Аудит как метод исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты. При проведении исследования важно правильно и четко определить цель, объект и предмет исследования. Большое значение имеет также сам процесс исследования, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций. Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков, затрат).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты проведения оценки систем управления
1.1 Характеристика процесса оценки систем управления…………………5
1.2 Основные способы……………………………………………………….7
2. Аудит и его использование для оценки систем управления
2.1 Категории и понятия……………………………………………………..10
2.2 Этапы проведения аудита………………………………………………..13
2.3 Цели и пути их достижения……………………………………………...15
2.4 Использование самооценки……………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованных литератур………………………………………….19
Приложения…………………………………………………………………....20

Работа содержит 1 файл

Институт экономики и культуры.docx

— 83.31 Кб (Скачать)

-аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

-статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления -теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

-теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

-графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее распространение  в экономике в настоящее время  получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для  представления статистических данных, для экстраполяции тенденций  тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л.В. Канторовича, В.В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). Привлекательность этих методов для решения формализованных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих методы математического программирования от методов классической математики.

При стремлении более адекватно  отобразить проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно применять  статистические методы, с помощью  которых на основе выборочного исследования получают статистические закономерности и распространяют их на поведение  системы в целом. Такой подход полезен при отображении таких  ситуаций, как организация ремонта  оборудования, определение степени  его износа, настройка и испытание  сложных приборов и устройств  и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений.

В последнее время с  развитием средств автоматизации  возросло внимание к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования сложных технических устройств и комплексов, языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах. В настоящее время в экономике и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их квалификации.

К третьей группе относятся  комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Несколько в стороне стоят  методы исследования информационных потоков.

Специалист по системному анализу должен понимать, что любая  классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться  в огромном числе разнообразных  методов и моделей. Поэтому разрабатывать  классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно  предложить выбрать классификацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аудит и его использование  для оценки систем управления

 

2.1 Категории и понятия

В России «аудит» впервые  стал проводиться во времена Петра 1 для решения вопросов, связанных  с имущественными спорами в армии. В дальнейшем он стал применяться  в финансовой и других областях деятельности организаций различного иерархического уровня. В сравнении с государственным  или ведомственным надзором аудит  более демократичен, профессионален, а его результаты обычно сопряжены  с меньшими последствиями.

Существует несколько  определений термина «аудит».

- «аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность  по независимой проверке бухгалтерского  учета и финансовой (бухгалтерской)  отчетности организаций и индивидуальных  предпринимателей»

- «аудит» (проверка) - систематизированный,  независимый документированный  процесс получения свидетельства  аудита (проверки) и объективного  их оценивания с целью установления  степени выполнения согласованных  критериев аудита (проверки)». Свидетельство  аудита здесь понимаются как  «записи, изложение факторов или  другой информации, связанной с  критериями аудита и которая  может быть проверена», а критерии аудита необходимо воспринимать как «совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок» (ГОСТ РИСО 9000-2001).

- аудит: 1) частный случай  верификации типового представления  объекта исследования экспертом  - специалистом в областях бухгалтерского  учета и экономического анализа; 2) совокупность специальных методов  экономического исследования системы  управления юридическим лицом; 3)относительно (внешний или внутренний аудит)  независимое исследование финансовых  отчетов или относящейся к  ним финансовой информации об  объекте для подтверждения достоверности; 4) метод инверсной (на основе  ретроспективного анализа данных  бухгалтерского учета) верификации  текущей деятельности предприятия  с целью получения заключения  о правильности модели и системы  бухгалтерского учета, достоверности  используемой информации; 5) метод  разработки решений по улучшению  деятельности предприятия, повышению  эффективности бухгалтерского учета  на предприятии»

Очевидно, что аудит применительно  к системам управления следует определять несколько шире, т.е.:

- признавая аудит не  только как предпринимательскую  деятельность по независимой  проверке, проводимую независимой  от аудируемой организации третьей стороной, но и как работу:

а) некоммерческого вида (проводимую, например, второй стороной - союзами потребителей и т.п.) и  б) внутреннего характера (проводимую в частности, подразделениями и  определенными работниками своей  организации или от их имени другой организацией, а также осуществляемую непосредственно самими работниками на основе самооценки системы, подсистемы и т.п.);

- распространяя возможную  сферу проверок на весь спектр  работ, подсистем и элементов  систем управления, а не только  на бухгалтерский учет и финансовую (бухгалтерскую) отчетность или  только отдельные подсистемы

систем управления, например только на систему менеджмента качества и (или) подсистему управления охраной окружающей среды.

Цель любого аудита - выражение  мнения аудиторов о достоверности  и соответствии аудируемых объектов, предъявляемым к ним требованиям. Здесь под достоверностью следует понимать меру точности проверяемых данных и в конечном итоге определять место аудируемых объектов, а на этом основании делать сравнительно объективные выводы и принимать обоснованные решения. Аудит нельзя подменять государственным контролем, осуществляемым в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Нельзя также рассматривать аудит полностью тождественным исследованию, так как у проверок и исследования, как правило, разные цели. Аудиторские проверки в большей части не предусматривают выявление причин и не намечают меры по устранению выявленных недостатков в аудируемой организации. Однако аудит, несомненно, соотносится с исследованием как часть последнего, и его результаты могут служить полезным информационным материалом для проведения заключительных этапов исследования систем управления.

Вместе с тем рядом  аудиторских организаций помимо проверок могут оказываться сопутствующие  аудиту услуги:

- постановка, восстановление, автоматизация и ведение бухгалтерского  учета;

- составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- бухгалтерское, налоговое,  правовое, экономическое, управленческое  и финансовое консультирование;

-проведение научно-исследовательской  работы и обучение специалистов  в области аудиторской деятельности;

- анализ финансово - хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей;

- внедрение информационных  технологий;

- оценка стоимости имущества;

- оценка предпринимательских  рисков;

- разработка и анализ  инвестиционных проектов;

- составление бизнес - планов.

Следует отметить, что относительно аудируемой организации аудит могут проводит (в зависимости от решаемых задач) первая, вторая и третья стороны. При этом первой стороной считается сама организация, где проводится проверка. Ко второй стороне относятся организации, заинтересованные в деятельности организации, например, потребители или другие структуры, действующие от их имени. Под третьей стороной понимают организации, не зависящие ни от первой, ни от второй сторон.

Аудит системы управления может быть обязательным и инициативным.

При проверке аудируемой организации одновременно несколькими аудиторскими фирмами аудит называют совместным.

Аудит системы управления по характеру решаемых аудируемым предприятием задач условно можно подразделить на внутренний и внешний (рис. 2, см. приложение 2).

Таким образом, аудит системы  управления следует понимать как  специфическую документируемую  деятельность по систематизированной  внешней или внутренней проверке управляющей подсистемы с использованием локального или системного подходов для установления соответствия ее требуемым  критериям при решении задач  аудируемой организации.

Внутренний и внешний  аудиты принципиально могут не отличаться по используемым методологическим положениям, но внешне проверки всегда нейтральны по отношению к аудируемой организации. Причем внешние проверки осуществляются, как правило, по заявке или при необходимости по заказу вышестоящих организаций.

Участниками внешнего аудита обычно являются:

- заказчик (потребитель,  желающий провести аудит у  поставщика; независимая организация,  аккредитованная проводить аудит  для внесения систем управления  в соответствующий реестр; независимая  организация, уполномоченная определить  обеспечение необходимого управления; организация, желающая провести  аудит собственной системы),

- аудируемая организация (подсистема, элемент системы, подразделение, рабочее место);

- главный аудитор (аудитор,  осуществляющий руководство аудитом);

- аудиторы (специалисты,  имеющий соответствующую квалификацию для проведения работ по аудиту).

Внешний аудит имеет определенные достоинства и недостатки по сравнению  с внутренними проверками .

По результатам аудита оформляется официальный документ - аудиторское заключение, которое  предназначено для заказчиков и  пользователей аудируемых организаций. Заключение составляется согласно установленным правилам (например, в соответствии с федеральным законодательством об аудите финансовой отчетности организации).

 

2.2 Этапы проведения аудита

Организация заключения аудита заключается в упорядочении всех действий служб и работников, участвующий  в аудиторских работах. При этом следует учитывать методологию  и методику его проведения.

Принципы проведения аудита

Особую роль пре проведение аудита играют принципы аудита, имеющие прямое отношение к участвующим в аудиторских работах аудиторам:

- профессионализм;

- компетентность (поддерживаемая  на должном уровне переодическим повышением квалификации, периодической аттестацией);

- опытность (включающая  опыт применительно к аудируемой организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, а также знание языка и культуры страны, где он проводится);

- этичность и тактичность  поведения (доверие, честность,  соблюдение конфиденциальности, вежливость  и т.п.);

- прилежание;

- логичность и здравый  смысл;

- деловитость;

- способность к объективным  оценкам;

- образованность и широкая  эрудиция;

- выдержанность;

- пунктуальность;

- умение слушать собеседника;

- сосредоточенность;

- доброжелательность;

- коммуникабельность;

- принципиальность;

- наблюдательность;

- неподкупность;

- способность к анализу.

Из основополагающих принципов, относящихся непосредственно к  процессу аудита, необходимо соблюдать  как минимум следующее:

- независимость;

- систематичность;

- беспристрастность;

- объективность;

- воспроизводимость и проверяемость результатов аудита;

- документированность.

В дополнение к этому хочу отметить:

- по запросу аудируемой организации аудиторы должны предоставлять необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах России, на которых основываются замечания и выводы аудита;

- все работы должны  проводиться в сроки, установленные  договором оказания аудиторских  услуг;

Информация о работе Аудит как метод исследования систем управления