Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить роль государства в оказании помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1) Дать общую характеристику безнадзорности, рассмотреть безнадзорность как социально опасное явление, причины.
2) Рассмотреть основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Безнадзорность как особое социальное явление, роль государства в сфере профилактики и защиты безнадзорных детей………..…………...….6
1.1. Характеристика безнадзорности в России…………...………………………..6
1.2. Основные направления деятельности государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………….….12
Глава 2. Анализ работы государственных органов и организаций по работе с безнадзорными детьми на примере г. Луховицы…………….…………......22
2.1. Оценка работы специализированных учреждений для несовершеннолетних г. Луховицы……………………………...………………………………..………...22
2.2. Изучение форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Луховицы……………………32
Заключение………………………………………………………………………...48
Список используемой литературы и интернет источников………………...51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Деятельность органов гос. власти в сфере защиты безнадзорных детей .docx

— 95.64 Кб (Скачать)

На примере  таблицы 1 можно привести показатели совершения преступлений несовершеннолетними.

Таблица 1

Показатели  совершения преступлений несовершеннолетними

Виды правонарушений и преступлений

2008

2009

2010

 

 

584

651

398

Ст.158 УК РФ (кража)

61

66

51

Ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжких телесных повреждений)

34

45

24

Ст. 161, ч.1 УК РФ (грабеж)

13

12

8

Незаконное хранение оружия

8

6

15

Хулиганство

34

26

13

Ст. 166 УК РФ Угон автотранспорта

16

27

27

Ст. 163 УК РФ (вымогательство)

25

34

35

Ст. 116 УК РФ (побои)

13

7

12

Ст. 228 УК РФ (наркотики)

56

45

12

Противоправные действия несовершеннолетних (нарушение общественного порядка  в ночное время)

56

37

25

Административные правонарушения

23

28

7

Общественно-опасные деяния

32

26

16

Употребление спиртных напитков

106

154

85

Нанесение материального ущерба

8

36

9

Уход из дома

54

34

27

Прочие

45

68

32


 

Анализ  правонарушений и преступлений показал, что всплеск подростковой преступности пришелся на 2009 год и составила 651 преступлений против 584 в 2008 году. Удельный вес преступности несовершеннолетних за 2009 год составил 12,3 % против 11, 9 % в прошлом году.

В случае если несовершеннолетний совершил нарушение  общественного порядка, за которое  на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился  от исполнения обязанностей, возложенных  на него судом, сотрудники ПДН проводят индивидуальную работу и мероприятия, вносят в суд по месту жительства осужденного представление об отмене условно-досрочного освобождения, составляемое аналогично представлению об отмене принудительных мер воспитательного  воздействия.

Можно увидеть  в табл. 2 численность семей и детей, состоящих на учете ПДН по состоянию на 1 января 2010 года.

Таблица 2

 Численность семей и детей, состоящих на учете ПДН

Категории

Состоящие на учете ПДН на 01.01.10

семей

в них детей

Многодетные семьи (3 и более детей) / в них детей

325

1489

Неполные семьи (получающие пенсию по потере кормильца, родители разведены) / в них детей

412

781

Семьи одиноких матерей / в них детей

155

194

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов / в них детей-инвалидов

35

78

Семьи, пострадавшие от аварии на ЧАЭС

16

39

Семьи безработных и временно неработающих родителей

535

 45


 

Одним из направлений в работе ОВД по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних является своевременная изоляция несовершеннолетних правонарушителей, оказывающих отрицательное влияние на подростковую среду, предупреждение совершения ими повторных общественно опасных деяний, путем помещения их в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП).

Главные задачи Центра временной изоляции для  несовершеннолетних правонарушителей – профилактика правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и  условий, способствующих их противоправному поведению, коррекционная и воспитательно-реабилитационная работа на ранней стадии деформации личности подростков, предупреждение совершения ими повторных правонарушений.

Деятельность  ЦВИНП имеет три основных направления. Приоритетным является социальная реабилитация дезадаптированных в обществе детей и подростков. Реабилитационно-воспитательный процесс реализуется в условиях ЦВИНП через такие виды деятельности: общественно-познавательная; ценно-ориентировочная (правовая); духовно-нравственная; эстетическая; оздоровительно-гигиеническая. В нем участвуют специалисты различного профиля: педагоги, сотрудники ОВД, медицинские работники, психологи, наркологи, работники городских музеев. В силу сложности решения поставленных задач они сочетают в себе качества диагностов, консультантов и педагогов одновременно.

Очень остро  стоят в городе вопросы прав детства. Большое количество несовершеннолетних нуждаются в социальной реабилитации. Эта функция возложена на группы социальной поддержки при детском саде №5 «Ладушки», через которые за год проходят социальную адаптацию до 100 детей.

Группы  социальной поддержки населения г. Луховицы образовались в феврале 2008 года. Они являются учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, объединяющим и координирующим деятельность социальных, медицинских, психолого-педагогических, правовых служб города, занимающихся реабилитацией детей и подростков.

Группы  социальной поддержки населения  действуют на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Контроль за деятельностью групп социальной поддержки населения осуществляет отдел по проблемам семьи, женщин и детей областного Департамента социальной защиты. Группы социальной поддержки г. Луховицы рассчитаны на 50 человек. Они дают приют детям и подросткам от 4-х до 16 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите.

Это дети и подростки:

    1. покинутые и заблудившиеся;
    2. отказавшиеся жить в семье;
    3. оставшиеся без попечения, постоянного места жительства, без средств к существованию;
    4. задержанные за бродяжничество;
    5. подвергавшиеся любым формам насилия;
    6. из остронуждающихся семей с критически низким уровнем жизни.

Основная  цель групп социальной поддержки - социальная помощь и реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних, обеспечение условий для их выживания и развития. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.

И поэтому, задача групп социальной поддержки  для детей и подростков многогранна: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка  к жизни в социально здоровой среде, разработать и реализовать индивидуальные программы социальной реабилитации, восстановить или компенсировать утраченные социальные связи, вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

В 2008г. в группах социальной поддержки населения находилось 35 детей. В 2010г. в группах находится 52 ребенка.

При поступлении  ребенок проходит тщательное медицинское  обследование. Дополнительно, по показаниям, он получает консультации узких специалистов. При необходимости стационарного  лечения дети госпитализируются  в детское отделение больницы. Помимо этого, налажено тесное взаимодействие со всеми диспансерами города, оказывающими лечебно-консультативную и методическую помощь с местными санаториями, где при необходимости дети получают санаторно-курортное лечение.

Группы  социальной поддержки населения  за время нахождения в нем дает им не только кров, еду, тепло, но и качественное изменение в жизни, отношение с миром, окружающими людьми. Изменив среду обитания детей и подростков, применяя в работе с ними новейшие методы и приемы, психологические консультации, беседы и тренинги, специалисты возрождают в детях представление о разнице между прошлым и возможным будущем, желание к нему стремиться. Жаль, что кратковременное пребывание детей в группах социальной поддержки порой не позволяет до конца решить реабилитационные и воспитательные задачи.

Социальная  реабилитация – процесс достаточно сложный. Цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней, среда обитания, и разумная снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку, и вера в то, что он способен измениться к лучшему, и незнакомое ранее чувство заботы к нему. У каждого второго ребенка, обращающегося в группы социальной поддержки населения - конфликт с родителями. Отсюда – отчуждение от семьи, разрыв с ней всяческих отношений. Важнейшей задачей групп социальной поддержки населения является не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить, и восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи.

Также беспризорными  и безнадзорными детьми занимается такое учреждение, как Управление образования администрации г. Луховицы. В соответствии с Законом Московской области № 75-ОЗ от. 05.06.2008г. «Об органах опеки и попечительства на территории области», Положением об опеке и попечительстве несовершеннолетних г. Луховицы это учреждение наделено полномочиями по защите и восстановлению прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа. Это учреждение охватывает контингент населения от 0 до 23 лет независимо от того, являются ли они воспитанниками или учащимися учреждений, подведомственных городскому управлению образования.

Основные  направления деятельности по охране прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения  это:

    1. профилактика социального сиротства;
    2. выявление, учет и устройство детей, вытесненных по различным причинам из семейного окружения;
    3. защита личных, имущественных, жилищных интересов детей;
    4. осуществление контроля за содержанием детей-сирот и детей, оставшихся
    5. без попечения родителей, устроенных в семьи, либо в образовательные
    6. учреждения на полное государственное обеспечение;
    7. представление интересов несовершеннолетних в судебных органах, органах

прокуратуры, охраны общественного порядка, других учреждениях.

Это лишь основные направления, которые реализуются  посредством целого комплекса мероприятий  и отражены в городских программах: «Профилактика социального сиротства на территории г.Луховицы на 2008-2010 годы», «Социальная защита детства на территории г.Луховицы на 2008-2009годы».

Все образовательное  пространство нашего города – это учреждения, которыми обеспечивается право на бесплатное и доступное образование, а также осуществляется защита личных, имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, лиц из их числа.

В ведении  управления образования г.Луховицы находятся:

    1. 10 общеобразовательных учреждений (среди них 2 гимназии, лицей, 1 начальная школа, МЦО) – их посещают 98 детей, оставшихся без попечения родителей;
    2. 10 муниципальных дошкольных учреждений. В детских садах воспитывается 24 ребенка данной категории;
    3. муниципальный Центр детского творчества, который бесплатно организует досуг и педагогическое сопровождение детей-сирот.

В системе  управления образования трудится 645 педагогических работников, отдающих часть своего душевного тепла  круглым и социальным сиротам.

Профилактика  социального сиротства – направление, в котором в соответствии с  Федеральным законом № 120-ФЗ «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» работают все учреждения образования во взаимодействии с городскими структурами – учреждениями системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности. Общеобразовательными учреждениями обеспечиваются: раннее выявление семей «группы риска», семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии, из которых, как правило, пополняются ряды социальных сирот.

В ведении  управления образования находятся  две группы социальной поддержки  на 50 мест при детском саде «Теремок». В них находят временный приют дети от 3 до 14 лет. За год через группы проходят около 100 несовершеннолетних, переживающих кризисные состояния семьи или потерю родителей. Группы не имеют юридического статуса, этот вопрос стоит на постоянном контроле прокуратуры.

Содержание  одного ребенка в группе социальной поддержки составило:

в 2008 году – 4 258 рублей

в 2009 году – 6 044 рублей

в 2010 году - 6290 рублей

Фактические расходы городского бюджета на группы социальной поддержки по основным статьям  экономической классификации таковы:

Информация о работе Деятельность государственной власти в сфере социальной защиты безнадзорных детей