Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа
Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае
Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42
Процедура разработки местной программы поддержки малого предпринимательства, представленная на рис., включает в себя предпроектную стадию и три последовательных этапа:
этап I – формирование целей программы;
этап II – разработка вариантов программы, включающих отраслевые и функциональные подпрограммы;
этап III – отбор и утверждение окончательного варианта программы поддержки малого предпринимательства.
Качество
разработки местной программы
-
проведение комплексного
-
определение приоритетных
В результате проведения аналитической работы по выявлению текущих и конкретизации стратегических задач поддержки малого бизнеса формируются цели программы, после чего приступают к разработке ее различных вариантов. Достижение цели программы обеспечивается комплексом мероприятий, которые группируются в функциональные подпрограммы (либо разделы), направленные на формирование нормативно-правовой, информационной, организационно-методической среды и создание благоприятных предпосылок (материальных, финансовых, организационных) для малых предприятий, а также отраслевые подпрограммы, предполагающие реализацию инвестиционных проектов малого бизнеса, отвечающих приоритетам территории.
Отбор окончательного варианта программы осуществляется коллегиальным органом – общественной независимой комиссией, члены которой заинтересованы в результатах выполнения программы и обладают достаточными полномочиями для защиты интересов курируемых ими направлений социально-экономического развития муниципального образования. Использование совещательного подхода позволяет вовлечь множество специалистов из различных структурных подразделений администрации и депутатов в процесс принятия решения. При этом важность проблем, решаемых в рамках рассматриваемых проектов, существенно влияет на выбор варианта программы.
Групповое принятие решения базируется на двух предположениях: группа принимает решение легче, чем один человек, и лучше его реализует. Отобранный вариант программы утверждается главой администрации муниципалитета.
Важным условием достижения программных целей является утверждение головной структуры или руководителя программы с возложением на него функций технического обеспечения, координации и контроля за ходом ее осуществления. Полномочия головной структуры (руководителя программы) должны быть регламентированы местным нормативно-правовым документом (постановлением, распоряжением главы муниципального образования), одновременно утверждающим местную программу поддержки малого предпринимательства.
Привлечение специалистов отраслевых подразделений администрации к разработке и реализации местной программы поможет консолидировать усилия всех муниципальных служб, избежать распыления человеческих, материальных и финансовых ресурсов.
Осуществляемый в настоящее время пересмотр представлений о распределении компетенции и полномочий между уровнями власти, о роли и месте каждого уровня власти (федерация — регион — местное самоуправление) и новый этап в развитии рыночных отношений неизбежно должны внести коррективы в систему государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне, в том числе — в систему формирования и развития его инфраструктуры.
Основное «бремя поддержки» (включая финансовое обеспечение) малого бизнеса должны взять на себя регионы и муниципалитеты (малый бизнес — это преимущественно локальные рынки). Очевидно, что, если сам регион или муниципалитет такой поддержкой заниматься не хотят или не могут, федеральный уровень вряд ли сможет реально повлиять на ситуацию. Напротив, федеральный уровень институтов исполнительной власти должен взять на себя сугубо нормотворческие и контрольно-аналитические функции.
В период 2005-2009 годов по основным показателям развития малого бизнеса наблюдался устойчивый рост: количество малых предприятий увеличилось почти на 37 процентов, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий за этот период увеличился (с 1067,5 млн. рублей до 1691,3 млн. рублей).
Таблица
3 – Инвестиции в основной капитал малых
предприятий на конец года,
млн.руб.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Российская Федерация | 99231,3 | 120469,1 | 171321,7 | 259074 | 317 386,9 |
Дальневосточный федеральный округ | 2916,7 | 4636,3 | 6863,9 | 11681,7 | 5826 |
Приморский край | 1067,5 | 1525,6 | 2355,3 | 3271,1 | 1691,3 |
Удельный вес Приморского края в общем объеме инвестиций по Российской Федерации, % | 1,1 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 0,5 |
Удельный вес Приморского края в общем объеме инвестиций по Дальневосточному федеральному округу, % | 36,6 | 32,9 | 34,3 | 28,0 | 29,0 |
По итогам 2009 года доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в экономике Приморского края составила 29% от всех инвестиций ДВФО. Оборот малых предприятий за последние три года вырос на 16,8%.
В общем количестве организаций, зарегистрированных и действующих на территории Приморского края, каждая третья является субъектом малого бизнеса. Наибольший удельный вес малых предприятий отмечается в строительстве (47,4%), обрабатывающем производстве (42,1 %), оптово-розничной торговле (41,3%), в сфере транспорта и связи (34,3 %).
Вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт Приморского края по итогам 2008 года составил 21,9 процента, что выше аналогичного показателя по России (17,0%).
Приморский край среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого бизнеса: 42,2% малых предприятий, 37,7% оборота всех малых предприятий и 34,7 процента объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
При этом по итогам 2008 года некоторые качественные показатели развития малого бизнеса в Приморском крае уступают аналогичным показателям Российской Федерации:
- только 15,5% населения, занятого в экономике Приморского края, осуществляют свою деятельность на малых предприятиях Приморского края. По России данный показатель составляет 17,4%;
- несмотря на то, что малые предприятия формируют более трети оборота организаций Приморского края, оборот малых предприятий на душу населения в Приморском крае составляет 75,4 тыс. рублей в год, при 103,1 тыс. рублей в среднем по России;
- объем инвестиций в основной капитал малых предприятий на душу населения в Приморском крае составляет 61,8 процента от среднего значения по России.
По экспертным оценкам, основными проблемами, влияющими на развитие малого и среднего бизнеса, являются:
1)
недостаточная эффективность
2)
наличие финансовых и
-
высокая стоимость финансово-
- высокая стоимость услуг по участию в мероприятиях на международных выставках и по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;
3) низкая эффективность муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса муниципальных образований Приморского края. Программно-целевой подход к развитию предпринимательства, предусматривающий финансирование мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, реализован во Владивостокском, Находкинском и Уссурийском городских округах. В восьми муниципальных образованиях Приморского края не предусмотрено выделение средств местных бюджетов на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Развитие
малого бизнеса требует комплексных
и согласованных действий органов
исполнительной власти Приморского
края, субъектов малого бизнеса, а
также организаций
В Приморском крае нормативно-правовую базу регулирования малого бизнеса составляют:
1. Закон Приморского края от 1 июля 2009 года № 278-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в приморском крае»;
2.
Закон Приморского края от 3 декабря 2009
года № 344-КЗ
«О краевой целевой программе «Развитие
малого и среднего предпринимательства
в приморском крае» на 2009 - 2010 годы»;
3. Постановление администрации Приморского края от 31 июля 2009 г. № 175-па «О совете по развитию малого и среднего предпринимательства Приморского края»;
4. Постановление администрации Приморского края от 23 декабря 2009 года № 341-па «О межведомственной комиссии при администрации Приморского края по вопросам предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
Общество ждет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, роста эффективности. В связи с этим в рамках поддержки малого предпринимательства разработаны следующие мероприятия:
-
будет продолжена работа по
устранению законодательно
- в 2009 г. требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков;
Информация о работе Антимонопольное регулирование малого и среднего бизнеса