Антимонопольное регулирование малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

КУрсач по ПД.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

     Переход к рыночным отношениям в отечественной  экономике определяет необходимость  организационно-экономических новаций  во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников, является развитие малого бизнеса и малых форм производства.

     Географическое  положение Приморского края предопределило развитие экономики, ориентированной  на крупный бизнес. В этом скрыт  большой потенциал развития сферы малого бизнеса. Мировая практика показывает, что сотрудничество крупных и малых предприятий это основа развития рыночной экономики. Это выгодно и тем, и другим. Для малых предприятий - широкое поле деятельности, а для крупных - возможность сократить непроизводственные издержки, сконцентрироваться на качестве выпускаемой продукции. Необходимость поддержки малого бизнеса связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями.

     Малый бизнес Приморского края является тем  сектором экономики, который оказывает существенное влияние на общее состояние экономики городов и сельских поселений, насыщения рынка товарами и услугами, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест и новых производств.

     Для влияния на происходящие процессы в сфере малого бизнеса, обеспечения положительной динамики в его развитии необходима всемерная поддержка развивающегося малого сектора экономики со стороны как исполнительной, так и представительной власти Приморского края. Основным инструментом такой поддержки являются муниципальные целевые программы.

     Это определяет актуальность изучения путей  развития малого бизнеса в Приморском крае, разработки и внедрению мероприятий  направленных на поддержку малого бизнеса.

     Объект  исследования – малый бизнес Приморского края.

     Предмет исследования -  тенденции и мероприятия  по поддержке малого бизнеса края.

     Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .

     В соответствии с данной целью следует  выделить следующие задачи:

     - провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ;

     - рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса;

     - проанализировать деятельности  органов власти РФ по поддержке  малого бизнеса;

     - проанализировать основные тенденции  развития малого бизнеса в Приморском крае;

     - определить основные направления  поддержки малого бизнеса в  крае;

     - дать оценку показателям реализации  программ поддержки малого бизнеса в крае. 

 

1. Малый бизнес: его место и  роль в современной  экономике

1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ

     Как показало время, малый бизнес постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

         Незначительный спад числа малых  предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг.,  в 1998 г. практически прекратился.  Начиная с 2003 года наблюдается рост числа малых предприятий. На 1 января 2009 г. в России действовало 1137,378 тыс. малых предприятий.

        Вместе с тем следует отметить  стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, операции с недвижимым имуществом, торговля и общественное питание. Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание".

       В настоящее время отраслевая  структура малого бизнеса постепенно  меняется в сторону снижения доли предприятий торговли и общественного питания и увеличения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием (таблица 2).

     Кризис  2009 г. привел к некоторому сокращению численности занятых в малом бизнесе по всем федеральным округам, за исключением Приволжского ФО. Удельный вес занятых в малом бизнесе Дальневосточного ФО снизился на 1%. (Таблица 1)

     Следует заметить, что наблюдавшийся до 2002 года бурный рост малых предприятий  в 2003 году несколько снизил темпы  роста. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе около 8,5 млн. чел.

     К началу 2008 г. численность малых предприятий составила 1032,8 тыс. (увеличилась на 20% в сравнении с 1997 г.) (Рисунок 1).  

Таблица 1 – Среднесписочная численность  работников малых предприятий по  
                       субъектам Российской Федерации

  2005 2006 2007 2008 2009
тыс.чел. в % тыс.чел. в % тыс.чел. в % тыс.чел. в % тыс.чел. в %
Российская  Федерация 7815,1 100 8045,2 100 8582,8 100 10157 100 10745,16 100
Центральный ФО 2820,6 36,1 2943,8 36,6 3094,2 36,1 3697 36,4 3342,6 31,1
Северо-Западный ФО 1094,6 14,0 1155,0 14,4 1186,1 13,8 1828,05 18,0 1724,8 16,1
Южный ФО 825,0 10,6 813,6 10,1 870,3 10,1 929,1 9,1 872,7 8,1
Приволжский ФО 1480,9 18,9 1512,8 18,8 1693,9 19,7 1844,9 18,2 3202 29,8
Уральский ФО 540,3 6,9 567,2 7,0 585,7 6,8 650,1 6,4 512,6 4,8
Сибирский ФО 749,9 9,6 747,3 9,3 831,0 9,7 854,2 8,4 822,6 7,7
Дальневосточный ФО 303,8 3,9 305,5 3,8 321,6 3,7 353,65 3,5 267,859 2,5
 

     Отраслевая  и географическая структура малого бизнеса  осталась без изменений: большая часть малых предприятий функционирует в сфере торговли (рисунок 2) и представлена предприятиями Центрального федерального округа (таблица 4).

     

     Рисунок 1 – Динамика числа малых предприятия  России за 2005 – 2009 гг.

     При этом кризисные явления в экономике  в 2009 г. привели к снижению числа малых предприятий во всех регионах России, несущественно изменив структурное соотношение. 

Таблица 2 – Число малых предприятий  по субъектам РФ

  2005 2006 2007 2008 2009
тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу
Российская Федерация 953,1 100 979,3 100 1032,8 100 1137,38 100 950,754 100
Центральный ФО 330,0 34,6 337,4 34,5 353,1 34,2 374,39 32,9 349,6 36,8
Северо-Западный ФО 153,9 16,1 163,3 16,7 162,5 15,7 205,5 18,1 189,7 19,9
Южный ФО 106,9 11,2 109,4 11,2 112.,0 10,8 114,3 10,0 69,9 7,4
Приволжский ФО 157,7 16,6 160,6 16,4 173,3 16,8 191,4 16,8 162,6 17,1
Уральский ФО 60,6 6,4 66,3 6,8 75,9 7,3 76,2 6,7 45,6 4,8
Сибирский ФО 105,1 11,0 103,9 10,6 111,3 10,8 122,9 10,8 89,7 9,4
Дальневосточный ФО 39,0 4,1 38,4 3,9 44,8 4,3 52,69 4,6 43,654 4,6
 

     Анализ  развития малого бизнеса показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение.

     Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.  

1.2 Основы правового  регулирования малого бизнеса

     Оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого бизнеса в современных социально-экономических условиях развития России является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в целом. 

     Рисунок 2 – Отраслевая структура малых  предприятий России на конец 2009 г., в %

     Законотворческая  деятельность в этой сфере экономики  направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства.

     Нормативное правовое регулирование (обеспечение) государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации  обеспечивается правовыми актами, включая  Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

     В Российской Федерации законодательной  основой для развития всей системы  поддержки малого бизнеса является Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обеспечивающий правовое поле для существования и развития малого бизнеса в Российской Федерации и реализующий политику государства в сфере малого бизнеса.

     Кроме него нормативную базу регулирования малого бизнеса в России составляют и другие документы:

      1. Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
      2. Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
      3. Указ Президента РФ от 15 мая 2009 года № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;
      4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 года № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства»;  
      5. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 апреля 2009 года № 119 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» и др.  

Информация о работе Антимонопольное регулирование малого и среднего бизнеса