Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение профессиональной адаптации, как части современных технологий управления персоналом
Задачей данной работы является: теоретическое рассмотрение профессиональной адаптации, ее понятие, цели и задачи, обоснование необходимости профессиональной адаптации в организации. В практической части работы главной задачей является рассмотрение процесса профессиональной адаптации на примере организации.
Введение…………………………………………………..…….3
1. Теоретическая часть………………………..……………………..…4
1.1 Понятие профессиональной адаптации. Виды адаптации……………………………………..……………………....4
1.2 Цели и задачи системы управления адаптацией……………….7
1.3 Цель профессиональной адаптации и обоснование ее необходимости…………………………………………………….…10
1.4 Программы профессиональной адаптации……………….…….13
2. Практическая часть……………………………………………….….17
2.1 Профессиональная адаптация на примере Агентства недвижимости ИП Парков К.О…………………………17
2.2 Анализ процесса профессиональной адаптации вновь принятого работника…………………………………..……..22
2.3 Рекомендации по улучшению процесса профессиональной адаптации в Агентстве недвижимости ИП Парков К.О…………..25
Заключение……………………………………………………..….…27
Литература..…………………………………………………….….…29
Приложения..…………………………………………………………31
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, по Кибанову А.Я. [10], являются: организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность; специальные курсы подготовки наставников; использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
1.3 Цель профессиональной адаптации и обоснование ее необходимости
Профессиональная адаптация представляет собой процесс, направленный на то, чтобы обеспечить их необходимой информацией, навыками, пониманием целей и задач предприятия. Адаптация облегчает поиски верного направления действий работника, сосредоточена на том, чтобы помочь ему продолжать двигаться в этом направлении, внося свой позитивный вклад в работу.
Большинство новых работников представляют свою предстоящую деятельность слишком формально и поверхностно: при поступлении на работу у них остается масса открытых вопросов и проблем. Профессиональная адаптация - это деятельность по введению работников в курс их задач на новом месте.
Цель профессиональной адаптации - овладение новым сотрудником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. Достижение этой цели определяется полным соответствием профессиональной подготовки требованиям работы.
Профессиональную адаптацию, как полное и успешное овладение профессией, характеризуют такие показатели, как степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в коллективе), выход на средний уровень брака продукции по вине работника и др.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Принципиальные цели адаптации в любой организации можно свести к следующему:
Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не знает своей работы и того, как функционирует предприятие. Это значит, что до тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, он требует дополнительных затрат. Эффективная адаптация дает возможность новому сотруднику достичь общих стандартов.
Уменьшение испытываемых новым сотрудником озабоченности и неопределенности. Боязнь здесь означает провалов в работе. Это нормальный страх перед новым, неизвестным, сочетающийся с недостаточной способностью уверенно и качественно работать.
Сокращение текучести рабочей силы. Если работники ощущают себя неумелыми и недостаточно профессиональными, то они могу отреагировать на это уходом с работы. Текучесть высока как раз в период изменений, поэтому эффективная адаптация призвана свести на нет эту дорогостоящую реакцию.
Экономия времени непосредственно руководителя и сотрудников по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять свою работу, он требует при этом помощи. Обычно людьми, которые должны оказать эту помощь, оказываются сотрудники и непосредственные руководители, тратящие на это свое время. Хорошие программы по профессиональной адаптации помогают экономить время на каждого из них.
Развитие позитивного отношения к работе, реализма в ожиданиях и удовлетворенности работой. Новые работники должны разумно и реалистично отнестись к изучению, того, чего от них ждет предприятие, а их собственные надежды не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Каждый работник должен сочленить цели предприятия и собственные ценности. Адаптация помогает этому.
1.4 Программы профессиональной адаптации
Программы профессиональной адаптации могут быть различными – от неформальных, предусматривающих в основном устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками.
При осуществлении формальных программ часто используется специальная аппаратура, слайды, фотографии и т.п.
Как и при наборе кадров, так и при введении в должность новичков важно понять основные мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала .
Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.
Большинство авторов разделяют программу на общую и специальную (специализированную). Общая программа адаптации касается в целом всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 основных вопросов. В ходе проведения программы должны затрагиваться следующие вопросы:
1. Общее представление о компании: цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности; организация, структура, связи компании; информация о руководителях.
2. Политика организации: принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
3. Оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных.
4. Дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы; пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников.
5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
6. Работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; организации рабочих; постановления профсоюзов и политика компании; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб; коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
7. Служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей;
8. Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
После осуществления общей программы следует перейти к специальной (специализированной). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). В нее должны быть включены следующие вопросы:
1. Функции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание; дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
3. Требуемая отчетность: виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
4. Процедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; правила поведения на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; контроль за нарушениями; перерывы (перекуры, обед); телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения. Представление сотрудников подразделения [18].
Данные программы можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.
Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. [7]
Особо следует отметить адаптацию женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком. Чем дольше она находится дома, тем сложнее ей включиться в трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу обычно обнаруживается большой пробел в знаниях (за три года может очень многое поменяться, например, появиться новое программное обеспечение или новые технологии).
Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина сама планировала свое время, выйдя же на работу, она вынуждена находится положенное количество времени на одном месте.
В-третьих, возникает психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной. [9] Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.
Главная задача, которая преследуется при реализации программ профессиональной адаптации – сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.
2. Практическая часть.
2.1 Профессиональная адаптация на примере Агентства недвижимости ИП Парков К.О.
ИП Парков К.О. зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда 14 июля 2009 г. (Приложение 3) Основной деятельностью данного Индивидуального предпринимателя является: продажа, обмен, приватизация объектов недвижимости как жилого, так и не жилого фонда. Численность сотрудников составляет – 29 человек. Агентство имеет 5 подразделений. Ведется упрощенная система налогообложения.
Рассмотрим организацию процесса адаптации как целостной системы четко прописанных процедур и мероприятий на примере компании Агентства недвижимости ИП Парков К.О.
В начале 90-х гг. "на улице" оказалось огромное количество работников закрывшихся предприятий. Многие из них отважились попробовать свои силы в только что легализованном риэлтерском бизнесе. Никакой системы обучения не существовало, учились методом проб и ошибок. Основным стимулирующим фактором являлась возможность высоких заработков. Рынок недвижимости оказался очень доходным. Это обстоятельство стало привлекать в ряды риэлтеров все большее количество желающих. Стали открываться новые отделения, осваиваться новые направления бизнеса. Параллельно этим процессам усилилась конкуренция на рынке.
Компания поставила перед собой цель стать лучшим агентством недвижимости. Достичь этой цели можно, если удастся превзойти конкурентов во всем, что касается качества предлагаемых клиентам услуг, в том числе подразумевался и профессионализм сотрудников.