Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа
Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной
из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики
промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее
активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является
одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика
рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С
позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового
экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С
точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических
показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении
может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.
Введение 3
I. Содержание денежно-кредитной политики: 5
а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5
б) Выбор индикаторов; 6
в) Условия применения и воздействия. 7
II. Механизм денежно-кредитной политики: 8
а) Классификация методов; 8
б) Политика процентных ставок; 9
в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11
г) Политика обязательных резервов; 12
д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12
е) Политика открытого рынка. 13
III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. 15
Заключение. 22
Список литературы.
определяющей стоимость кредита и являющейся элементом, образующим поведение
клиентов, и прямое фиксирование дебиторских и кредиторских ставок.
Спрос на банковский кредит не всегда эластичен относительно колебаний
процентных ставок. Все зависит от соотношения номинальной и реальной
процентных ставок и особенно от уровня последней. Чтобы быть эффективной,
денежно-кредитная политика должна поддерживать "реальный" процент
положительным, что означает установление номинального процента в
зависимости от ожидаемый темпов инфляции. Монетарные власти своей
интервенцией на денежном рынке и политикой обязательных резервов регулируют
процентные ставки на банковские кредиты.
Существует две категории кредитов: в зависимости от порядка
образования их стоимости, связанной в большей или меньшей степени с
условиями рынка, и в зависимости от позиции администрации в рамках
селективной политики. Обычно условия банковских кредитов определяются в
основном изменениями на денежном рынке, а также учреждениями, которые
накапливают свои ресурсы на облигационном рынке. В последнем случае
механизм установления стоимостикредита относительно прост: путем
добавления к базовой банковской ставке категоричных надбавок (учитывая
объем делового оборота предприятий и их финансовое положение), а также
различных комиссионных в зависимости от оговоренного типа кредита.
При определении стоимости кредита необходимо учитывать следующие
моменты:
- комиссионные не меняются в тех же пропорциях, что и проценты; в
случае понижения ставки банкир может попытаться компенсировать его за счет
увеличения комиссионных;
- условия некоторых кредитов определяются независимо от базовых
банковских ставок; их изменение может быть, следовательно, относительно
независимым от колебаний этой ставки;
- для некоторых краткосрочных кредитов, доля которых постоянно
возрастает, исходная ставка непосредственно связана с условиями на денежном
рынке.
В целом же процентная ставка,
оплачиваемая клиентами банков,
два ценообразующих элемента: стоимость ресурсов (банки трансформируют в
исходный материал финансовые ресурсы, которые имеют свою стоимость) и
стоимость функционирования банков, которая включает и издержки страхования
от экономического риска. Для некоторых категорий заемщиков
предусматриваются процентные льготы, которые могут принимать самые разные
формы: скидки заемщикам или надбавки кредиторам, льготные займы, переучет
векселей по льготным процентам и т.д.
Конъюнктурная гибкость и высокая дифференцированность ставок
составляют основу активной процентной политики - действенного инструмента
денежно-кредитного регулирования экономики.
Ликвидность банков и политика рефинансирования
Воздействие на денежную массу и на процесс воспроизводства
центральный банк осуществляет через банки второго уровня путем изменения их
ликвидности. Рассматриваемые во всей совокупности, банки второго уровня
,как правило,
постоянно нуждаются в
рефинансирования. Следовательно, методы рефинансирования и уровень
процентных ставок, регулируемые центральным банком, играют исключительно
важную роль.[8]
Применительно к кредитной системе под ликвидностью понимают
способность банков своевременно погашать свои обязательства в денежной
форме. То есть, речь идет не только о кредитных, но и кассовых возможностях
коммерческих банков. Банковская ликвидность зависит от величины и характера
депозитов, их структуры. На нее также влияет возможность кредитного
учреждения срочно получить заем на денежном рынке. Здесь еще имеет значение
соответствие структуры активов (кредитных вложений) по срокам и характеру,
структуре пассивов (ресурсов). Например, повышение удельного веса
государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) в
банковских активах в условиях хронического бюджетного дефицита значительно
ослабляет ликвидность кредитной системы.
Существенное влияние на банковскую ликвидность оказывает
экономическая конъюнктура. Застой в экономике побуждает многих изымать свои
вклады из банков, что ухудшает их ликвидность. Массовое изъятие вкладов
создает угрозу краха банков. Именно эта ситуация становится часто причиной
реального банкротства. Ликвидность банков ухудшается также при нарушении
оборота наличных
денег, вызванном устойчивыми
Ликвидность банков возрастает с ростом его денежных резервов.
Максимальной ликвидностью обладает банк, сумма депозитов которого превышает
объем предоставленных кредитов.
Ликвидность коммерческих
рефинансирования (воздействие на спрос и предложение заемных средств) и
влияния на их кредитоспособность (воздействие на предложение кредитов). Под
рефинансированием подразумевается регулирование кредитной помощи,
оказываемой центральным банком коммерческим банкам, поскольку банки второго
ранга не способны
полностью удовлетворять
В наиболее общем виде
области финансирования экономики. Оно может осуществляться различными
методами в зависимости от конъюнктуры, желаемой цели, функциональной
структуры банков и степени их зависимости от центрального банка. Наиболее
часто применяются метод переучета (дисконтная политика), операции открытого
рынка ("open market"), различные виды интервенции центрального банка на
денежном рынке, которые могут использоваться либо альтернативно, либо
одновременно.
На денежном рынке в качестве продавцов временно свободных ресурсов
выступают предприятия, страховые и финансовые общества и некоторая
категория банков, постоянно имеющие излишние ресурсы в силу их особого
статуса. Доминирующую роль на рынке играет центральный банк, который в
конечном счете регулирует ликвидность банковских учреждений, воздействуя на
спрос и предложение.
Политика обязательных резервов
Рефинансирование центральным
банки второго уровня нуждаются в нем. Это условие требует, чтобы банки
второго уровня не были чрезмерно ликвидными, что обеспечивается политикой
обязательных резервов.
Цель политики обязательных
учреждений от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточить
таким образом контроль за их ликвидностью.
Рост резервной нормы
которые должны держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы,
понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они
сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые
счета и тем самым денежное предложение. Понижение резервной нормы переводит
обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность
банков создавать новые деньги путем кредитования.[9]
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку
влиять на ситуацию в желаемом для него направлении. По интенсивности
применения политика норм обязательных резервов уступает операциям на
открытом рынке, однако её воздействие на банки наиболее ощутимо.
Последствия изменения норм обязательных резервов не однозначны.
Многократные изменения норм минимальных резервов центральным банком
бумерангом сказываются на ликвидности коммерческих банков и могут привести
к значительному нарушению денежного и финансового равновесия экономики.
Следовательно, при неумелом использовании эта политика может стать
своеобразным генератором нестабильности. Поэтому изменения норм
обязательных резервов, за исключением кризисных периодов, характеризуются
невысокими амплитудами (как правило, повышение на один или половину
пункта), и, чтобы банкир не был застигнут врасплох, часто об этих
модификациях объявляют заранее. В конечном счете политика обязательных
резервов усиливает роль центрального банка в рефинансировании системы.
Политика норм обязательных
функционирования банков. Действительно, эти резервы, блокированные на
текущих счетах в центральном банке, образуют невознаграждаемую часть
активов коммерческих банков и соответствуют, тем не менее, ресурсам,
вкладам клиентов, порождающим издержки по управлению ими. Стерилизация в
непроизводительной форме части потенциальных кредитных ресурсов ссудного
капитала в виде резервов, далеко не бесплатная, создает определенную
финансовую нагрузку для коммерческих банков. Так, повышение резервов не
только снижает их ликвидность, но и уменьшает их рентабельность ( и
наоборот, когда речь идет о понижении резервов). Стоимость, не приносящая
прибыль (хозрасчетный доход), утрачивает характер капитала для банка,
который ею располагает. В этом смысле рассматриваемый метод приобретает