Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить роль государства в оказании помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1) Дать общую характеристику безнадзорности, рассмотреть безнадзорность как социально опасное явление, причины.
2) Рассмотреть основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Безнадзорность как особое социальное явление, роль государства в сфере профилактики и защиты безнадзорных детей………..…………...….6
1.1. Характеристика безнадзорности в России…………...………………………..6
1.2. Основные направления деятельности государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………….….12
Глава 2. Анализ работы государственных органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере г. Луховицы…………….…………......22
2.1. Оценка работы специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы……………………………...………………………………..………...22
2.2. Изучение форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Луховицы……………………32
Заключение………………………………………………………………………...48
Список используемой литературы и интернет источников………………...51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Деятельность органов гос. власти в сфере защиты безнадзорных детей .docx

— 95.64 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2

Глава 1. Безнадзорность как особое социальное явление, роль государства в сфере профилактики и защиты безнадзорных детей………..…………...….6

1.1. Характеристика безнадзорности в России…………...………………………..6

1.2. Основные направления деятельности государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………….….12

Глава 2. Анализ работы государственных органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере г. Луховицы…………….…………......22

2.1. Оценка работы  специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы……………………………...………………………………..………...22

2.2. Изучение форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Луховицы……………………32

Заключение………………………………………………………………………...48

Список используемой литературы и интернет источников………………...51

 

Введение

Положение детей в любом государстве  – это показатель морального и  нравственного здоровья общества. В  последнее время все большую  тревогу вызывает рост безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические  расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, сдавшие свои площади в аренду коммерческим фирмам. Волна детской безнадзорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е годы прошлого столетия.

Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, законных представителей либо должностных лиц», а к беспризорным – «безнадзорных детей, не имеющий места жительства и (или) места пребывания». Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Основными задачами деятельности органов государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей, являются меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в которые входят:

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
  4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

 Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится  подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный  ребенок - это ребенок, реализующий  свой потенциал как личность и  будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Создание  благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия  на них факторов, подвергающих риску  безнадзорности и беспризорности – основные направления деятельности осуществляемой государством и обществом.

Актуальность проблемы безнадзорности в России, усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская безнадзорность – острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем безнадзорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков.

Объект исследования – деятельность органов государственной власти в области социальной защиты безнадзорных детей.

Предметом выступает – специфика оказания помощи безнадзорным несовершеннолетним, органами государственной власти.

Цель работы – определить роль государства в оказании помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:

1) Дать общую характеристику безнадзорности, рассмотреть безнадзорность как социально опасное явление, причины.

2) Рассмотреть  основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

3) Раскрыть роль государственных и общественных организаций в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей.

4) Рассмотреть технологии социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми в деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД г. Луховицы.

В ходе работы были изучены и проанализированы материалы правительства РФ, а  именно: Федеральный Закон «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации»; Федеральный  Закон «О дополнительных гарантиях  по защите детей сирот, и детей  оставшихся без попечения родителей»; Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2008-2010 годы) и другие нормативно – правовые положения, Законы Московской области, приказы и положения Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД г. Луховицы.

Использовались  учебная и специальная литература по теме, материалы периодической  печати, статистические данные по РФ и  конкретным регионам (Москва, Московская область).

В процессе работы использовались общенаучные методы исследования: исторический, статистический, социологический, анализ.

 

Глава 1. Безнадзорность как особое социальное явление, роль государства в сфере профилактики и защиты безнадзорных детей.

  1.1. Характеристика безнадзорности в России

В истории  человечества детская безнадзорность существует давно. Но в периоды политических, социально–экономических потрясений: войн, революций, национальных междоусобиц число безнадзорных детей возрастает. Изменения, происходящие в политической, экономической и социальной сферах, духовно – нравственные трудности нашей жизни стали существенным фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения. С каждым годом увеличивается количество семей, не способных надлежащим образом обеспечить содержание и воспитание детей. Заявило о себе так называемое «социальное сиротство», т.е. сиротство при живых родителях. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагоприятных (асоциальных) семей, утрата нравственных устоев привели к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. Неконтролируемая алкоголизация, рост потребления наркотических средств являются определяющими факторами ухудшения психического здоровья населения России и вносят решающий вклад в депопуляцию страны. Алкогольно-наркотическая эпидемия становится национальной трагедией России, угрожающей безопасности не только отдельной личности, но и государства в целом.

В стране продолжается неуклонный рост числа  больных алкогольными психозами  и алкогольным слабоумием. Критическим  является положение с психическим  здоровьем детей, продолжается рост числа умственно отсталых детей, что также обусловлено масштабами пьянства и увеличением числа  больных алкоголизмом в стране. Растут показатели числа больных алкоголизмом среди детей, подростков и женщин. Такое явление в России как социальные сироты, является следствием алкогольной деградации и потери духовных ценностей.

Безнадзорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания [3, с. 2]. По данным, утвержденным Генеральной прокуратурой РФ на начало 2009 года насчитывается два с половиной миллиона беспризорников. По различным источникам статистики в России от двух с половиной до шести миллионов беспризорных. Следует заметить, что из этого количества зарегистрировано только два миллиона отвергнутых детей, в число которых входят дети, которые иногда живут в приютах, детских домах. В среднем на улицах обитают около трех миллионов детей брошенных родителям. Масса малолетних беспризорных в течение года непостоянна: она уменьшается с наступлением холодов и вырастает до максимума в летние месяцы.

На рост безнадзорности в условиях нестабильности политической, социально-экономической жизни влияют кризисные явления в семье, нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов, рост многодетных и бедных семей. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Основные причины подростковых правонарушений это:

    1. дефицит семейного, эмоционального тепла;
    2. слабый контроль со стороны родителей (вахтовый метод работы; асоциальное поведение семьи, в том числе алкоголизация; социальный аспект семейного неблагополучия (многодетные, неполные, безработные); игнорирование требований школы родителями;
    3. несовершенство законодательной базы, регламентирующей ответственность родителей за воспитание ребенка;
    4. «самоутверждение» ребенка в подростковой среде: (смещение ценностных ориентиров; преобладающее влияние улицы; склонность к риску; неадекватность поведения).

В сложившейся  ситуации государство предпринимает меры, но они не достаточно эффективны для решения проблем безнадзорности и ее снижения. Детским домам не хватает положенного по бюджету финансирования, чтобы отремонтировать и обустроить помещения, в которых расселены дети. Воспитанникам детских домов не хватает одежды, школьно письменных принадлежностей, питания, тепла и ласки со стороны воспитателей и педагогов. В результате среди детдомовцев много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Распространяется жестокое и грубое обращение с детьми в интернатных учреждениях и в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Обычная семья дает ребенку больше, чем детский дом. Такие учреждения нужны не для содержания, а для дальнейшего устройства беспризорника. Подростки выходят из детского дома, не подготовленными к самостоятельной жизни, им не оказывается полноценная ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. По данным статистики примерно 40% выпускников детских домов и школ – интернатов становятся алкоголически и наркотически зависимы, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством [18, с. 9]. И только 15% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. Отсутствие координации в работе министерств социального блока и органов исполнительной власти на местах не позволило создать в стране полноценную систему профилактики безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних. В итоге обязанности контроля за юными безнадзорными детьми распределились по различным ведомствам, дети же остаются бесхозными. Утратив прежние социальные связи, ценности и институты, многие из них не сумели приспособиться к новым условиям жизни, различные ведомства не приблизили детей к основным сферам жизнедеятельности (спорту, школе, работе).

В 2010 году реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 2009 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. В Российской Федерации есть хороший Закон "О занятости населения в РФ". В нем предусматриваются квотирование рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, налоговые льготы работодателям, создающим места для несовершеннолетних, которые должны устанавливать органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В результате роста смертности мужчин в молодом возрасте, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей.

В неполной семье воспитывается сегодня  каждый седьмой российский ребенок [4, с. 48-49]. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Среди причин, обусловливающих утрату семейных связей, - конфликтные отношения в семье, сопровождающиеся насилием, агрессивностью, жестоким обращением со стороны родителей. Причиной побегов детей из дома нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживающего с несовершеннолетним ребенком. Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи, перегруженность домашним трудом из–за отсутствия материальных средств на пользование услугами сферы быта сокращает возможность общения с детьми, совместных занятий с ними, увеличивает риск детской безнадзорности.

Информация о работе Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей