Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа
Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной
из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики
промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее
активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является
одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика
рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С
позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового
экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С
точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических
показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении
может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.
Введение 3
I. Содержание денежно-кредитной политики: 5
а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5
б) Выбор индикаторов; 6
в) Условия применения и воздействия. 7
II. Механизм денежно-кредитной политики: 8
а) Классификация методов; 8
б) Политика процентных ставок; 9
в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11
г) Политика обязательных резервов; 12
д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12
е) Политика открытого рынка. 13
III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. 15
Заключение. 22
Список литературы.
характер финансовой санкции.
Действенность политики
их уровня, который не может фиксироваться раз и навсегда. С этой точки
зрения попытка
фиксировать такую норму
правило, рассчитано на длительный период времени, лишает этот инструмент
гибкости.
Прямое лимитирование кредитов
и регулирование денежной
В периоды, когда нормы обязательных резервов не приводят к
стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений, центральные
банки вводят прямое лимитирование кредитов. Метод прямого лимитирования
кредитов, простой по названию, является сложным в применении. Лимитирование
кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно
предоставление возможности для финансирования приоритетных секторов
экономики по процентным ставкам, искусственно заниженным относительно
равновесной рыночной ставки. Принцип лимитирования в наиболее общем виде
сводится к тому, что устанавливается кредитный потолок соответственно
предусматриваемому темпу роста денежной массы.
Регламентирование процентных ставок при лимитировании кредитов
позволяет снизить их на банковские кредиты обычного типа ниже равновесного
уровня. Контроль объема банковских кредитов достигается в основном путем
количественного рационирования, а не путем повышения процентных ставок.
Поощрение приоритетных секторов экономики обеспечивается кредитами с более
льготными процентными ставками.
Общепризнанно, что политика лимитирования кредитов является
эффективным средством регулирования роста денежной массы. В условиях
экономической конъюнктуры, характеризующейся дефицитностью торгового
баланса и ростом безработицы, сильна тенденция к умножению случаев
освобождения от лимитирования кредитов, что благоприятствует максимуму
экспорта и обеспечению занятости. Но чем больше доля лимитированной части в
общем объеме кредитов, тем выше погрешность прогнозов в отношении роста
этих кредитов, что может затруднить реализацию монетарной цели.
Недостатки политики лимитирования кредитов и административного
регулирования процентных ставок достаточно серьезны, чтобы поставить вопрос
о целесообразности поисков других возможностей контроля кредитов и денежной
массы.
Политика открытого рынка
Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля
денежного предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к
покупке и продаже
государственных облигаций
в целом. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает
преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или
покупать в
больших или меньших
банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с
изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют
более тонко и опосредованно.
Политика открытого рынка
регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может
гармонично сочетаться с набором "реальной" процентной ставки в качестве
индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные
методы интервенции на денежном рынке со стороны центрального банка, который
всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.
Основным условием
стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному
банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности
коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре. Регулирующая
функция центрального банка состоит в том, что он по своей инициативе
покупает или продает банкам второго уровня на выгодных для них условиях
ценные бумаги, государственные облигации, коммерческие векселя и т.д. В
случае продажи ценных бумаг поглощается свободный капитал денежного рынка,
сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной
рестрикции. И наоборот, при покупке ценных бумаг происходит прилив
дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих
банков, возникают благоприятные условия для кредитной экспансии. В обоих
случаях колебания соотношений спроса и предложения на ссудные ресурсы
улавливаются процентной ставкой денежного рынка, движение которой совпадает
с направлением осуществляемой денежно-кредитной политики. Наиболее часто и
эффективно этот метод применяется в странах с развитым рынком
государственных ценных бумаг. При умелом использовании политика открытого
рынка считается наиболее гибким и мощным инструментом денежно-кредитной
политики развитых стран. Операции открытого рынка сегодня почти повсеместно
превратились в доминирующий рычаг воздействия центрального банка на денежно-
кредитную сферу.
4. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
в РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Современное состояние нашей
экономики можно с
охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс охватывает практически
все сферы экономической жизни общества, в том числе и денежно-кредитную
систему. В то же время бездействие старой и отсутствие новой концепции
макроэкономического регулирования экономики, несостоятельность попыток
трансформации в рыночное хозяйство, спад производства и рост инфляции
заставляют вести поиски в области создания теории переходного периода с
выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных,
так и на ближайшее время.[10]
Различные варианты между этими крайними позициями показывают
Центральному банку возможность выбора степени влияния как на изменение
спроса на деньги и норму процента, так и на объем обращающейся денежной
массы.
Отдельные государственные деятели, экономисты и чиновники оценивают
проводимую в стране денежно-кредитную политику как жесткую, т.е.
ограничивающую возможности развития производства.
Промежуточные цели, которые могут подлежать контролю со стороны
Центрального банка, включают в себя совокупность показателей экономической
системы, характеризующих: а) объем денежной массы; б) размеры
предоставленных кредитов; в) структуру и изменение объема национального
дохода; г) колебания различных индексов. Используется также ряд
показателей, характеризующих политическое положение страны: а) торговый и
платежный баланс; б) обменный курс национальной денежной единицы к
стабильным валютам и так далее. [11]
Поэтому в соответствии со складывающейся хозяйственной обстановкой в
стране на каждом конкретном этапе экономического развития Центральным
банком должна вырабатываться присущая этому этапу концепция денежно-
кредитного регулирования. Тем самым будут четко формироваться цели
проводимой в республике денежно-кредитной политики и предоставляться
возможность для путей их достижения.
Для развития конкурентного рынка в республике особый интерес
представляют описанные в ряде литературных источников так называемые
"вспомогательные"
методы регулирования денежно-
которых можно выделить следующие: [12]
1) валютные интервенции - купля-продажа валюты с целью влияния на
текущий курс национальной денежной единицы;
2) тергетирование - выбор основных ориентиров роста одного и более
показателей денежной массы;
3) допуск к рынку - регулирование процесса открытия новых банков, в
том числе иностранных;
4) регулирование фондовых и фьючерсных операций через официальное
установление маржи, то есть реального денежного взноса по совершаемой
сделке и другие;
5) норма обязательного инвестирования для банков и других
инвестиционных институтов в государственные ценные бумаги.
В силу сложившихся условий финансирования экономики и
функционирования рынка ссудного капитала эти меры монетарного регулирования
в течение переходного периода к рынку будут иметь приоритетное значение по
отношению к "классическим методам".
На этапе переходной к рынку экономики, когда государство еще может
оказывать значительное воздействие на экономическую ситуацию, особую роль
могут сыграть такие средства как количественный и, что особенно важно,
качественный контроль кредита (так называемое "селективное кредитование" -
метод рационирования кредита).[13] Экономическая нагрузка селективного
кредитования заключается в возможности применения административного
контроля Центрального банка за предоставляемыми коммерческим банкам
кредитами в соответствии с обозначенными приоритетами конкретной
экономической программы. Это означает, что объектом регулирования являются
рынки банковского кредитования и в первую очередь, краткосрочного (причина
приоритетности краткосрочного кредитования кроется в преобладании в нашей