Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа
Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть.
Введение 3
1. Человеческий фактор антикризисного управления 4
1.1. Конфликты в развитии организации 4
1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 6
1.3. Антикризисное управление конфликтами 9
2. Анализ и оценка кадрового состава ОАО "Шахтинский завод Гидропривод"…………………………………………………………………….15
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ОАО "Шахтинский завод Гидропривод"…………………………………………………………...…15
2.2. Анализ кадровой политики ОАО"Шахтинский завод Гидропривод"…...19
2.3. Анализ численности, состава и движение работников ОАО"Шахтинский завод Гидропривод"……………………………………………………………..20
3. Антикризизисное управление персоналом организации 25
3.1. Антикризисные характеристики управления персоналом 25
3.2. Система антикризисного управления персоналом 27
3.3. Антикризисная политика в управлении персоналом 23
3.4. Принципы антикризисного управления персоналом 32
Заключение 40
Литература 41
Вторая подгруппа получила официальное признание и активное применение. В эту подгруппу включено десять «передовых принципов»:
Принципы, объединенные в эти две
подгруппы, дополняют друг друга
и по сути дела должны быть объединены,
чтобы можно было представить
успешно действующую и
Что касается группы частных принципов, то ряд исследователей к ним относит принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, селекции, подготовке и переподготовке персонала.
Учитывая теоретические
Решение этой проблемы представляет большую сложность. Но продвижение к ее решению возможно при выявлении и формулировании общих принципов управления, носящих социально-экономическую и этическую направленность (они могут быть применены на всех этапах функционирования и развития организации), и принципов, которые могут быть использованы в процессе управления персоналом преимущественно в условиях конкретного этапа жизнедеятельности организации (предкризисное состояние, выход из кризиса).
К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности. Принцип системности. Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все категории работников и тесно связанную с внешней средой организации.
Системный характер управления персоналом
предусматривает
Принцип равных возможностей отражает
объективные тенденции, происходящие
в социально-политической и экономической
жизни российского общества. В
период господства административно-командной
системы декларировался приоритет
классового подхода при отборе и
расстановке управленческих кадров.
Утверждалось, что наиболее достойными
представителями на руководящие
должности являются рабочие от станка
и крестьяне, непосредственно работающие
на колхозных нивах. Такой подход,
безусловно, ставил в неравное положение
представителей из других социальных
групп населения (правда, на практике
доля представителей интеллигенции
и служащих среди аппарата управления
предприятий значительно
Элементы неравенства также имели место, да и сейчас они далеко не изжиты, по отношению к представителям национальных меньшинств, к женщинам и представителям нетрадиционных концессий. Такого рода «теоретические» и практические установки в работе с персоналом вредны и в правовом, демократическом государстве недопустимы.
В странах с развитой рыночной экономикой все активнее утверждается принцип равных возможностей представителей всех социальных, классовых, национальных и половых групп при подборе и расстановке кадров. Например: в корпорации IВМ утвердился принцип – постоянному сотруднику компании предоставляется право на равные с другими условия. Все, начиная с директора и кончая уборщицей, обедают в одной и той же столовой, никто не имеет закрепленного места на стоянке автомобилей, преодолена дискриминация по отношению к женщинам и представителям не англосаксонского происхождения. Культ одаренной личности, профессиональные качества являются главным критерием оценки сотрудника при его повышении в должности.
Принцип уважения человека и его достоинства. Этот принцип является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организацией успеха. Его содержание включает: максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков: умение найти себя в новой обстановке; поощрение достижений сотрудников и их личного вклада; создание возможностей для творческого роста, обеспечение таких условий, когда голос каждого будет услышан; защиту прав, достоинства, гарантии личной безопасности. Это – образ мышления руководства, при котором потребности и интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов организации.
Принцип командного единства. Команда
– это тщательно подобранный
профессиональный, самоуправляющийся
коллектив, в полной мере разделяющий
основные цели и ценности организации,
выступающий как единое целое. Все
члены команды имеют равные условия,
несут коллективную ответственность
за результаты деятельности команды, планируют
деятельность с учетом плана работы
каждого члена команды. Функции
каждого члена команды
Принцип горизонтального
В ряде крупных международных
Эту же задачу решает модернизация информационных сетей компании. Например, практически все сотрудники IВМ имеют доступ к совместным терминалам и большинство из них работает на собственных терминалах, что обеспечивает связь всех ее работников по всему миру. Это, безусловно, укрепляет горизонтальные связи.
Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип предполагает строгое соблюдение и исполнение Конституции РФ, законов и основанных на них других правовых актов. Он также предусматривает знание менеджерами, предпринимателями, работниками кадровых служб норм административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного и других отраслей права. Ненадлежащая правовая подготовка руководителей может отрицательно сказаться на обеспечении защиты прав сотрудников, привести к конфликтам с ними в процессе операций по найму и увольнению и в других ситуациях.
На практическую реализацию этого принципа оказывает отрицательное воздействие противоречивый характер действующих законов и правовых актов, регулирующих права граждан РФ. В настоящее время в РФ одновременно действуют законы бывшего СССР, законы, принятые Федеральным Собранием РФ, постановления Правительства РФ, наблюдается несоответствие федеральных законов и законодательной базы субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим частные принципы, которые
могут применяться
Принцип учета долгосрочной перспективы
организации. Реализация требований этого
принципа предполагает осуществление
стратегического
Стратегическое
Принцип интеграции и сплоченности коллектива. Реализация этого принципа возможна при воспитании коллектива в духе корпоративной, солидарной ответственности и понимания того факта, что личная судьба каждого зависит от выживания организации, от правильно выбранной стратегии развития. При ее реорганизации не следует увлекаться механическим сокращением рабочих мест, свертывать программы по обучению персонала и повышению квалификации. Такого рода меры могут вызвать у работников стрессовые ситуации, недовольство ее руководством. Наоборот, необходимо делать все возможное, чтобы сотрудники стремились к повышению квалификации, к саморазвитию, готовились к переориентации предприятия для производства новых видов продукции. Важно поддерживать доверительные отношения сотрудников с руководителями разных уровней и уважительное отношение работников друг к другу, обеспечивать справедливую оплату труда.
Принцип участия сотрудников в
принятии решений. В преуспевающих
международных компаниях многие
важные решения принимаются на особых
заседаниях, открытых для широкого
круга работников. Обычно все, кто
имеет отношение к выполнению
принятых решений (а не только управляющие)
бывают на заседаниях. Они участвуют
в обсуждении предполагаемых вариантов
решений, высказывают свои рекомендации
и вносят предложения по совершенствованию
того или иного варианта. Такое
участие предупреждает
Принцип опоры на профессиональное
ядро кадрового потенциала. Ядро кадрового
потенциала представляет собой совокупность
способностей работников организации,
которые обеспечивают ей стратегическое
преимущество на рынках товаров, услуг
и знаний. Ценность этих преимуществ
состоит в том, что конкуренты
оказываются неспособными производить
аналогичные по качеству продукты и
услуги или запаздывают с внедрением
нововведений. Эти способности присущи
организационной системе
Принцип соблюдения баланса интересов руководителей и подчиненных сотрудников. В преуспевающих международных компаниях большую роль отводят сбору информации о том, что думают их сотрудники о бизнесе, о содержании деятельности руководящего звена менеджеров, условиях и оплате труда сотрудников, о соблюдении принципов трудовой этики, о перспективах «человеческих ресурсов», о вовлечении персонала в решение корпоративных задач и др.
В этих целях (например, в IВМ) проводятся собеседования «через голову» руководства, разработана программа «открытых дверей», раз в два года осуществляются опросы общественного мнения. Анонимность ответов гарантирована. Участие в опросах добровольное, и высокий процент охвата (до 90%) демонстрирует веру сотрудников в справедливость оценок и действенность мер, принимаемых по результатам опросов. Опросы общественного мнения и планы, разрабатываемые на их основе нужны прежде всего для того, чтобы дисциплинировать руководство, предотвратить его отрыв от реальной жизни, от интересов рядовых сотрудников. Кроме того, полученная информация помогает более оперативно выявлять возникшие проблемы и обобщать предложения по их эффективному решению.
Принципы сотрудничества с профсоюзами
и общественностью. По мнению зарубежных
исследователей, роль профсоюзов в
странах с развитой рыночной экономикой
будет постепенно снижаться. Это
связано с изменениями в ряде
корпораций политики в отношении
заработной платы. Профсоюзы вряд ли
смогут добиться единый ставок заработной
платы. В японских корпорациях профсоюзы,
например, часто интегрированы в
институты корпорации и представляют
своеобразные отделы социальной работы
в рамках руководства. Но сбрасывать
их со счетов нельзя. Особенно это относится
к России, где профсоюзы и выполняют
функции защиты экономических интересов
сотрудников, и активно добиваются
соблюдения их законных прав в области
трудовых отношений. Поэтому менеджерам
и предпринимателям необходимо активно
сотрудничать с профсоюзами, добиваться
установления партнерских отношений,
строго выполнять заключенные
Информация о работе Человеческие факторы в антикризисном управлении