Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа
Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть.
Введение 3
1. Человеческий фактор антикризисного управления 4
1.1. Конфликты в развитии организации 4
1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 6
1.3. Антикризисное управление конфликтами 9
2. Анализ и оценка кадрового состава ОАО "Шахтинский завод Гидропривод"…………………………………………………………………….15
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ОАО "Шахтинский завод Гидропривод"…………………………………………………………...…15
2.2. Анализ кадровой политики ОАО"Шахтинский завод Гидропривод"…...19
2.3. Анализ численности, состава и движение работников ОАО"Шахтинский завод Гидропривод"……………………………………………………………..20
3. Антикризизисное управление персоналом организации 25
3.1. Антикризисные характеристики управления персоналом 25
3.2. Система антикризисного управления персоналом 27
3.3. Антикризисная политика в управлении персоналом 23
3.4. Принципы антикризисного управления персоналом 32
Заключение 40
Литература 41
Руководитель – центральная
фигура системы управления. Он направляет
деятельность всего коллектива на реализацию
поставленных целей, несет персональную
ответственность за своевременное
принятие и осуществление
Группа специалистов – второе по значению звено аппарата управления. К ней относится большая часть персонала управления: экономисты, технологи, юристы, социологи, психологи, референты, консультанты и т. п. Отличительной особенностью этой группы является то, что к ее деятельности приложены не все, а только часть признаков управленческого труда. На первое место в их работе выдвигается профессионально-аналитическая сторона. Такой существенный признак, как управленческая компетентность, применительно к труду специалиста имеет специфически-функциональное назначение.
Специалист не связан со всеми операциями,
стадиями управленческого цикла. Он
не объединяет и не направляет управленческий
процесс в целом. Для специалистов
не характерен признак лидерства. Но
нельзя недооценивать управленческий
потенциал этого звена
Третьим крупным отрядом управленческих кадров является технический персонал аппарата управления. К этой группе также приложены некоторые существенные признаки управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов и при их контроле выполняет отдельные задания, относящиеся к управленческой деятельности. Кроме того, работники этой группы обеспечивают общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождают линейных руководителей, специалистов аппарата управления от рутинных, технических операций и дают им возможность сосредоточиться на решении наиболее сложных управленческих проблем. От технических работников зависят четкое прохождение информации в различных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких организационных вопросов.
Разумеется, разделение персонала
управления на эти группы нельзя
абсолютизировать, поскольку функции
трех перечисленных категорий
Проведенные социологические исследования
показывают, что эффективность управления
в государственных и
Управление не ограничивается сферой труда, технологией и экономикой производства. В социально-экономических системах центральным элементом являются человек, его интересы, потребности, ценности и установки. Именно люди оживляют, генерируют систему. Человек в организации выступает в качестве как объекта, так и активного субъекта управления. Персонал управления, будучи ядром системы, нуждается в постоянном, глубоко продуманном и обоснованном управленческом воздействии.
Управление персоналом – это
совокупность целенаправленных действий
руководящего состава организации,
а также руководителей и
Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т.п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера – демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.
Значительные перемены, наличие
кризисной ситуации в социальной,
экономической, политической, духовной
сферах России одновременно как расширяют
возможности, так и создают серьезные
ограничения для каждого
Новые задачи не могут быть успешно решены традиционными кадровыми службами. Во многих, и прежде всего крупных, организациях создаются новые службы, системы управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними.
Подсистема общего и линейного
руководства осуществляет: управление
организацией в целом, управление функциональными
и производственными
В состав системы управления персоналом
входит целый набор» относительно самостоятельных
функциональных подсистем: подсистема
управления наймом и учетом персонала;
подсистема управления трудовыми отношениями;
подсистема обеспечения нормальных
условий труда; подсистема управления
развитием персонала; подсистема управления
социальным развитием; подсистема развития
организационной структуры
Структура системы управления персоналом зависит от масштабов организации, ее территориального расположения, характера деятельности и других факторов. В малых и средних фирмах одна подсистема может выполнять функции нескольких функциональных подсистем, в предкризисных и кризисных условиях деятельности организации могут быть упразднены одни подсистемы и созданы другие с набором новых функций, возможны и иные структурно-функциональные преобразования (рис.2.2.2).
Рис. 3.2.1. Состав системы управления персоналом организации
Другим стратегическим направлением антикризисного управления персоналом являются разработка и совершенствование профессиограмм, т, е. определение комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность. В основе профессиограмм, или моделей должностей, лежит учет будущих потребностей в персонале той или иной квалификации и профессии, которые могут возникнуть в связи с ориентацией организации на новую стратегию развития.
Рис.3.2.2. Схема современной организационной структуры системы управления персоналом крупной организации
Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как массовая переквалификация сотрудников организации в связи с переходом на новые технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы; разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении; привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и пр.
Важным стратегическим направлением системы антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрового маркетинга. Это обеспечивается рядом способов: поиском перспективных студентов уже с младших курсов вузов и колледжей, которым предоставляется возможность работы в организации в период каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощь в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ; сотрудничеством с государственной службой занятости; использованием частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала; взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т. е. командируемых временно работников «напрокат»; организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации.
Не маловажной задачей антикризисного
управления персоналом является также
формирование надлежащей организационной
культуры предприятия. Овладение новейшими
управленческими технологиями невозможно
без освоения основ организационно-
Различают четыре основных исторических типа организационных культур: органическая, предпринимательская, бюрократическая, партиципативная (рис. 3.2.3).
Тип организационной структуры |
Форма управления |
Рычаг управления |
Области целеопределения |
Органическая
Предпринимательская
Бюрократическая
Парципативная |
Коллективистская
Рыночная
Бюрократическая
Демократическая |
Авторитет
Деньги
Сила
Закон |
Групповые интересы
Максимальная прибыль
Воля начальства
Интересы законопослушного большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства |
Рис. 3.2.3. Индикаторы типов организационных культур
В одной организации может быть несколько «локальных» культур: одна культура, преобладающая во всей организации, и культура ее частей – уровней, подразделений, профессиональных, национальных, возрастных и других групп. Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры.
В зарубежной литературе, посвященной
вопросам управления, выделены четыре
типа форм управления (ФУ), соответствующие
им рычаги управления и области целеопределения.
В поликультурных организациях наличие
этих управленческих форм позволяет
отыскивать различные варианты решения
возникающих проблем. Например, в
случае возникновения конфликта
его участники могут
Одной из теоретических проблем
современного менеджмента является
определение принципов
Принципы управления персоналом (ПУП) – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности.
По мнению автора, все многообразие ПУП целесообразно разделить на общие, базисные принципы, регулирующие деятельность государственных органов управления в целом; специфические принципы, определяющие управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях; частные принципы, регулирующие функционирование отдельных сторон деятельности управленческого персонала.
К общим принципам
В качестве специфических принципов,
определяющих управление кадровым потенциалом
в хозяйственных организациях, в
отечественной литературе называют
принципы оптимизации кадрового
потенциала предприятия; принципы формирования
уникального кадрового
В зарубежной литературе эту группу принципов подразделяют на две подгруппы.
В первую подгруппу включают принципы,
относящиеся к убеждениям, которые
создают доверие между
Информация о работе Человеческие факторы в антикризисном управлении