Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа
Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной
из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики
промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее
активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является
одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика
рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С
позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового
экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С
точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических
показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении
может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.
Введение 3
I. Содержание денежно-кредитной политики: 5
а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5
б) Выбор индикаторов; 6
в) Условия применения и воздействия. 7
II. Механизм денежно-кредитной политики: 8
а) Классификация методов; 8
б) Политика процентных ставок; 9
в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11
г) Политика обязательных резервов; 12
д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12
е) Политика открытого рынка. 13
III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. 15
Заключение. 22
Список литературы.
30-триллионная
кредитная эмиссия,
сомнений, составит приблизительно около 5,3-5,4% от ожидаемого размера ВВП
в текущем году. Эта величина не "дотягивает" до гиперинфляционных условий,
но базу для высокой инфляции (на уровне 15-20% в месяц) формирует вполне
убедительно.
Еще хуже выглядит ситуация с золотовалютными резервами. Чистые валютные
резервы Национального банка стабильно "застыли" возле нулевой отметки,
причем его валовые валютные активы, то есть деньги на счетах в зарубежных
банках, которыми он реально имеет возможность распоряжаться независимо от
своих обязательств (пассивов), имеют стойкую тенденцию к понижению,
уменьшившись с начала года к началу августа почти на 90 млн. USD, и
составляют всего лишь около 300 млн. USD. Иными словами, меньше половины
месячного импорта.
Следует также отметить, что одновременно довольно быстро снижаются и
валютные резервы коммерческих банков - примерно на 70 млн. USD за 7
месяцев. Попытка поправить ситуацию за счет привлечения валютных сбережений
населения ожидаемого успеха не принесла - за 7 месяцев валютные вклады
"подросли" на 42 млн. USD, приблизившись к своему естественному рубежу -
180 млн. USD, по нашей оценке. На 1 августа их суммарная величина, включая
срочные вклады и вклады "до востребования", составила 169,1 млн. USD.
Скромность золотовалютных резервов и неспособность центрального банка
поддерживать обменный курс даже на узком сегменте валютном рынка -
собственной бирже, усугубленная недавним выводом белорусских рублей из
внешнеэкономического оборота, порождают известное явление "бегства от
"горячих"
денег", которыми уже давно
признаются белорусские "зайцы"
внутри страны, так и в ближнем зарубежье. Последнее обстоятельство
белорусскими денежными властями обычно недооценивается, хотя при прочих
равных условиях оно способно даже в одиночку "обвалить" обменный курс. При
усиленной эмиссии влияние данного фактора резко усиливается, и никакие
заклинания типа того, что "деньги вкладываются в реальное производство и не
должны вызывать инфляции", не способны его нейтрализовать. Накачка
экономики эмиссионными деньгами провоцирует, в свою очередь, достаточно
быстрый рост средней заработной платы в стране в рублевом выражении. В июле
т. г. она составила уже около 4,3 млн. рублей, существенно превысив
аналогичный показатель в январе.
Искусственное торможение розничных цен в такой ситуации при росте
производственных издержек начинает переводить явную инфляцию в скрытые ее
формы. Сначала падает рентабельность предприятий, затем уменьшаются объемы
производимой продукции и появляется так называемый товарный дефицит как
форма "подавленной" инфляции. Одновременно в экономике формируется
инфляционный денежный навес, то есть появление значительных денежных сумм,
не обеспеченных товарным покрытием и не отвлекаемых финансовыми рынками -
государственными и корпоративными ценными бумагами и производными
финансовыми инструментами, а также депозитами в банковской системе, уровень
доходности которых ниже или близок к уровню инфляции.
По статистическим данным, рублевая денежная масса за 7 месяцев увеличилась
46,1%, причем наличные деньги в обороте - на 42,1%, а срочные вклады
населения - всего лишь на 30%. Очень велик прирост рублевых средств на
расчетных счетах предприятий - 45,5%. А в целом активные деньги, которые по
своему экономическому смыслу близки к понятию "горячих" денег, увеличились
на 40%.
При официальной инфляции за 7 месяцев 25,3% (июль - 2,8%) и приросте ВВП на
10-12%, указанное увеличение активных денег в экономике пока не создало
критического давления на валютном рынке, хотя и балансирует на грани
допустимого. Фактического же "замыкания" белорусского рубля рамками
внутреннего рынка во второй половине года при увеличении темпа кредитной
эмиссии в 1,5 раза в III и IV кварталах (11,8 трлн. - в первом полугодии и
18,2 трлн. - во втором) экономика вряд ли выдержит. Если денежные власти
будут упорствовать в сдерживании курса, то начнут падать рентабельность
предприятий и объемы ВВП (главное достижение последних лет), если курс
будет отпущен, инфляционная волна хотя и не достигнет скорее всего
гиперинфляционной стадии, но составит весьма ощутимую величину. И в любом
случае неизбежен экономический спад.
В целом же инфляция на уровне 10-15% (в явной или скрытой форме) в месяц к
концу года и рыночный обменный курс в пределах 110-120 тыс. BYB/USD отнюдь
не представляются слишком завышенными в качестве прогноза.
И если Национальному банку очень хочется довести коэффициент монетизации до
уровня развитых стран, то ему необходимо: во-первых, добиться снижения
дефицита бюджета, включая квазибюджетное финансирование со стороны НББ
госпрограмм, до 1-1,5% от ВВП; во-вторых, забыть само понятие льготного
кредита; в-третьих, запомнить, что рынок государственных бумаг предназначен
не столько для покрытия дефицита бюджета, сколько для рыночного
регулирования уровня процентных ставок в стране; в-четвертых, довести
уровень этих ставок до величин, обеспечивающих не только защиту рублевых
сбережений предприятий и домашних хозяйств от инфляции, но и гарантирующих
реальную доходность на уровне, превышающем аналогичный показатель в
стабильных экономиках, и, наконец, в-пятых, обеспечить свободную
конвертацию рубля в доллар и обратно при обменном курсе, который
центральный банк в состоянии поддерживать.[18]
А уже к 1999 году
мы видим повышение ВВП. (см. таблицу)
|
|
|
|
|
|
|
|Валовой внутренний продукт |103258|99,2 | |
|(предварительные данные), млрд.руб. | | | |
|Объем промышленной продукции, млрд.руб. |150366|100,1 |94,1 |
|Производство потребительских товаров, |58471 |100,1 |92,1 |
|млрд.руб.
|Инвестиции в основной капитал, млрд.руб. |11455 |95,5 |31,5 |
|Ввод в действие жилых домов, тыс.кв. |105 |83,3 |10,0 |
|метров общей площади | | | |
|Продукция сельского хозяйства (оценка), |13059 |97,4 |104,7 |
|млрд.руб.
|Грузооборот предприятий транспорта общего |2209,1|89,1 |89,2 |
|пользования, млн.ткм | | | |
|Розничный товарооборот, млрд.руб. |54746 |96,1 |82,9 |
|Объем платных услуг населению, млрд.руб. |6014 |94,4 |87,8 |
|Внешнеторговый
оборот (в текущих ценах)1),|15525,|
|млн.долл.США
|Экспорт товаров
|Импорт товаров
|Сальдо
|
|Реальные денежные доходы населения1) | |119 |135 |
|Реальная начисленная среднемесячная | | | |
|заработная плата | |117,8 |103,3 |
|одного работника1)
|Численность безработных, официально | | | |
|зарегистрированных в службах занятости (на|107,1 |85,3 |101,1 |
|конец отчетного периода), тыс.человек | | | |
|в % к экономически активному населению |2,3 | | |
|Индекс потребительских цен | |316,1 |116,6 |
|Индекс цен производителей на промышленную | |375,0 |128,0 |
|продукцию
Анализ применяемых методов
сделать вывод о той роли, которую оно может играть в экономической политике
правительства. В данном случае критерием целесообразности приведения в
действие механизмов денежно-кредитной политики мог бы стать общепринятый в
мировой практике подход; затраты в связи с проведением определенных
финансово-кредитных мероприятий должны быть ниже ожидаемой выгоды от их
применения. При этом принципы денежно-кредитного регулирования на
макроэкономическом уровне должны состоять в следующем:
- выстраивание иерархии целей денежно-кредитного регулирования в
соответствии со складывающейся экономической конъюнктурой и пересмотр
первой при изменяющейся хозяйственной обстановке;
- соответствие избранных
поставленным целям на данном этапе развития;
- тесная увязка и взаимодополнение методов фискальной и денежно-
кредитной политики;
- единство денежно-кредитной и валютной политики, означающее, что
только банк может эффективно проводить денежно-кредитное регулирование.
Общая экономическая
среды, следовательно достижение денежно-кредитной стабильности является
главной функцией центрального банка, осуществляющего монетарную политику.
Полная экономическая стабильность является идеальной, но утопической целью,