниками ПДН ведется работа по выпуску брошюр и буклетов, содержащих информацию и пропаганду здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Для несовершеннолетних организуются рабочие места с целью организации их досуга и возможности иметь заработок. С Управлением социальной защиты населения проводятся мероприятия, позволяющие выявить несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Сотрудниками  ПДН была проделана определенная работа по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних: выявлено и поставлено на учет в 2009 году 61 подростков, в том числе 56 учащихся, 3 не учащихся и не работающих, 5 условно осужденных. Снято с учета 55 подростков, в том числе с исправлением 24, с 18 – летием 29, с осуждением и арестом 7, с выездом 2. Исполнено 132 материалов по преступлениям, в том числе отказано в возбуждении уголовного дела 127. Проведено 161 рейда по проверке мест сбора несовершеннолетних в целях выявления лидеров, охране общественного порядка, сохранности государственного и муниципального имущества. Определено в приют 16 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, жизни и здоровью которых угрожала опасность. В ОВД за совершение различных правонарушений и преступлений доставлено 425 подростков, в том числе за употребление спиртных напитков 182, наркотиков 3, требующих помощи со стороны государства 128.

В целях  предупреждения конфликтов между различными группировками подростков проводится организация личных встреч и бесед  руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используются возможности воздействия  на несовершеннолетних с помощью  органов и учреждений системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В этих целях  сотрудники ПДН ведут наблюдательные дела на группы несовершеннолетних с  антиобщественной направленностью.

В области  предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних инспектора периодически проводят рейды и операции по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних. В результате таких рейдов выявляются несовершеннолетние, допускающие немедицинское употребление наркотических средств, возможного сбыта, приобретения и употребления; лица, вовлекающие несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ несовершеннолетних, организаторов и содержателей притонов.

Особое  внимание уделяется таким объектам концентрации и сбора несовершеннолетних как железнодорожный транспорт, где сотрудники ПДН осуществляют меры по выявлению безнадзорных детей и анализируют причины совершения несовершеннолетними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на транспорте, несчастные случаи с подростками.

В решении  перечисленных задач сотрудники ПДН взаимодействуют с проездными бригадами, резервами проводников, службами пути и другими службами транспорта, связанными с обслуживанием пассажиров, организацией и обеспечением движения транспортных средств.

Сотрудники  ПДН обеспечивают своевременное  выявление несовершеннолетних правонарушений так и родителей. В отдел поступает информация от Управления социальной защиты населения, соседей, школ и других образовательных учреждений, о несовершеннолетних правонарушителях, родителях, отрицательно влияющих на детей, а также сведений, содержащихся в документах о привлечении правонарушителей к административной и иной ответственности, книгах и журналах учета заявлений и сообщений о преступлениях, учета лиц, доставленных в Подразделение по делам несовершеннолетних или Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителях. На каждое выявленное лицо составляется рапорт, постановка на учет с заведением учетно-профилактической карточки или учетно-профилактического дела. Далее проводится индивидуальная работа и осуществляется контроль над несовершеннолетним и его родителем.

При заведении учетно-профилактического дела, учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями, разъясняют им основания постановки на учет и снятия с учета (Приложение 4). На учет ПДН с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние: условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания; освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора.

На основе данных учетно-профилактических карточек сотрудники ПДН разрабатывают и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними выясняется их образ жизни, связи и намерения; разъясняются последствия совершения ими противоправных действий; выявляют и принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений.

Информация о работе Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей