Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа
Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной
из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики
промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее
активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является
одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика
рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С
позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового
экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С
точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических
показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении
может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.
Введение 3
I. Содержание денежно-кредитной политики: 5
а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5
б) Выбор индикаторов; 6
в) Условия применения и воздействия. 7
II. Механизм денежно-кредитной политики: 8
а) Классификация методов; 8
б) Политика процентных ставок; 9
в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11
г) Политика обязательных резервов; 12
д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12
е) Политика открытого рынка. 13
III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. 15
Заключение. 22
Список литературы.
экономике косвенных форм финансирования (посредством банковской системы),
основная часть которого идет на пополнение оборотных средств предприятий).
На непродолжительном
контроля денежно-кредитной сферы создаст определенный эффект, который
проявится в последующие воспроизводственные циклы. Снижение роли
селективного регулирования кредита может иметь место только в соответствии
с повышением экономической значимости "классических методов", создания
благоприятной рыночной конъюнктуры для их реализации.
Наиболее реальным для
денежно-кредитного регулирования в соответствии с Западной моделью является
развитие операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
Изучение опыта западных стран показывает, что экономическое значение
облигаций в период создания и развития фондовых рынков (рынков ценных
бумаг) значительно возрастает по сравнению с акциями, коммерческими
векселями и др.[14]
Успешная реализация экономической роли облигаций, как успех
экономических преобразований вообще, связаны прежде всего с реальной
перспективой формирования в республике финансового рынка, включающего как
долгосрочные рынки капиталов (облигаций), так и краткосрочный денежный
рынок, а также рынков акций. Без создания такого рыночного института
невозможно свободное движение денежных средств из одних сфер народного
хозяйства в другие, безэмиссионное покрытие бюджетного дефицита республики.
Поэтому на начальных этапах развития рыночных отношений финансово-кредитная
политика должна быть направлена на организацию рынка ценных и создание
необходимой для его функционирования инфраструктуры.
Способы использования
как средства регулирования кредитно-денежной сферы известны и определяются
конкретным содержанием проводимой кредитной политики: кредитных рестрикций
или кредитной экспансии. В тоже время, учитывая предлагаемое сегодня
направление на снижени е доли кредитных вложений банков в народное хозяйство
республики ( то есть кредитную рестрикцию как стержень банковской
политики), нельзя не принимать во внимание темпы разгосударствления
собственности и пополнения ею товарного рынка. В данном случае вполне
очевидно, что политика в отношении ссуд для выкупа госимущества должна
носить избирательно-
конкретного спроса на рынке госимущества и позволит провести приватизацию в
намечаемых темпах и размерах. Основным здесь будет вопрос о банковском
контроле за целевым использованием выделяемых ссуд.
Полная либерализация процента
на рынке краткосрочных
свидетельствовать о постепенном переходе денежно-кредитной политики к
использованию возможностей, открываемых учетной ставкой в плане воздействия
на финансовый рынок республики. Однако сегодня необходимо учитывать
недостаточное накопление финансовых ресурсов (первоначального капитала) и
низкую долю внутреннего самофинансирования (абсолютное преобладание
банковских займов) в производстве. В этих условиях свободное рыночное
установление нормы ссудного процента привело бы к резкому его росту
(соответственно, затормозило бы инвестиционный спрос) и к дальнейшему
усилению инфляционных процессов и монополистических тенденций в экономике ,
поскольку уровень ссудного процента прямо входит в издержки производства (в
широком понимании этой экономической категории).
Глубокий кризис, поставивший народное хозяйство страны на грань
развала, сегодня, как никогда раньше, со всей остротой и неотвратимостью
поставил вопрос о безотлагательной необходимости разработки и реализации
программы стабилизации экономики республики на основе рыночных
преобразований.
"Спад в экономике поставил в сложное положение денежно-кредитную
систему. Видимость нормального хозяйствования поддерживается вынужденными
кредитами. Необходимо ... прекратить безресурсную кредитную эмиссию.
Особенно быстро растут кредиты правительству (на 350 %), которое, как
известно, ничего не производит и направляет средства на покрытие дефицита
госбюджета. Через госбюджет одна часть этих денег быстро переходит в
наличную форму и оказывает сильнейшее давление на потребительский рынок...
Другая часть выплескивается на валютный рынок. Отсюда рост цен на
потребительские товары и обесценивание белорусского рубля.
Продолжается также бесконечное и безвозвратное кредитование сельского
хозяйства, которое в силу своего нерыночного характера поглощает кредитные
ресурсы с минимальным экономическим эффектом и по сути является самым
большим банкротом. [15]
Мы не хотим признать очевидное: госпредприятия сегодня не
чувствительны к экономическим, в том числе финансово-кредитным рычагам
управления. Финансовая поддержка за счет бюджета и кредиты банковской
системы должны направляться на развитие эффективно работающим предприятиям,
выпускающим продукцию, конкурентноспособную на внешнем и пользующуюся
спросом на внутреннем рынках. Некоторая часть этой поддержки может быть
направлена на конверсию военных производств и предприятиям, имеющим бизнес-
планы по своему финансовому оздоровлению”.[16]
"Денежно-кредитную политику
года и в первом полугодии 1995 года в совокупности с системой
макроэкономических мер осуществлять на обеспечение резкого снижения темпов
инфляции, заметной стабилизации курса белорусского рубля, нормализацию
расчетного процесса,
противодействие падению
предпосылок формирования
цивилизованного денежного
В 1995 г. в денежно-кредитной сфере произошли заметные положительные
изменения. Денежно-кредитная политика характеризуется повышением доверия к
национальной валюте. Если в начале года рублевая составляющая в денежной
массе была около 40%, то к ноябрю она поднялась до 67%. Удельный вес
денежных сбережений населения возрос с 3.1% в начале года до 22% в
сентябре, и на начало октября срочные депозиты населения составляли 1.5
трлн. руб.(в начале года - 83 млд. руб.)
1995 г. явился годом начала формирования золотовалютных резервов
страны. Из минусовой величины в 1.1 млн. USD в начале года чистые
иностранные активы Национального банка к началу июля составили 196.6
млн.[17]
В январе 1996 года в республике Беларусь были приняты основные
направления осуществления денежно-кредитной политики.
В денежно-кредитном регулировании предполагается осуществить следующее:
1. Для реализации целевых ориентиров денежно-кредитной политики
кредитная эмиссия Национального банка и совокупная денежная масса могут
увеличиваться темпами, не выше темпов роста индекса цен с последующей их
поквартальной корректировкой в зависимости от скрывающихся тенденций в
экономике и денежно-кредитной сфере.
2. На основе оперативного анализа и краткосрочного прогнозирования
осуществляется регулирование всех важнейших денежно-кредитных показателей и
обеспечивается систематический мониторинг денежно-кредитной системы.
3. Проводятся меры по оперативному регулированию ликвидности
6анковской системы. В этих целях:
- рефинансирование банков осуществляется преимущественно через
проводимые на регулярной основе кредитные аукционы по конкурентным
процентным ставкам;
- внедряются новые формы кредитной поддержки банков со ставкой
процента, превышающей базовую ставку рефинансирования: ломбардные кредиты
на срок до одного месяца, предоставляемые под залог государственных ценных
бумаг, а также резервные кредиты на .срок до 7 дней в размере не более 25%
средств банка, перечисленных в фонд обязательных резервов;
- практикуется покупка Национальным банком ценных бумаг у
коммерческих банков с правом их обратного выкупа последними;
- осуществляются операции на открытом рынке с государственными
ценными бумагами, ценными бумагами Национального и коммерческих;
- координируется работа на межбанковском рынке с Министерством
финансов Республики Беларусь.
4. Базовая ставка рефинансирования коммерческих банков
устанавливается Национальным банком на основе кредитных аукционов исходя из
принципа обеспечения её положительного реального значения.
5. Обязательные резервы формируются коммерческими банками в
белорусских рублях по единым нормам как от рублевой, так и от инвалютной
части привлеченных средств в зависимости от сроков привлеченных депозитов.
6. Осуществляются меры по
улучшению структуры
стимулирует рост депозитов населения и субъектов хозяйствования
небанковского сектора.
7. Проводятся меры по развитию межбанковского кредитного рынка для
снижения спроса
на краткосрочные ресурсы
8. Коммерческие банки Республики Беларусь в своей деятельности
ориентируются на: