Антимонопольное регулирование малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

КУрсач по ПД.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

     - установлены льготные арендные  ставки при аренде малыми и  средними предприятиями  федерального имущества;

     - в 2009 г. расходы федерального  бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены на 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено еще 6,2 млрд. руб.;

     - разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств Внешэкономбанка.

     Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства осуществляется пропорционально доле малых предприятий, действующих на территории региона.

     В 2009 г. впервые предусмотрена возможность  авансового перечисления субсидий федерального бюджета на развитие малого бизнеса  регионам, испытывающим трудности  в формировании доходной части бюджета.

     В целях повышения доступности  банковского кредитования Правительство предприняло ряд мер:

     - усилен контроль за работой  органов управления банков, получивших  средства государственной поддержки;

     - упрощена процедура предоставления государственных гарантий;

     - специальные меры предпринимаются   по обеспечению доступности кредитов  для приоритетных секторов экономики.

     Среди мер правительства  значится снижение налоговой нагрузки с 15% до 5%. Но оно  касается лишь 14% субъектов малого предпринимательства и принято только в 36 регионах. При этом 26 регионов вообще отказались рассматривать использование подобной меры.

     На  региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер. В  части оказания государственной  поддержки  предприятиям малого и среднего бизнеса:

     - в большинстве субъектов Российской  Федерации предпринимаются меры по  обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений;

     - регионы пользуются предоставленными  налоговыми  возможностями по поддержке малого и среднего  предпринимательства;

     - практически  все субъекты  Российской Федерации заявили  о своем участии  в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, реализуемой Минэкономразвития России.

     Несмотря  на наличие значительного арсенала методик по поддержке малого предпринимательства в период кризиса  их объем не отвечает потребностям данного сектора экономики.

     За  последние 4 года доля малого бизнеса  в валовом региональном продукте Приморского края увеличилась в 2 раза.

     Региональные  власти стремятся обеспечить доступ малых и средних предприятий  к финансовым ресурсам для развития и проводят гибкую налоговую политику в их отношении. Введены дифференцированные ставки коэффициента К2 для уплаты единого налога на вмененный доход в городах и районах края с учетом сложившегося на территориях уровня доходов населения.

     Разработан  механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым приморскими  банками малым и средний предприятиям. По расчетам специалистов, это реально позволит снизить финансовую нагрузку по заимствованиям малого и среднего бизнеса в следующем году как минимум на 2-3% относительно действующих ставок кредитования.

     По  инициативе губернатора края формируется  гарантийный фонд для малого и среднего предпринимательства, что обеспечит доступ к заимствованиям предприятиям, не имеющим кредитной истории и достаточного залогового обеспечения. Риски неисполнения заемщиком обязательств по кредитным договорам будут частично компенсироваться гарантиями из бюджета края.

     Малый бизнес Приморского края активно  участвует в предоставлении товаров и услуг для государственных нужд: предусмотрена квота 20% для его участия в конкурсных торгах. В результате в первом полугодии 2009 г. субъектами малого бизнеса заключено контрактов на сумму 467 млн. руб..

     Развитие  малого бизнеса требует комплексных и согласованных действий органов исполнительной власти Приморского края, субъектов малого бизнеса, а также организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. С учетом вышеизложенного решение проблем малого бизнеса края целесообразно реализовывать на основе программно-целевого подхода.

     При этом в программу поддержки малого бизнеса включены следующие мероприятия.

     1.Финансовая  поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса и формирующих благоприятные условия для развития субъектов малого бизнеса.

     Средства  краевого бюджета направляются на возмещение части затрат организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, связанных:

     - с оказанием услуг по развитию  малого бизнеса и обеспечением  условий для создания субъектов  малого бизнеса и оказанием им поддержки;

     - с проведением мероприятий по  повышению эффективности и конкурентоспособности субъектов малого бизнеса.

     2.Финансовая  поддержка субъектов малого бизнеса,  производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта, в том числе:

     - субсидирование части затрат, связанных  с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого бизнеса, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта;

     - субсидирование части затрат  субъектов малого бизнеса, связанных  с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

     - субсидирование части затрат  субъектов малого бизнеса, связанных  с участием в выставочно-ярмарочных  мероприятиях в Российской Федерации  и за рубежом; 

     - субсидирование части затрат  субъектов малого бизнеса по  регистрации и (или) правовой  охране, за рубежом и на внутреннем  рынке Российской Федерации, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);

     - субсидирование части затрат  субъектов малого бизнеса по  оплате услуг по разработке  средств индивидуализации юридического  лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг) предназначенных для  внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта;

     - субсидирование части затрат  субъектов малого бизнеса по разработке бизнес-плана проекта, на реализацию которого были получены кредиты в российских кредитных организациях в период 2008-2010 годы.

     3.Поддержка  муниципальных программ развития  субъектов малого бизнеса.

     Мероприятия должны реализовываться за счет средств краевого бюджета. Общий объем финансирования на 2009-2010 годы составил 36748,5 тыс. рублей, из них: 2009 год - 250,0 тыс. рублей, 2009 год - 17779,0 тыс. рублей, 2010 год - 18719,5 тыс. рублей.

     Объем расходов на осуществление мероприятий  ежегодно уточняется на основе анализа полученных результатов и исходя из утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств краевого бюджета.

     Все мероприятия должны сочетаться с  общим планом действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и экономике Приморья, который должен включать меры по развитию финансовой и банковской системы, поддержке малого бизнеса и внутреннего спроса. Отдельно должны быть обозначены меры по оптимизации работы рынка труда и социальной поддержке жителей края, а также создание системы региональных приоритетов в условиях мирового кризиса.

     В рамках плана должен осуществляться мониторинг финансовых ресурсов, направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики и потребностей малого бизнеса.

     Необходима разработка документа, регулирующего предоставление предпринимателям субсидий на выплату процентных ставок по кредитам в условиях увеличения стоимости привлечения кредитных ресурсов. Действенной мерой поддержки малого бизнеса станет создание регионального гарантийного фонда, который позволит предпринимателям привлекать кредиты на развитие производства.

     Для поддержания внутреннего спроса необходимо создание регионального фонда антикризисной поддержки. Необходимо активизировать работу по привлечению грантов Правительства РФ по финансированию значимых проектов по развитию в крае новых производственных мощностей, закупке современных технологий и лицензий. Должны быть намечены меры по господдержке предприятий оборонно-промышленного комплекса.

2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого предпринимательства

 

     Анализ  размещения малых предприятий по территориям муниципальных образований показал, что более 70% их расположено в южной части Приморья, где расположены крупные города: Владивосток, Находка, Уссурийск, Артем.

     Почти во всех городах и районах разрабатываются  местные программы поддержки  малого бизнеса, реализация которых  способствует созданию благоприятных организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. В ряде случаев такие программы являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории. Реализация программ поддержки малого бизнеса позволяет организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентирует предпринимателей на решение приоритетных задач региона, расширяет сферу их деятельности за счет разгосударствления и приватизации государственной и муниципальной собственности, позволяет регулировать предпринимательскую деятельность экономическими методами.

     Среди прочих в положительном плане сегодня хотелось бы отметить работу администрации муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район. В этом административном образовании органами представительной и исполнительной власти создана действенная нормативно-правовая база развития предпринимательства. О первых успехах в развитии предпринимательства говорят и налоговые поступления от субъектов малого бизнеса, которые за 1 полугодие 2003 года составили 94,6 млн. рублей. Значительно сократилось число жалоб от предпринимателей на неправомерные действия контролирующих и надзорных органов.

     По  имеющейся информации достаточно инициативно  и творчески работают органы местного самоуправления в Кавалеровском, Пограничный, Ханкайском, Яковлевском районах, городах Находка, Большой Камень, где доля малого бизнеса в производстве продукции и реализации услуг населению, в реализации муниципального заказа устойчиво растет и существенно превышает экономические показатели других территорий.

     Исходя  из анализа информации по рассматриваемой проблеме, предоставленной большей частью администраций муниципальных образований серьезной проблемой, мешающей равномерному развитию малого бизнеса, является высокий уровень социально-экономических отличий административных территорий края. Он во многом обусловлен объективными факторами, в том числе природно-климатическими условиями, наличием и распределением ресурсов, демографическими процессами, историческим прошлым.

     Государственная политика поддержки малого бизнеса  является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный эффект. Для Приморского края это производство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие туризма и ремонтно-строительные услуги, организация автосервиса и общественного питания, всевозможные бытовые услуги такие как, парикмахерские, фотография, бани, ремонт бытовой техники, производство товаров народного потребления и хлебобулочных изделий, медицинские и образовательные услуги.

     В крае в целом сформирована система  поддержки малого бизнеса. Органами представительной и исполнительной власти края предприняты определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы. Активизировалась деятельность общественных объединений предпринимателей, совершенствуется система подготовки кадров для малого бизнеса, создаются системы информационного обеспечения. Сформировался ряд центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом бизнесе (Приложения 1,2).

Информация о работе Антимонопольное регулирование малого и среднего бизнеса