Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:37, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является освещение антикризисного менеджмента в целом с учетом современных белорусских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие кризисных ситуаций как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; сущность антикризисного менеджмента. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций.
Введение 3
1 Признаки кризисной ситуации 5
2 Сущность антикризисного менеджмента 10
3 Инструменты анализа в антикризисном менеджменте 13
4 Виды антикризисных мероприятий 19
5 Практическая часть 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Заполнение
"кризисной ямы" может быть
осуществлено и увеличением поступления
денежных средств (максимизацией), и
уменьшением текущей
Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, так как связано со значительными потерями. Методы определения приемлемого уровня потерь (дисконта) в данной статье не рассматриваются, однако отметим, что потери неизбежны.
Продажа
краткосрочных финансовых вложений
- наиболее простой и сам собой
напрашивающийся шаг для
Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия. В некоторых случаях расчетный дисконт может составлять 100%, что, как и в случае с краткосрочными финансовыми вложениями, означает продажу по любой предлагаемой цене.
Продажа
запасов готовой продукции
Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья А, даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.
Продажа
инвестиций (деинвестирование) может
выступать как остановка
Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа, осуществимого только в рамках реструктуризации. Та же проблема присутствует и при мероприятиях по уменьшению ТХП.
Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил.
В
первую очередь продаже подлежат
объекты непроизводственной сферы
и вспомогательные
Во
вторую очередь ликвидируются
В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла (литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами.
В четвертую (последнюю) очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт, что нередко встречается на химических заводах.
Ликвидация объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бы решение их судьбы в рамках реструктуризации, а не стабилизационной программы. Продажу основных фондов скорее всего придется производить по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.
Уменьшение ТХП. Сущность - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов. Остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации.
На данном этапе, как правило, совершаются две ошибки. Первая заключается в том, что производство продолжают эксплуатировать, так как его продукция находит сбыт, хотя и по цене ниже фактической себестоимости. Это достаточно распространенная картина на предприятиях, где есть возможность искажения калькуляции себестоимости отдельных продуктов.
Вторая ошибка в том, что производство продолжают эксплуатировать, так как нет средств на его консервацию. Консервация - мера, естественная для нормальных условий хозяйствования, но неприемлемая для кризисных, поскольку является еще одним выражением заботы о будущем. Если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее (исключение составляют лишь те ситуации, когда данная акция может вызвать аварию). При этом приход в негодность оборудования или затраты на его ремонт в дальнейшем представляют собой еще один пример маневра соответственно прошлыми и будущими денежными средствами. Причем восстанавливать оборудование придется, только если повторный пуск производства будет стратегически и экономически оправдан.
Выведение из состава предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних. Отметим, что наличие дочерних обществ может пригодиться предприятию в случае арбитражных исков. Это позволит выиграть время, в течение которого права участия в данных обществах будут описаны, переданы кредиторам и затем реализованы (при условии, что ни денег на счету, ни дебиторской задолженности, ни краткосрочных вложений у предприятия уже нет).
Уменьшение ТФП. На практике оно осуществимо только через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Сама по себе реструктуризация долгов не является специфическим инструментом антикризисного управления, так как может применяться и при относительно благополучном состоянии предприятия-должника. Однако кризисная ситуация, с одной стороны, несколько облегчает реструктуризацию долгов, а с другой - оправдывает такие его формы, которые в нормальном состоянии неудовлетворительны.
Выкуп
долговых обязательств с дисконтом
- одна из наиболее желательных мер.
Кризисное состояние
выкупаются только те долги, которые непосредственно определяют ТФП, а не те, срок платежа или взыскания по которым относительно удален во времени;
сумма,
которую можно потратить на выкуп
долгов, зависит от уровня ТХП, т.е. нельзя
тратить средства на выкуп долгов
в ущерб хозяйственной
допустимая
цена выкупа долгов обусловливается
собственным дисконтом
Конвертация долгов в уставный капитал - крайне болезненный шаг. Она может быть осуществлена как путем расширения уставного фонда (при отсутствии формальных ограничений), так и через уступку собственниками предприятия части своей доли (пакета акций). Строго регламентированных методов принятия такого решения нет, все определяется во время переговоров с кредиторами.
Форвардные
контракты на поставку продукции
предприятия по фиксированной цене
могут стать еще одним способом реструктуризации
долгов. Если кредитор заинтересован в
данной продукции, ему можно предложить
засчитать долг предприятия перед ним
в качестве аванса на долгосрочные поставки
последней. При этом контрактная цена
не должна быть ниже некоторой прогнозируемой
себестоимости продукции.
Годы экономических реформ стали тяжелым испытанием для белорусских промышленных предприятий. Либерализация цен, резкое сжатие спроса и затоваривание, высокая инфляция и жесткая денежная политика – это далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулась отечественная промышленность всего лишь за последние четырнадцать лет. Для того чтобы выжить предприятиям пришлось прибегнуть к неординарным и небезупречным приемам. Бартер, неплатежи контрагентам и налоговым органам, многомесячные задержки заработной платы, широкое использование денежных суррогатов, возможно, помогли белорусской промышленности «дотянуть» до того момента, после которого предприятия нежданно-негаданно попали в совершенно другую экономику. Последние несколько лет предприятия получили возможность «пожить по-человечески»: при росте платежеспособного спроса, нормальных расчетах с поставщиками, налоговыми органами, работниками, выравнивании условий конкуренции с импортом и потребности нанимать новых работников.
Одним из стратегических предприятий Республики Беларусь является ОАО «Мотовело», которому как и остальным белорусским предприятиям пришлось пережить все трудности перехода к рынку.
Минский велосипедный завод основан в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 ноября 1945 года № 2838. Первую продукцию (дорожный велосипед) выпустил в 1947 году. С 1951 года начато производство мотоциклов.
Открытое акционерное общество «МОТОВЕЛО» создано в процессе реформирования форм собственности и зарегистрировано решением Мингорисполкома от 22.10.1999 года за № 1133 общереспубликанской регистрации за № 190017558. Форма собственности – частная. Уставной форд организации составил, согласно Уставу, 874050000 (восемьсот семьдесят четыре миллиона пятьдесят тысяч) рублей, разделен на 87405 простых именных акций. Номинальная стоимость акций – 10000 рублей. Одному акционеру может принадлежать не более 0,2% общего числа простых именных акций. По состоянию на 14.09.2004 года количество акционеров составляет 3371 человек. Доли государственной собственности в уставном фонде нет.