Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа
Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально - психологических сложностей социального и научно - технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Формирование благоприятного социально - психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Введение
Глава 1
1.1 Внутренняя среда организации ее структура
1.2 Понятие, виды и признаки социально-психологического климата в организации
1.3 Организационный климат
Глава 2.Анализ социально-психологического климата в организации (на примере ОАО «КАМАЗ»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка социально-психологического климата организации
2.3 Пути улучшения социально-психологического климата в организации
Заключение
Список использованной литературы
В организации отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, она заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
Члены организации инертны,
пассивны, некоторые стремятся
Успехи и неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство; достижения или неудачи организации не находят эмоционального отклика у ее членов.
В организации возникают
конфликтующие между собой
В трудных случаях организация не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты. [6]
Можно провести аналогию
с природно-климатическими условиями,
в которых живет и развивается
растение. В одном климате оно
может расцвести, в другом — зачахнуть.
То же самое можно сказать и
о социально-психологическом
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
1) уровень текучести кадров;
2) производительность труда;
3) качество продукции;
4) количество прогулов и опозданий;
5) количество претензий,
жалоб, поступающих от
6) выполнение работы в срок или с опозданием;
7) аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
8) частота перерывов в работе.
Зависимость эффективности деятельности группы от характера воздействий на неё руководителя представлена в таблице 1.2.1
Таблица 1.2.1
Эффективность взаимодействия руководителя и группы
Характеристика Деятельности группы |
Психологические способы воздействия руководителя на малую группу |
Проявление свойств малой |
Эффективная деятельность |
|
|
Неэффективная деятельность |
|
|
1.3 Организационный климат
Дж. Кэмпбелл (Campbell, 1970) выделяет для характеристики климата организации, следующие четыре фактора:
• степень автономии действий для индивида
• степень структурно-ролевой спецификации его положения
• тактику вознаграждений
• уровень взаимоподдержки, теплоты и внимания в отношениях между членами организации
Предлагаемые в исследованиях
определения организационного климата
отличаются лишь разной расстановкой
приоритетов и включением некоторых
дополнительных признаков. Так, Литвин
и Стрингер придают особое значение
степени структурированности, Родей,
Шнейдер и Барлетт – типу лидерства,
Горма и Мэллой подчеркивают значение
возможностей и условий для возникновения
и применения новых идей и методов,
а также для интеллектуально-
Главным недостатком
этих определений климата можно
назвать слишком общий характер
факторов, которые выдвигаются в
качестве основных характеристик организационного
климата. Обобщенное определение социально-
Из этого можно сделать вывод о том, что отпадает необходимость ставить вопрос об изменении среды, то есть реальных условий, в которых взаимодействуют сотрудники определенной организации. Нужно лишь найти пути воздействия на восприятие ими среды, и это поможет решить все экономические и социально-психологические проблемы организации. Такое заключение раскрывает опасность субъективистского понимания проблемы психологического климата, поскольку оно открывает широкую дорогу для манипулятивного подхода к решению социально-психологических проблем. Субъективистское понимание климата – одно из проявлений "ориентации на индивида".
Многие американские
психологи почувствовали
На уровне организационного поведения специфика управления человеческими отношениями и взаимодействиями, а также суть организационных отношений отражена в организационном климате.
Именно организационный климат, в идеале, призван облегчить приспособление данной организации к непрерывному изменению в Окружающей среде и способствовать организационному развитию.
Именно в организационном
Благодаря организационному климату организация приобретает собственную «индивидуальность», собственный стиль, начинающий влиять как на конкретного человека, так и на группу и организацию в целом.
Организационный климат позволяет ответить на вопрос о том, каким образом объединяются интересы всех работников вокруг целей организации на всех ее уровнях (рис 1.3.1)
Уровень организационного поведения
Рисунок 1.3.1[4]
Ведь именно на организационном уровне решается проблема согласования или игнорирования (в том числе и подавления) различных интересов и потребностей.
Ответ на этот вопрос в большой степени зависит от тех, кто принимает управленческие решения в организации, и от того, как они принимаются и реализуются в жизнь. Ведь именно принятие и реализация управленческих решений, а также их качество призваны гарантировать организации ее способность к эффективному существованию.
На организационном уровне принятия решений рассматривается как основной механизм управления организационным поведением, определяющий и организационный климат, и результативность работы организации как единого целого. [4]
Глава 2 Анализ социально-психологического климата в организации (на примере ОАО «КАМАЗ»)
2.1 Общая характеристика предприятия
«КАМАЗ» образован в 1969 году как Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КАМАЗ). В 1990 году ПО «КАМАЗ» преобразовано в акционерное общество.
Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 1,9 млн. автомобилей и около 2,6 млн. двигателей. Каждый второй грузовик полной массой 14-40 тонн, эксплуатируемый в России и странах СНГ, – это КАМАЗ. Каждый четвёртый вновь выпущенный грузовик экспортируется за пределы России. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» (рис 2.1.1) занимает 13-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объёмам выпуска дизельных двигателей.
Логотип ОАО «КАМАЗ»
Рисунок 2.1.1.
В январе 2008 года «КАМАЗ» произвёл 1,9-миллионный автомобиль с начала выпуска.
В феврале 2008 года с главного сборочного конвейера ОАО «КАМАЗ-Дизель» сошёл 2,5-миллионный двигатель.
Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей (табл 2.1.1). Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.
Таблица 2.1.1
Структура
распределения уставного
№ |
Категория держателей акций |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2008 |
На 01.01.2007 | ||||
Количество акций |
Доля в УК (%) |
Количество акций |
Доля в УК (%) |
Количество акций |
Доля в УК (%) |
Количество акций |
Доля в УК (%) | ||
1 |
Государство |
267 209 085 |
37,78% |
267 209 085 |
37,78% |
267 209 085 |
34,01% | ||
2 |
Юридические лица |
698 079 193 |
98,71% |
432 288 468 |
61,12% |
432 926 568 |
61,21% |
510 583 629 |
64,98% |
3 |
Физические лица |
9 150 366 |
1,29% |
7 732 006 |
1,09% |
7 093 906 |
1,00% |
7 954 860 |
1,01% |
Всего размещено акций |
707 229 559 |
100,00% |
707 229 559 |
100,00% |
707 229 559 |
100,00% |
785 747 574 |
100,00% |
Единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
В состав группы технологической цепочки входит 14 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: «КАМАЗ-Дизель», «КАМАЗ-Металлургия» (литейный и кузнечный заводы), Камский прессово-рамный завод, автомобильный завод, «КАМАЗинструментспецмаш», «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь), ООО «КАМАЗавтотехника» (г. Заинск, Республика Татарстан).
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.
В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 50 тысяч человек.
В I полугодии 2010 года группа ОАО «КАМАЗ» выпустила и реализовала товарной продукции и услуг непромышленного характера на 29 млрд. 648 млн. рублей, в том числе 14263 грузовых автомобиля, из них 12726 единиц – на российском рынке. При этом на рынке грузовых автомобилей России в классе полной массой свыше 16 тонн «КАМАЗ» занял долю 55,5% (рис 2.1.2), а в классе 8-16 тонн – 15,5%. «КАМАЗ» захватил абсолютное лидерство в классе тяжёлых грузовиков и на Украине, достигнув доли в 54,9%. За I полугодие выпущено также запасных частей на сумму 3 млрд. 662 млн. рублей и продукции диверсификации на 3 млрд. 697 млн. рублей.
Рынок грузовых автомобилей свыше 16 тонн
Рисунок 2.1.2
ОАО «КАМАЗ» – единственный
из представителей машиностроительной
области, получивший в 2006 году Премию правительства
РФ в области качества; лауреат
премии «Российский торговый Олимп»
в номинации «
ОАО «КАМАЗ» имеет
сборочные предприятия во Вьетнаме,
Иране, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка
производится полностью из комплектующих
изделий, поставляемых с «КАМАЗа». С
иностранными партнёрами согласовывается
программа локализации
Клиенты «КАМАЗа» – предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства России и стран традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения, подразделения силовых министерств и ведомств. Крупнейшие потребители продукции ОАО «КАМАЗ» в нашей стране – Министерство обороны России, МЧС, «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК» и др.
География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей стремительно расширяется за счёт освоения новых рынков: Саудовской Аравии, Индии, Чили, Никарагуа. ОАО «КАМАЗ» активизировалось на рынках Ирана, Судана, Афганистана, Анголы, возобновило поставки в Венесуэлу и Панаму. В 2009 году поставка автотехники КАМАЗ и запасных частей к ней осуществлялась в 42 страны мира. Доля экспорта в общем объёме продаж автотехники КАМАЗ составила 15%. Объём экспорта составил 3,9 тыс. автомобилей и СКД КАМАЗ. ОАО «КАМАЗ» – одиннадцатикратный победитель конкурса «Лучший экспортёр Российской Федерации».
Сеть продаж и сервиса ОАО «КАМАЗ» охватывает все регионы России и СНГ, а также традиционные рынки сбыта. С компанией сотрудничают 109 дилеров и 18 агентов. Под брендом «КАМАЗа» работает более 100 фирменных сервисных автоцентров и более 300 сервисных точек обслуживания в России и за рубежом.
Информация о работе Cоциально-психологический климат в организации