Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа
Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае
Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42
Приморское управление Министерства по антимонопольной политике России, как территориальное представительство федерального органа исполнительной власти, выполняет функции по проведению политики, направленной на поддержку бизнеса, в том числе малого и среднего, по содействию становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики края, по государственному регулированию процессов координации в сфере развития и поддержки малого бизнеса. Вопросы государственной поддержки малого предпринимательства рассматриваются на заседаниях Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Приморского края, заседаниях Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства в Приморском крае.
Структура органов, обеспечивающих поддержку малого бизнеса, в различных муниципальных образованиях неодинакова. В системе исполнительной власти территорий этими вопросами занимаются как структурные подразделения администраций, так и их специалисты. Созданы также советы, комиссии, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при органах исполнительной власти.
В последние годы предпринимательству в целом и малому бизнесу в частности уделялось много внимания и исполнительными, и законодательными органами власти: разработана и утверждена краевая программа поддержки предпринимательства.
Существующие недостатки и пробелы в действующем законодательстве подчас заполняются подзаконными актами органов представительной и исполнительной власти, в связи, с чем на местном уровне появляются нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Их принятие разрушает правовое поле регулирования, создает благоприятную среду для злоупотреблений и вызывает серьезное недовольство предпринимателей. Ликвидация такой практики — важная задача упорядочения нормативной правовой базы регулирования для малых предприятий.
В Приморском крае сложилась достаточно развитая система подготовки кадров для субъектов малого бизнеса.
Ее первая составляющая – программы, курсы, семинары, осуществляемые высшими учебными заведениями края. Здесь реализуются как программы получения высшего образования по специальностям «Коммерческая деятельность», «Менеджмент» и пр., так и краткосрочные курсы для лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование. Такие программы наиболее успешно реализуются в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), в Тихоокеанском государственном университете (ТГЭУ), Дальневосточном государственном техническом университете (ДВГТУ).
Достаточно активно в крае действует второе звено – специализированные центры профессиональной ориентации и переподготовки в системе органов Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю. Здесь осуществляется профессиональная переориентация безработных граждан, в том числе в большей степени по специальностям, востребованным в малом и среднем бизнесе: пользователи компьютеров, бухгалтеры, менеджеры низшего и среднего звена, специалисты в сфере коммерческой деятельности и пр.
Третья составляющая системы подготовки кадров – школы и центры, действующие на коммерческой основе. Основные из них: учебно-деловой центр, реализующий в крае «Морозовский проект», НОУ «Дальневосточный центр производительности», НОУ «Международная Бизнес-Академия»; Дальневосточный центр экономического образования, «Институт менеджмента» при ДВГМА имени Адмирала Невельского и другие.
Четвертое звено – учебные центры, работающие в рамках международных программ и проектов: 6 российско-японских учебных центров деревообработки, малого и среднего бизнеса в области пищевых технологий, менеджмента, рыбообработки, передовых технологий, металлообработки; а также программы, реализуемые Советом по международным исследованиям и обменам IREX и Бизнес-центром «Хендэ».
Информационное обеспечение субъектов малого бизнеса осуществляется в основном:
- в форме информационных сообщений, исходящих от органов государственной власти и управления, в виде публикаций и комментариев в прессе, на радио, телевидении, сообщения на специальных сайтах в сети Интернет, выступления специалистов на семинарах, совещаниях, консультации на рабочих местах;
-
в форме деловой информации
и консультаций
Говоря о важнейших проблемах малого бизнеса, следует выделить три главные преграды, три главные задачи, которые необходимо решить для подъема бизнеса на нужный уровень, так как бизнес — это экономическая и социальная основа общества.
Первая
задача — это преодоление
Вторая крупная проблема — это доступ бизнеса к финансовым ресурсам. Ни для кого не секрет, что и налоговая, и макроэкономическая ситуация в России в последние годы не способствовала соединению этих двух факторов — бизнеса и денег, а без этого соединения бизнес невозможен. Надо отдать должное развивающимся кредитным потребительским кооперативам и международным финансовым организациям, которые через систему микрокредитования, предоставления грантов и иными способами содействуют развитию предпринимательского сектора. Опыт кредитных потребительских кооперативов края стал, например, предметом всестороннего изучения на региональной научно-практической конференции, проведенной в городе Владивостоке. Однако следует признать, что только тогда когда будет нормально работать банковская система, когда она будет способна и заинтересована во взаимодействии с бизнесом, когда инфляция будет иметь определенные низкие параметры, что обеспечит планирование бизнеса и работу с долгосрочными кредитными ресурсами, только тогда представитель малого бизнеса будет иметь возможность опираться на отечественный капитал, который на самом деле имеет достаточный объем для того, чтобы быть востребованным и использованным российским малым бизнесом.
Определенные сложности в процесс развития малого бизнеса в крае вносит и то обстоятельство, что фактически уже несколько лет не работает краевой фонд поддержки малого предпринимательства. Судебные разбирательства по деятельности фонда явно затянулись. Инициатива администрации края по созданию нового фонда «Реконструкции и развития предприятий и малого бизнеса Приморского края» снизошли на нет. Источники и механизм капитализации этого фонда до сих пор не определены.
И, наконец, третья проблема, одна из самых крупных в развитии бизнеса — это налоговый пресс. Налоговая система является одним из важнейших рычагов государственного регулирования экономики, основным фактором воздействия на предпринимательскую активность и инвестиционный климат в стране.
Бюджеты всех уровней в основном формируются из поступлений от налогов, и чем шире база налогообложения, тем надежнее возможность пополнения и увеличения бюджетов. Оптимизация системы налогообложения предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой — создание достаточно простой, эффективной и строгой системы взимания налогов.
При решении задачи наполнения бюджетов представляется важным обратить внимание органов местного самоуправления на то, что развитие предпринимательства существенно расширяет базу налогообложения, поскольку повышает процент занятости трудоспособного населения, повышает уровень жизни работающих и членов их семей, насыщает рынок восстребуемыми товарами и услугами, снижает отток населения.
В этом плане весьма эффективными в перспективе могут быть действия, направленные на выработку существенных льгот в системе местных налогов, безвозмездная передача или аренда в упрощенном порядке муниципального имущества, особенно пустующих или полуразрушенных помещений. Не менее эффективными могут быть и мероприятия организационного порядка, например, такие как кураторство за субъектами малого бизнеса со стороны специалистов администрации, проведение еженедельных планерок по основным социально-экономическим проблемам района или города с участием представителей малых предприятий, руководителей союзов и ассоциаций их объединяющих, создание временных рабочих групп или комиссий для решения конкретной проблемы, или реализации конкретной инициативы граждан и при их посильном участии. Территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на сегодняшний момент являющегося одним из ключевых экономических министерств в России, намерено в ближайшем и среднесрочной перспективе наращивать свои усилия на решении трех наиболее важных задач в развитии малого бизнеса. Первая задача — это поддержка малого бизнеса в самом широком смысле этого слова, вторая задача — содействие развитию конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции и, наконец, третья задача — контроль над действиями властных структур и, прежде всего, муниципалитетов для преодоления или устранения тех барьеров, которые создаются на местном уровне.
Развитие малого бизнеса - одна из важнейших стратегических задач, поставленных для формирования рыночных отношений и социально-экономической стабильности.
Сейчас центр экономической активности все больше смещается в регионы. Однако, в них еще не созданы условия для ускоренного развития малого бизнеса и, прежде всего, отсутствует целостная инфраструктура его поддержки. Это указывает на отсутствие общих подходов к созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса в целом и ее отдельных элементов. Наиболее важным условием является разработка механизмов формирования целостных инфраструктурных комплексов поддержки малого бизнеса в регионе. Особенно остро проблема затрагивает регионы с низким уровнем развития малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки.
Экономика Приморья ориентирована на реальный сектор. Доля малого бизнеса, способного быстро реагировать на изменяющиеся условия, составляет 29 %.
Создать
условия для устойчивого
На сегодняшний день каждое третье приморское предприятие является субъектом малого бизнеса. Больше всего малых предприятий работает в строительной отрасли, обрабатывающем производстве, торговле, в сфере транспорта и связи. За последние 7 лет в крае по основным показателям развития малого бизнеса наблюдался стабильный рост: их количество увеличилось почти на 37%, объем инвестиций в основной капитал за этот период увеличился в 8 раз - с 300,5 миллиона рублей до 2 миллиардов 408 миллионов рублей. Только в 2009 г. появились негативные тенденции в развитии малого бизнеса.
Указанные изменения показателей, характеризующих сектор малого предпринимательства, подтверждают тенденцию к снижению деловой активности малых предприятий в четвертом квартале 2009 года.
Малый бизнес является сегодня
одним из самых динамично развивающихся
секторов экономики Приморья. Доля малого
бизнеса в валовом региональном продукте
составляет в настоящее время 21,9%. Сегодня
предприниматели готовы не только расширять
производство товаров и услуг, но и осваивать
новые отрасли, в частности, финансировать
создание потребительских кооперативов.
А это не только новые рабочие места, но
и улучшение социально-экономической
обстановки в крае.
Информация о работе Антимонопольное регулирование малого и среднего бизнеса