Денежно-кредитная политика, ее механизм, место и роль в современной экономике. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной
из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики
промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее
активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является
одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика
рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С
позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового
экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С
точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических
показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении
может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.

Содержание

Введение 3
I. Содержание денежно-кредитной политики: 5
а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5
б) Выбор индикаторов; 6
в) Условия применения и воздействия. 7
II. Механизм денежно-кредитной политики: 8
а) Классификация методов; 8
б) Политика процентных ставок; 9
в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11
г) Политика обязательных резервов; 12
д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12
е) Политика открытого рынка. 13
III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. 15
Заключение. 22
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

денежно-кредитная политики.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

30-триллионная  кредитная эмиссия, осуществление  которой не вызывает

сомнений, составит приблизительно около 5,3-5,4% от ожидаемого размера ВВП

в текущем году. Эта величина не "дотягивает" до гиперинфляционных условий,

но базу для  высокой инфляции (на уровне 15-20% в  месяц) формирует вполне

убедительно.

Еще хуже выглядит ситуация с золотовалютными резервами. Чистые валютные

резервы Национального  банка стабильно "застыли" возле  нулевой отметки,

причем его  валовые валютные активы, то есть деньги на счетах в зарубежных

банках, которыми он реально имеет возможность  распоряжаться независимо от

своих обязательств (пассивов), имеют стойкую тенденцию  к понижению,

уменьшившись  с начала года к началу августа  почти на 90 млн. USD, и

составляют всего  лишь около 300 млн. USD. Иными словами, меньше половины

месячного импорта.

Следует также  отметить, что одновременно довольно быстро снижаются и

валютные резервы  коммерческих банков - примерно на 70 млн. USD за 7

месяцев. Попытка  поправить ситуацию за счет привлечения валютных сбережений

населения ожидаемого успеха не принесла - за 7 месяцев валютные вклады

"подросли" на 42 млн. USD, приблизившись к своему  естественному рубежу -

180 млн. USD, по  нашей оценке. На 1 августа их суммарная  величина, включая

срочные вклады и вклады "до востребования", составила 169,1 млн. USD.

Скромность золотовалютных резервов и неспособность центрального банка

поддерживать  обменный курс даже на узком сегменте валютном рынка -

собственной бирже, усугубленная недавним выводом белорусских рублей из

внешнеэкономического  оборота, порождают известное явление "бегства от

"горячих"  денег", которыми уже давно  признаются белорусские "зайцы"  как

внутри страны, так и в ближнем зарубежье. Последнее обстоятельство

белорусскими денежными властями обычно недооценивается, хотя при прочих

равных условиях оно способно даже в одиночку "обвалить" обменный курс. При

усиленной эмиссии  влияние данного фактора резко  усиливается, и никакие

заклинания типа того, что "деньги вкладываются в  реальное производство и не

должны вызывать инфляции", не способны его нейтрализовать. Накачка

экономики эмиссионными деньгами провоцирует, в свою очередь, достаточно

быстрый рост средней  заработной платы в стране в рублевом выражении. В июле

т. г. она составила уже около 4,3 млн. рублей, существенно превысив

аналогичный показатель в январе.

Искусственное торможение розничных цен в такой  ситуации при росте

производственных  издержек начинает переводить явную  инфляцию в скрытые ее

формы. Сначала  падает рентабельность предприятий, затем уменьшаются объемы

производимой  продукции и появляется так называемый товарный дефицит как

форма "подавленной" инфляции. Одновременно в экономике  формируется

инфляционный  денежный навес, то есть появление значительных денежных сумм,

не обеспеченных товарным покрытием и не отвлекаемых  финансовыми рынками -

государственными  и корпоративными ценными бумагами и производными

финансовыми инструментами, а также депозитами в банковской системе, уровень

доходности которых  ниже или близок к уровню инфляции.

По статистическим данным, рублевая денежная масса за 7 месяцев увеличилась

46,1%, причем наличные  деньги в обороте - на 42,1%, а  срочные вклады

населения - всего  лишь на 30%. Очень велик прирост  рублевых средств на

расчетных счетах предприятий - 45,5%. А в целом активные деньги, которые по

своему экономическому смыслу близки к понятию "горячих" денег, увеличились

на 40%.

При официальной  инфляции за 7 месяцев 25,3% (июль - 2,8%) и  приросте ВВП на

10-12%, указанное  увеличение активных денег в экономике пока не создало

критического  давления на валютном рынке, хотя и  балансирует на грани

допустимого. Фактического же "замыкания" белорусского рубля  рамками

внутреннего рынка  во второй половине года при увеличении темпа кредитной

эмиссии в 1,5 раза в III и IV кварталах (11,8 трлн. - в первом полугодии и

18,2 трлн. - во  втором) экономика вряд ли выдержит. Если денежные власти

будут упорствовать в сдерживании курса, то начнут падать рентабельность

предприятий и  объемы ВВП (главное достижение последних  лет), если курс

будет отпущен, инфляционная волна хотя и не достигнет  скорее всего

гиперинфляционной стадии, но составит весьма ощутимую величину. И в любом

случае неизбежен  экономический спад.

В целом же инфляция на уровне 10-15% (в явной или скрытой  форме) в месяц к

концу года и  рыночный обменный курс в пределах 110-120 тыс. BYB/USD отнюдь

не представляются слишком завышенными в качестве прогноза.

И если Национальному  банку очень хочется довести  коэффициент монетизации до

уровня развитых стран, то ему необходимо: во-первых, добиться снижения

дефицита бюджета, включая квазибюджетное финансирование со стороны НББ

госпрограмм, до 1-1,5% от ВВП; во-вторых, забыть само понятие  льготного

кредита; в-третьих, запомнить, что рынок государственных  бумаг предназначен

не столько  для покрытия дефицита бюджета, сколько  для рыночного

регулирования уровня процентных ставок в стране; в-четвертых, довести

уровень этих ставок до величин, обеспечивающих не только защиту рублевых

сбережений предприятий  и домашних хозяйств от инфляции, но и гарантирующих

реальную доходность на уровне, превышающем аналогичный  показатель в

стабильных экономиках, и, наконец, в-пятых, обеспечить свободную

конвертацию рубля  в доллар и обратно при обменном курсе, который

центральный банк в состоянии поддерживать.[18]

А уже к 1999 году мы видим повышение ВВП. (см. таблицу) 

|                                          |Январь|Январь|      |

|                                          |      |      |      |

|                                          |1999г.|1999г.|      |

|                                          |      |в % к |      |

|                                          |      |январю|декабр|

|                                          |      |      |ю     |

|                                          |      |1998г.|1998г.|

|Валовой внутренний  продукт                |103258|99,2  |      |

|(предварительные  данные), млрд.руб.       |      |      |      |

|Объем промышленной  продукции, млрд.руб.   |150366|100,1 |94,1  |

|Производство  потребительских товаров,     |58471 |100,1 |92,1  |

|млрд.руб.                                 |      |      |      |

|Инвестиции  в основной капитал, млрд.руб.  |11455 |95,5  |31,5  |

|Ввод в действие  жилых домов, тыс.кв.      |105   |83,3  |10,0  |

|метров общей  площади                      |      |      |      |

|Продукция сельского  хозяйства (оценка),   |13059 |97,4  |104,7 |

|млрд.руб.                                 |      |      |      |

|Грузооборот  предприятий транспорта общего |2209,1|89,1  |89,2  |

|пользования,  млн.ткм                      |      |      |      |

|Розничный товарооборот, млрд.руб.         |54746 |96,1  |82,9  |

|Объем платных  услуг населению, млрд.руб.  |6014  |94,4  |87,8  |

|Внешнеторговый  оборот (в текущих ценах)1),|15525,|97,1  |97,3  |

|млн.долл.США                              |2     |      |      |

|Экспорт товаров                           |7016,2|96,1  |92,4  |

|Импорт товаров                            |8509,0|97,9  |101,7 |

|Сальдо                                    |-1492,|      |      |

|                                          |8     |      |      |

|Реальные денежные  доходы населения1)      |      |119   |135   |

|Реальная начисленная  среднемесячная       |      |      |      |

|заработная  плата                          |      |117,8 |103,3 |

|одного работника1)                        |      |      |      |

|Численность  безработных, официально       |      |      |      |

|зарегистрированных  в службах занятости (на|107,1 |85,3  |101,1 |

|конец отчетного  периода), тыс.человек     |      |      |      |

|в % к экономически  активному населению    |2,3   |      |      |

|Индекс потребительских  цен                |      |316,1 |116,6 |

|Индекс цен  производителей на промышленную |      |375,0 |128,0 |

|продукцию                                 |      |      |      |

                                5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Анализ применяемых методов денежно-кредитного  регулирования  позволяет

сделать вывод  о той роли, которую оно может  играть в экономической  политике

правительства. В  данном  случае  критерием  целесообразности  приведения  в

действие механизмов денежно-кредитной политики мог  бы стать  общепринятый  в

мировой  практике  подход;  затраты  в  связи  с  проведением   определенных

финансово-кредитных  мероприятий должны быть  ниже  ожидаемой  выгоды  от  их

применения.  При   этом   принципы   денежно-кредитного   регулирования   на

макроэкономическом  уровне должны состоять в следующем:

      -  выстраивание  иерархии  целей   денежно-кредитного  регулирования   в

соответствии  со  складывающейся  экономической  конъюнктурой  и   пересмотр

первой при  изменяющейся хозяйственной обстановке;

      - соответствие избранных средств  воздействия на  экономику   республики

поставленным  целям на данном этапе развития;

      - тесная увязка  и  взаимодополнение  методов  фискальной  и  денежно-

кредитной политики;

      - единство денежно-кредитной   и  валютной  политики,  означающее,  что

только банк может эффективно проводить денежно-кредитное  регулирование.

      Общая экономическая стабильность  невозможна без стабильности  денежной

среды,  следовательно  достижение  денежно-кредитной  стабильности  является

главной функцией центрального банка,  осуществляющего  монетарную  политику.

Полная экономическая  стабильность является идеальной, но утопической  целью,

Информация о работе Денежно-кредитная политика, ее механизм, место и роль в современной экономике. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь