Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:03, дипломная работа
Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное участие не только в производственном процессе, но и в управлении производством становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.
На сегодняшний день управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты построения системы управления персоналом
Понятие системы управления, цели и функции…………………………...7
Виды структур управления………………………………………………...11
Формирование системы управления персоналом………………………...16
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на предприятии ЗАО «Кировская керамика»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ЗАО «Кировская керамика»…………………………………………………………20
2.2 Система и структура управления персоналом на предприятии ЗАО «Кировская керамика»………………………………………………………….24
Глава 3. Совершенствование системы управления персоналом
3.1 Мероприятия по совершенствованию квалификационного уровня кадрового состава……………………………………………………………….29
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий……………………32
Заключение……………………………………………………………………...35
Глоссарий………………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………………..39
Приложения
2. Функциональная структура управления
Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.
Традиционные функциональные блоки предприятия — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей. Если размер всей организаций или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными.
3. Линейно-функциональная структура управления
Линейно-функциональная структура управления представляет собой наиболее распространенный вид иерархической структуры. Ее основу составляют так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.).
По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Соответственно строится
и система материального
4. Дивизиональная структура управления
Необходимость изменения вида структуры управления чаще всего связана с ростом организации, диверсификацией ее деятельности и усложнением взаимодействий с внешней средой. Конкуренция заставляет руководителей концентрировать все больше внимания и усилий на конечных результатах, т.е. на продукции, услугах и потребителях. Соответственно меняются подходы к построению структур управления. Подход к перестройке и формированию структур, основу которого составляет выделение в составе организации производственных отделений (подразделений) как самостоятельных объектов управления, получил название дивизионального.
Этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля). Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения стали рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
5. Проектная структура управления
Ускорение процессов, связанных
с научными исследованиями, разработками
и нововведениями, неизбежно привело
к активизации проектных
Руководитель проекта
По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность (при контрактной работе увольняются).
6. Матричная структура управления
Матричная структура управления
представляет собой решетчатую организацию,
построенную на принципе двойного подчинения
исполнителей: с одной стороны
непосредственному руководителю функциональной
службы, которая предоставляет персонал
и техническую помощь руководителю
проекта, с другой руководителю
проекта (целевой программы), который
наделен необходимыми полномочиями
для осуществления процесса управления
в соответствии с запланированными
сроками, ресурсами и качеством.
При такой организации
7. Бригадная структура управления
Основные принципы построения данного вида структуры: автономная работа; самостоятельное принятие решений и координация деятельности по горизонтали; замена жестких связей бюрократического типа гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач сотрудников из других подразделений, что разрушает традиционное деление производственных, инженернотехнических, экономических и управленческих служб на изолированные системы со своими целевыми установками и интересами. Переход к бригадным структурам обычно требует значительной подготовки, что, прежде всего, связано с распределением всего персонала по группам (бригадам), число членов в которых невелико (обычно до 10—15 человек). Рабочую группу возглавляет руководитель, характер его работы определяется концепцией групповой работы, в которой поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей. При этом существенно меняются требования к квалификации работающих: предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, так как только они могут обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых группой заданий. В бригадах значительно расширяются функции труда работников, и повышается их квалификация в результате освоения нескольких специальностей и профессий и более полного развития способностей.
Структура
управления персоналом включает в себя
следующие направления
- планирование
ресурсов: разработка плана
- набор
персонала: создание резерва
- отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
- определение
заработной платы и
- профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
- обучение:
разработка программ обучения
персонала в целях
- оценка
трудовой деятельности: разработка
методик оценки трудовой
- повышение,
понижение, перевод,
- подготовка
руководящих кадров, управление
продвижением по службе: разработка
программ, направленных на развитие
способностей и повышение
- трудовые
отношения: осуществление
Разработка программ управления персоналом предусматривает:
- наличие
целевой ориентации и
- совместную
разработку стратегии в
Принципиальная схема управления персоналом показана в Таблице 1.1
Таблица 1.1
Принципиальная схема управления персоналом
№ пп |
Разработка и проведение кадровой политики |
Оплата и стимулирование труда |
Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами |
Социально-психологические | |||
А |
1 |
2 |
3 | ||||
1 |
Принципы подбора и |
Формы оплаты труда |
Вовлечение работников в управление на низовом уровне |
Мотивация труда работников и творческая инициатива | |||
2 |
Условия найма и увольнения |
Пути повышения |
Рабочие бригады и их функции |
Организационная культура фирмы | |||
3 |
Обучение и повышение |
Поощрительные системы оплаты труда |
Взаимоотношения в коллективе |
Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию | |||
4 |
Оценка персонала и его |
|
Взаимоотношения с профсоюзами |
|
Эффективное
руководство человеческими
Для того чтобы оценить эффективность управления человеческими ресурсами должным образом, необходима сложная система учета, сбора информации, прикладных исследований и формальная система коммуникаций [12, с. 187]. Элементы информационной системы управления персоналом представлены в приложении 1.
Также необходимость внедрения системы управления персоналом обусловлена:
1. готовностью руководителя предприятия или его команды оценить значение управления персоналом в реализации профессиональных возможностей персонала;
2. наличием финансовых возможностей создания системы управления персоналом;
3. обеспеченностью организации подготовленными специалистами по управлению персоналом.
Система управления персоналом включает такие подсистемы, как кадровое планирование, набор и увольнение, обучение и развитие, мотивация и вознаграждение, организация деятельности, оценка и аттестация кадров. Организация должна создать особые методы, процедуры, программы управления процессами, связанными с человеческими ресурсами, и обеспечить их постоянное совершенствование. В единстве эти методы, процедуры, программы представляют собой систему управления персоналом, которая характеризуется такими параметрами, как:
1. Соответствие персонала целям и миссии фирмы;
2. Эффективность системы работы с персоналом соотношение затрат и результатов, потребность в инвестициях, выбор критериев оценки результатов работы с персоналом;
3. Избыточность или недостаточность персонала, расчет потребности, планирование количества;
4. Сбалансированность персонала по определенным группам профессиональной деятельности и социально-психологических характеристик;
5. Структура интересов и ценностей, господствующих в группах персонала управления, их влияние на отношение к труду и его результаты;
6. Ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы;
7. Интеллектуальный и творческий потенциал персонала управления, отражающий подбор и использование персонала, организацию системы его развития.
Эффективность
управления персоналом определяется степенью
реализации общих целей организации.
Эффективность использования
Информация о работе Аспекты построения системы управления персоналом