Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа
Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае
Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42
Переход
к рыночным отношениям в отечественной
экономике определяет необходимость
организационно-экономических
Географическое положение Приморского края предопределило развитие экономики, ориентированной на крупный бизнес. В этом скрыт большой потенциал развития сферы малого бизнеса. Мировая практика показывает, что сотрудничество крупных и малых предприятий это основа развития рыночной экономики. Это выгодно и тем, и другим. Для малых предприятий - широкое поле деятельности, а для крупных - возможность сократить непроизводственные издержки, сконцентрироваться на качестве выпускаемой продукции. Необходимость поддержки малого бизнеса связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями.
Малый бизнес Приморского края является тем сектором экономики, который оказывает существенное влияние на общее состояние экономики городов и сельских поселений, насыщения рынка товарами и услугами, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест и новых производств.
Для влияния на происходящие процессы в сфере малого бизнеса, обеспечения положительной динамики в его развитии необходима всемерная поддержка развивающегося малого сектора экономики со стороны как исполнительной, так и представительной власти Приморского края. Основным инструментом такой поддержки являются муниципальные целевые программы.
Это определяет актуальность изучения путей развития малого бизнеса в Приморском крае, разработки и внедрению мероприятий направленных на поддержку малого бизнеса.
Объект исследования – малый бизнес Приморского края.
Предмет исследования - тенденции и мероприятия по поддержке малого бизнеса края.
Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи:
- провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ;
- рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса;
-
проанализировать деятельности
органов власти РФ по
-
проанализировать основные
-
определить основные
-
дать оценку показателям
Как показало время, малый бизнес постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Незначительный спад числа
Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, операции с недвижимым имуществом, торговля и общественное питание. Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание".
В настоящее время отраслевая
структура малого бизнеса
Кризис 2009 г. привел к некоторому сокращению численности занятых в малом бизнесе по всем федеральным округам, за исключением Приволжского ФО. Удельный вес занятых в малом бизнесе Дальневосточного ФО снизился на 1%. (Таблица 1)
Следует заметить, что наблюдавшийся до 2002 года бурный рост малых предприятий в 2003 году несколько снизил темпы роста. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе около 8,5 млн. чел.
К
началу 2008 г. численность малых предприятий
составила 1032,8 тыс. (увеличилась на 20% в
сравнении с 1997 г.) (Рисунок 1).
Таблица
1 – Среднесписочная численность
работников малых предприятий по
субъектам Российской Федерации
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||||||
тыс.чел. | в % | тыс.чел. | в % | тыс.чел. | в % | тыс.чел. | в % | тыс.чел. | в % | |
Российская Федерация | 7815,1 | 100 | 8045,2 | 100 | 8582,8 | 100 | 10157 | 100 | 10745,16 | 100 |
Центральный ФО | 2820,6 | 36,1 | 2943,8 | 36,6 | 3094,2 | 36,1 | 3697 | 36,4 | 3342,6 | 31,1 |
Северо-Западный ФО | 1094,6 | 14,0 | 1155,0 | 14,4 | 1186,1 | 13,8 | 1828,05 | 18,0 | 1724,8 | 16,1 |
Южный ФО | 825,0 | 10,6 | 813,6 | 10,1 | 870,3 | 10,1 | 929,1 | 9,1 | 872,7 | 8,1 |
Приволжский ФО | 1480,9 | 18,9 | 1512,8 | 18,8 | 1693,9 | 19,7 | 1844,9 | 18,2 | 3202 | 29,8 |
Уральский ФО | 540,3 | 6,9 | 567,2 | 7,0 | 585,7 | 6,8 | 650,1 | 6,4 | 512,6 | 4,8 |
Сибирский ФО | 749,9 | 9,6 | 747,3 | 9,3 | 831,0 | 9,7 | 854,2 | 8,4 | 822,6 | 7,7 |
Дальневосточный ФО | 303,8 | 3,9 | 305,5 | 3,8 | 321,6 | 3,7 | 353,65 | 3,5 | 267,859 | 2,5 |
Отраслевая и географическая структура малого бизнеса осталась без изменений: большая часть малых предприятий функционирует в сфере торговли (рисунок 2) и представлена предприятиями Центрального федерального округа (таблица 4).
Рисунок 1 – Динамика числа малых предприятия России за 2005 – 2009 гг.
При
этом кризисные явления в экономике
в 2009 г. привели к снижению числа малых
предприятий во всех регионах России,
несущественно изменив структурное соотношение.
Таблица 2 – Число малых предприятий по субъектам РФ
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||||||
тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | |
Российская Федерация | 953,1 | 100 | 979,3 | 100 | 1032,8 | 100 | 1137,38 | 100 | 950,754 | 100 |
Центральный ФО | 330,0 | 34,6 | 337,4 | 34,5 | 353,1 | 34,2 | 374,39 | 32,9 | 349,6 | 36,8 |
Северо-Западный ФО | 153,9 | 16,1 | 163,3 | 16,7 | 162,5 | 15,7 | 205,5 | 18,1 | 189,7 | 19,9 |
Южный ФО | 106,9 | 11,2 | 109,4 | 11,2 | 112.,0 | 10,8 | 114,3 | 10,0 | 69,9 | 7,4 |
Приволжский ФО | 157,7 | 16,6 | 160,6 | 16,4 | 173,3 | 16,8 | 191,4 | 16,8 | 162,6 | 17,1 |
Уральский ФО | 60,6 | 6,4 | 66,3 | 6,8 | 75,9 | 7,3 | 76,2 | 6,7 | 45,6 | 4,8 |
Сибирский ФО | 105,1 | 11,0 | 103,9 | 10,6 | 111,3 | 10,8 | 122,9 | 10,8 | 89,7 | 9,4 |
Дальневосточный ФО | 39,0 | 4,1 | 38,4 | 3,9 | 44,8 | 4,3 | 52,69 | 4,6 | 43,654 | 4,6 |
Анализ развития малого бизнеса показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение.
Кроме
того, существует большое количество
предприятий, зарегистрированных как
производственные или многоцелевые (выпуск
товаров народного потребления, оказания
различных услуг), но, тем не менее, занимающихся
торгово-посреднической деятельностью
как основной.
Оптимизация
нормативной правовой базы, регламентирующей
деятельность, развитие, государственную
поддержку малого бизнеса в современных
социально-экономических условиях развития
России является наиболее актуальной
задачей, от решения которой будут зависеть
дальнейшие пути развития предпринимательства
в целом.
Рисунок 2 – Отраслевая структура малых предприятий России на конец 2009 г., в %
Законотворческая деятельность в этой сфере экономики направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства.
Нормативное
правовое регулирование (обеспечение)
государственной поддержки
В Российской Федерации законодательной основой для развития всей системы поддержки малого бизнеса является Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обеспечивающий правовое поле для существования и развития малого бизнеса в Российской Федерации и реализующий политику государства в сфере малого бизнеса.
Кроме него нормативную базу регулирования малого бизнеса в России составляют и другие документы:
Информация о работе Антимонопольное регулирование малого и среднего бизнеса