Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:37, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является освещение антикризисного менеджмента в целом с учетом современных белорусских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие кризисных ситуаций как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; сущность антикризисного менеджмента. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций.
Введение 3
1 Признаки кризисной ситуации 5
2 Сущность антикризисного менеджмента 10
3 Инструменты анализа в антикризисном менеджменте 13
4 Виды антикризисных мероприятий 19
5 Практическая часть 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Основными видами деятельности являются: производство и сбыт на внутреннем и внешних рынках мотоциклов и велосипедов, запасных частей к ним, производство и сбыт товаров народного потребления, фирменная торговля, оказание платных услуг населению, организация сервисного обслуживания продукции предприятия, выполнение строительных и ремонтно-строительных работ и др.
Общая земельная площадь, занимаемая предприятием, составляет 27 гектаров. Производственные площади составляют 280,9 тысяч м2, непроизводственные 26,4 тысяч м2.
Производственная структура предприятия включает основные (автоматный, моторный, механический, механо - заготовительный, рамный, прессовый, гальванопокрытий и окраски, сборочный, литейный, термический участок) и вспомогательные цехи (инструментальный, ремонтно-механический, цех опытного производства и спортивной техники, ремонтно-строительный цех, паросиловой, транспортный, электроцех).
На балансе предприятия находятся 4 общежития (Фабричная, 25, Нахимова, 13а, Рыбалко,3, Авангардная 61/2), детский сад № 499 (Плеханова, 99), детский оздоровительный лагерь (дер. Волма).
ОАО «МОТОВЕЛО» выпускает легкие дорожные мотоциклы с объемом двигателя 125 см3 четырех модификаций: ММВЗ 3.11212, ММВЗ 3.11213, ММВЗ 3.1131, ММВЗ 3.114; мелкими партиями спортивные мотоциклы для триала, мотокросса и мотобола, грузовую тележку С-3.901, велосипеды дорожные, дамские, складные, детские, подростковые, спортивно-игровые, трехколесные и мотовелосипед «Минск-2».
Для более полного удовлетворения потребительского спроса каждая модель велосипеда выпускается в нескольких модификациях: с тормозной втулкой типа «Торпедо», с бестормозной односкоростной втулкой, с многоскоростной бестормозной втулкой, с различными вариантами исполнения, комплектации и отделки. Выпускаются также велотренажеры, велоколяски для инвалидов, снегокаты, санки и другие изделия ширпотреба.
Однако экономическая ситуация на предприятии начиная с 1 полугодия 2004 г. ухудшилась: за I полугодие 2004 г. ОАО «МОТОВЕЛО» допущен убыток в размере 2,7 млрд. рублей, в том числе убыток от реализации продукции составил 0,3 млрд. рублей.
Основными
причинами убыточной
перенасыщение рынков сбыта велопродукции привело к падению цен на нее. Отпускная цена с НДС на велосипеды с учетом максимальной скидки в 2004 г. составляла 29,6 долларов США, что значительно ниже цен 2003 года (42,1 доллара США);
рост затрат на производство. Например, стоимость металлопродукции в РФ (основной источник импорта металлопроката) увеличилась по сравнению с I полугодием 2003 года примерно на 40%.
в связи с невыполнением условий контракта компанией GMI, зарегистрированной в Англии и Уэльсе, на складах предприятия не реализована мотопродукция и нет возможности быстро реализовать ее. В связи с этим недостаток оборотных средств завод вынужден восполнять кредитами банка.
Такое положение привело к резкому снижению прибыли от реализации товарной продукции (на 01.01.2003 года – 4,9 млрд. рублей, на 01.01.2004 года – 1,7 млрд. рублей, рублей, на 01.07.2004 года – 0,3 млрд. рублей), и снижению рентабельности реализованной продукции до (-0,6)%), что демонстрирует таблица 2.1. Из данных следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду уменьшилась на 832,44 процента, что привело к соответствующему уменьшению прибыли, остающейся в распоряжении организации.
А. Лукашенко Указом № 354 от 26 июля поручил правительству заключить инвестиционное соглашение с австрийской компанией ATEC Holding GmbH и продать ей госпакет акций ОАО "Мотовело" — 31.269.538 штук (99,7%) на сумму 15,635 млрд. BYR. Договор с АTEC должен быть заключен до 1 сентября этого года.
ATEC начнет рассчитываться за акции с 1 января 2008 года — перечислять в белорусский бюджет ежегодно вплоть до 31 января 2011 года по 3,127 млрд. BYR. На неоплаченную часть долга будут начисляться проценты в размере ставки рефинансирования (сейчас — 10,5% годовых).
Компания обязана инвестировать в 2007-2012 гг. в развитие "Мотовело" не менее 20 млн. USD. Кроме того, белорусское государство обязало нового владельца сохранить специализацию предприятия и его социальную сферу, выполнять доводимые правительством показатели по объемам производства.
При этом новый собственник обязан вернуть в госбюджет задолженность "Мотовело" по бюджетному займу (17,3 млрд. BYR) — с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года по графику, согласованному с Минфином, и уплатой 3% годовых за пользование займом.
Пойти на беспрецедентный шаг — продажу брендового предприятия страны западному инвестору — А. Лукашенко, похоже, был просто вынужден.
Финансовое состояние завода стало ухудшаться с 2003 года — после того как "Мотовело" с традиционных азиатских рынков вытеснили китайские и вьетнамские производители. Правительство Беларуси еще в 2004 году обратило внимание на проблемы предприятия. Однако затянувшаяся пауза с подготовкой решения по "Мотовело" обернулась осенью 2005 года массовой акцией протеста рабочих. Это "частное предприятие", "вы же купили завод, вы за него отвечаете", — сказал тогда А. Лукашенко.
Чтобы вернуть завод под контроль государства, Мингорисполком в июле 2005 года ввел в ОАО "Мотовело" "золотую акцию" сроком на 5 лет. Показательно, что подготовленный в то время проект указа о реструктуризации долгов "Мотовело" путем его фактической национализации А. Лукашенко сначала отправил на доработку. Он потребовал более тщательно отработать предложения по господдержке, "чтобы предприятие не наступило на те же грабли".
Однако правительство и антикризисный управляющий в лице Мингорисполкома, которым в конце 2005 года А. Лукашенко поручил вытянуть предприятие из кризиса, с этой задачей не справились.
Финансовая ситуация на "Мотовело", несмотря на беспрецедентные меры господдержки, еще более усугубилась. На предприятии не скрывают, что в последнее время завод элементарно проедал деньги, которые государство выделило на реализацию нового бизнес-плана и завоевание новых рыночных ниш. "Сейчас мы имеем крупную кредиторскую задолженность, а оборотных средств едва хватает на выплату зарплаты", — сказал в беседе с корр. "БР" представитель завода.
Но на этот раз обошлось без публичных разборок. А. Лукашенко без каких-либо официальных комментариев подписал указ о продаже завода новому собственнику. Причем чуть ли не впервые в приватизационной практике страны президент пошел на прямую продажу предприятия инвестору.
По данным "БР", это стало определенным "сюрпризом" для некоторых специалистов Фонда госимущества. "Смущает продажа акций по номиналу", — сказал чиновник фонда корр. "БР". Здесь рассчитывали, что, в соответствии с белорусским приватизационным законодательством, будет объявлен конкурс или аукцион, в ходе которого может быть достигнута наиболее справедливая цена сделки и прописаны условия ее реализации.
С другой стороны, отметил собеседник, прямая продажа позволяет ускорить процедуру. По его словам, указом определены лишь рамочные условия продажи — сохранение специализации и социальной сферы. Что касается сохранения персонала и других условий, то они будут оговорены в специальном договоре с инвестором, который сейчас готовит Минпром.
Впервые публично о желании найти инвестора для техперевооружения "Мотовело" рассказал в декабре 2006 года премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. Тогда в качестве покупателя назывался "Амкодор".
Был
подготовлен проект указа президента,
в соответствии с которым ОАО
"Амкодор" должно было преобразоваться
в транснациональную
Однако А. Лукашенко, выступая 24 апреля в Национальном собрании с ежегодным посланием, неожиданно назвал еще одного потенциального инвестора. "Вот стеклозавод "Елизово". Частник обещал, что сделает суперсовременное предприятие. И сделал. Сегодня он выразил готовность вместо Мингорисполкома вытащить мотовелозавод. Пожалуйста, мы не против. Предлагай, мы — "за". Но главная задача в том, чтобы сохранить это производство в стране. Оно исторически принадлежит Беларуси", — сказал А. Лукашенко.
Позже
в интервью БЕЛТА первый вице-премьер
Беларуси Владимир Семашко сказал,
что среди потенциальных
По данным "БР", подписанию указа президента о продаже госпакета акций "Мотовело" предшествовало заседание президиума Совмина, на котором рассматривались предложения трех потенциальных покупателей — ОАО "Амкодор", ATEC и российской компании. По его итогам предпочтение было отдано австрийской компании.
Австрийская компания АТЕС успешно реализовала в Беларуси инвестпроект по реконструкции стеклозавода "Елизово", выкупив в 2002 году у белорусского государства часть его пакета.
В австрийско-белорусском СП ЗАО "Стеклозавод "Елизово" ATEC Handelsgesellschaft GmbH принадлежит 65% акций. Судя по проектам, которые она реализует в Беларуси, компания пришла сюда надолго. И она, без сомнения, пользуется поддержкой главы государства.
А. Лукашенко побывал на стеклозаводе "Елизово" в начале 2006 года. Высоко оценив деятельность ATEC, он рассказал, что австрийская компания готова поучаствовать в других проектах в Беларуси и инвестировать порядка 100 млн. USD. Через год, в феврале 2007 года, он одобрил еще один проект этой компании — по строительству в Смолевичах завода по производству полированного листового стекла с объемом инвестиций 150 млн. EUR.
В начале апреля 2007 года ATEC заявила о планах по инвестированию 220 млн. USD в строительство первой очереди завода по производству кальцинированной соды в Мозырском районе. Компания также планирует в 2009-2011 годах реализовать проект по организации в ОАО "Гомельстекло" производства полированного стекла. Кроме того, здесь с ее участием в этом году будет организовано стеклотарное производство мелкого ассортимента, в том числе банок для продуктов детского питания.
Время покажет, удастся ли зарубежной компании вывести из кризиса "Мотовело", сохранив при этом его специализацию.
Однако
уже очевидно, что сложившаяся
на Минском мотовелозаводе ситуация
становится типичной для Беларуси.
Некогда большинство
Однако
и госпомощь, как показал опыт
фактической национализации "Мотовело",
далеко не всегда является панацеей. Но
лишь после того, как это стало
более чем очевидно, белорусский
президент подписал указ о привлечении
частного инвестора.
Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является закон “О несостоятельности (банкротстве)”.
Признаком банкротства юридического лица по новому закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно: досудебную санацию - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности; мораторий на удовлетворение требований кредиторов; возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса; иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей.