Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель курсового исследования – разработка механизма антикризисного управления на примере конкретного предприятия ООО «Карплаза».
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы антикризисного управления;
- провести анализ антикризисного управления на предприятии;
- разработать механизм антикризисного управления предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие, цели, задачи антикризисного управления 5
1.2. Механизм антикризисного управления предприятием 11
2. МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Карплаза» 17
2.2. Работа по антикризисному управлению на ООО «Карплаза» 22
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Из данных табл. 2.3, можно сделать вывод, что на стратегию продаж автомобилей ООО «Карплаза» на рынке Беларуси наибольшее влияние оказывают факторы второго уровня и прежде всего экономико-политические показатели: среднемесячные темпы инфляции, курс национальной валюты и т. д. позапрошлых периодов. Значительное воздействие на стратегию ООО «Карплаза» на рынке Беларуси оказывают и факторы первого уровня (поставщики). Серьезная зависимость от поставщиков означает возможную недостаточную ритмичность и гибкость поставок. Небольшое влияние наблюдается со стороны «покупателей», фактора третьего уровня. Воздействие факторов внешней среды четвертого уровня незначительно.
Антикризисное управление на ООО «Карплаза» предполагает следующие действия:
- непосредственное реагирование на возникновение кризисной ситуации, включая действия по предотвращению ущерба и собственно ликвидации кризисной ситуации (уменьшение расходов);
- смягчение и устранение последствий кризисной ситуации за счет осуществления компенсационных и восстановительных мероприятий;
- проведение стабилизационных мероприятий;
- перераспределение обязанностей высшего руководства: директор должен осуществлять контроль и поддержку морального климата на предприятии, заместитель директора – поддерживать при любых обстоятельствах обычную работу с минимальным уровнем срывов. Менеджер занимался разработкой и принятием антикризисных мер для выхода из кризисной ситуации.
Процесс стабилизации финансового состояния ООО «Карплаза» условно можно разделить на три этапа:
- устранение неплатежеспособности - принцип «отсечения лишнего»;
- восстановление финансовой устойчивости – «сжатие предприятия»;
- обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.
Принцип «отсечения лишнего» определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму). Это осуществлялось за счет:
- ускорения инкассации дебиторской задолженности;
- снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;
- уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализаций;
- ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке;
- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств, и др.;
- пролонгации краткосрочных финансовых кредитов.
Цель данного этапа финансовой стабилизации будет считаться достигнутой, если в 2010 г. будет устранена текущая неплатежеспособность ООО «Карплаза», то есть объем поступления денежных средств превысит объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована.
«Сжатие предприятия» сопровождалось мероприятиями как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления. Прежде всего это:
- сокращение суммы постоянных издержек;
- снижение уровня переменных издержек (включая сокращение персонала; повышение производительности труда и т.п.);
- проведение ускоренной амортизации активной части основных средств с целью возрастания объема амортизационного потока;
- своевременная реализация выбываемого в связи с высоким износом или неиспользуемого имущества;
- обеспечение обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды.
Цель этого этапа будет считаться достигнутой, если в 2010 г. ООО «Карплаза» выйдет на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий его финансовую устойчивость.
Стратегический механизм стабилизации представляет систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия ООО «Карплаза» в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его стратегии.
В системе стабилизационных мер, направленных на вывод ООО «Карплаза» из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его реорганизации в 2010 г. Она представляет систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом. Реорганизация носит упреждающий характер, согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.
Цель реорганизации считается достигнутой, если предприятие вышло из финансового кризиса и нормализовало свою работу.
Таким образом, структура баланса ООО «Карплаза» является неудовлетворительной, предприятие не может полностью рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам. Предприятию необходимо провести комплекс мер по улучшению своего финансового состояния. С этой целью необходимо провести анализ факторов, влияющих на деятельность предприятия. К этим факторам относятся: поставщики, экономико-правовые факторы, покупатели, конкуренты. Также на предприятии разработана антикризисная программа, состоящая из трех этапов: устранение неплатежеспособности; восстановление финансовой устойчивости; обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.
Анализ влияния факторов внешней среды на стратегии продаж автомобилей ООО «Карплаза» позволяет говорить о преимущественной роли во влиянии макроэкономических показателей. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной обоснованности позиции, согласно которой покупатели - уровень их доходов - и психологическое восприятие автомобильной продукции оказывают решающее значение при продажах.
Вторую позицию по значимости среди факторов внешней среды занимают конкуренты. Корреляционный анализ позволил установить, что в настоящее время сегменты автомобильного рынка Беларуси и России характеризуются высоким уровнем ценовой конкуренции.
Согласно данным корреляционного анализа, третьими по степени влияния на стратегии являются факторы первого уровня, представленные поставщиками.
Основой стратегии антикризисного управления является устранение угроз, возникающих во внешней среде, используя сильные стороны.
Так, угрозу возрастающее конкурентное давление мы можем устранить с помощью повышения конкурентоспособности за счет снижения цены.
Снижение цены можно обеспечить за счет снижения издержек реализации. Это можно добиться путем оптимизации использования и модернизации производственных мощностей, внедрения нового прогрессивного оборудования.
Следующей угрозой выступает повышение цен. Необходимо проводить работу по поиску поставщиков, отслеживанию цен и т.д.
Неудовлетворительным показателем ООО «Карплаза» является коэффициент текущей ликвидности, который можно устранить способом увеличения оборотных активов. Для этого следует увеличить ритмичность продаж и наращивать товарооборот. Для этого следует постоянно вести учет запасов и готовой продукции, чтобы избавиться от неликвидной продукции. Используя гибкую систему ценообразования, ООО «Карплаза» необходимо устанавливать эластичные цены на некоторые высоколиквидные виды продукции, добиваясь тем самым увеличения объемов продаж и как следствие, прибыли. Перспективной формой организации деятельности ООО «Карплаза» является расширение видов деятельности и системы сервиса, что приносит дополнительный доход.
Коэффициент маневренности ООО «Карплаза» должен быть более 0,14, так как основную часть имущества предприятия составляют высоколиквидные активы. Управленческие решения должны быть направлены в сторону пополнения оборотных средств и ускорения оборачиваемости.
При угрозе ликвидации ООО «Карплаза» могут быть применены такие методы, как получение кредитов и слияние с другими предприятиями.
Необходимо проводить ежегодные аудиторские проверки, позволяющие выявить угрозы деятельности ООО «Карплаза». При появлении таких угроз может быть назначено по решению кредиторов внешнее наблюдение и руководство.
Внешнее управление (судебная санация) по своей сути есть важнейшая форма предупреждения банкротства в рамках узаконенных процедур банкротства. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предпринимателя-должника с тем, чтобы он мог продолжить свою экономическую деятельность. Восстановление платежеспособности и есть конечная цель этой процедуры банкротства.
С момента введения внешнего управления снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, а аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия в первую очередь должны быть направлены на восстановление текущей платежеспособности предприятия во избежание процедуры банкротства. Для устранения текущей неплатежеспособности должны проводиться меры по стабилизации финансовой ситуации.
Большие резервы имеются на исследуемом предприятии и в организации учета и регулировании такого элемента оборотных средств как дебиторская задолженность, от величины и состояния которой во многих случаях зависит необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов (в форме кредитов, либо наращивания кредиторской задолженности). Необходимость реформирования дебиторской задолженности назрела на ООО «Карплаза» вследствие резкого снижения соотношения собственных и привлеченных средств.
Эффективность регулирования величины дебиторской задолженности на уровне предприятия может быть повышена за счет активизации работы с неплательщиками: неправомерно сохранять неизменными условия поставки продукции, расчетов и платеже для дебиторов, хронически не рассчитывающихся по своим обязательствам. Своевременный пересмотр договорных отношений, условий и сроков уплаты обязательств имеет принципиальное значение не только для финансового положения поставщиков продукции (работ, услуг), но и должников.
На наш взгляд, основной мерой по недопущению роста дебиторской задолженности и ее удельного веса в структуре активов предприятия является использование факторинговых схем расчетов. Суть факторинга заключается в переуступке банку или специализированной факторинговой компании (фирме) неоплаченных долговых требований (платежных документов, векселей и т.п.), возникающих между производителями и потребителями в процессе реализации товаров и услуг. В основе факторинговой операции лежит покупка банком или факторинговой компанией платежных документов поставщика за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и передача поставщиком факторингу права требования платежа с покупателя.
Учитывая, что любой изначально успешный бизнес можно погубить в условиях существования неплатежеспособной среды, считаем целесообразными меры по управлению издержками и прибылью дополнить мероприятиями по совершенствованию управления платежеспособностью, которые рекомендуется направлять на:
1. Поиск путей осуществления реструктуризации задолженности ООО «Карплаза». При этом шаги по пересмотру условий и сроков погашения задолженности, в том числе и на общегосударственном уровне (платежи в бюджет и целевые бюджетные фонды), по нашему мнению, должны осуществляться индивидуально, с учетом результатов анализа причин возникновения задолженности, подкрепляться бизнес-планом по развитию и оздоровлению производства, включая вопросы реформирования собственности, инвестиций, передачу на самостоятельный баланс неэффективных объектов и производств.
2. Совершенствование управления активами, сокращение сверхнормативных запасов, совершенствование их нормирования, решение проблем учета и оценки их (при невозможности использования в производстве по реальной цене) для последующей реализации на сторону, усиление материальной заинтересованности в рациональном использовании ресурсов.
3. Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью с использованием инструментов ее инвентаризации, мониторинга, своевременного пересмотра условий и сроков расчетов по отношению к хроническим неплательщикам, а также предусмотренных законодательством возможностей уступки (переуступки) долга третьим лицам.
4. Сокращение рисков неплатежеспособности (при освоении новых рынков либо заключении договоров с новыми торговыми партнерами) через использование факторинга, т.е. заключение трехсторонних договоров при посредничестве банковских структур.
Таким образом, суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния.
Для ООО «Карплаза» были предложены следующие мероприятия:
- осуществление реструктуризации задолженности ООО «Карплаза»;
- совершенствование управления активами;
- повышение эффективности управления дебиторской задолженностью;
- сокращение рисков неплатежеспособности.
В заключении курсовой работы необходимо сделать следующие основные выводы.
Информация о работе Антикризисное управление предприятием в современных условиях