Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель курсового исследования – разработка механизма антикризисного управления на примере конкретного предприятия ООО «Карплаза».
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы антикризисного управления;
- провести анализ антикризисного управления на предприятии;
- разработать механизм антикризисного управления предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие, цели, задачи антикризисного управления 5
1.2. Механизм антикризисного управления предприятием 11
2. МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Карплаза» 17
2.2. Работа по антикризисному управлению на ООО «Карплаза» 22
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Как видно из выше изложенного антикризисное управление имеет разнообразные цели и задачи, определяемые факторами развития организации, горизонтами планирования и т. д.
К субъектам антикризисного управления можно отнести органы государственного управления (Государственная организация по санации и банкротству, система хозяйственных судов). Основными субъектами антикризисного управления являются доверенные лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования [5, с. 13].
В последние годы в России и Беларуси субъектом антикризисного управления все чаще становится руководитель неплатежеспособного предприятия, а также консалтинговая фирма.
Антикризисное управление имеет более широкий экономический смысл, чем категории «несостоятельность» и «банкротство». Институт несостоятельности — понятие более узкое, чем антикризисное управление и в гораздо большей степени подлежит государственному регулированию и внешнему вмешательству.
Антикризисное управление — это система управленческих мер по диагностике (а), предупреждению (б), нейтрализации (в) и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики [7, с. 106].
Таким образом, антикризисное управление, в качестве термина, может применяться в двух значениях, в широком и узком смысле. В широком смысле определение антикризисного управления дано несколько выше. Другими словами, это системное управление тем или иным объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису. В узком смысле антикризисное управление — это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая, в случае ее затяжного непреодолимого характера, нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия.
Особенность механизма антикризисного управления предприятием заключается в повышенной сложности управленческих процессов. Уровень требований к руководителям, принимающим наиболее важные, стратегические решения, возрастает в геометрической прогрессии. Финансовый кризис проявляется в нехватке денежных средств, росте просроченной кредиторской задолженности, падении продаж, недовольстве персонала и других неблагоприятных факторах. Организация, испытывающая финансовый кризис, может прекратить свое существование, а может возродиться вновь, после проведения кардинальных перемен, например, реорганизации, реструктуризации компании. Успех преодоления кризиса зависит от умения ведущих менеджеров своевременно предпринять адекватные действия.
Механизма преодоления финансового кризиса на предприятии включает:
— сокращение затрат;
— увеличение поступления денежных средств в организацию;
— проведение реструктуризации кредиторской задолженности;
— определение стратегии развития организации;
— проведение реорганизации или реструктуризации предприятия [2, с. 301].
Сокращение затрат является необходимым шагом в той ситуации, когда организация испытывает финансовый кризис. Необходимо централизовать принятие всех решений, которые влияют на движение материальных активов предприятия, сократить или заморозить расходы, связанные с развитием существующих долгосрочных проектов: НИОКР, капитального строительства и других вложений, окупаемость которых превышает один год. Методы сокращения затрат включают; контроль затрат, анализ источников возникновения затрат, их классификацию по степени зависимости от объемов производства, проведение мероприятий по снижению затрат, оценку полученного эффекта. Основные направления деятельности по снижению затрат включают в себя: сокращение фонда оплаты труда; сокращение затрат на сырье и материалы за счет использования более дешевых компонентов изделий, горизонтальной интеграции с поставщиками, работы с местными производителями, внедрения ресурсосберегающих технологий; сокращение производственных расходов, затрат на ремонт и обслуживание оборудования, затрат на рекламу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, исследование рынка, поддержание определенного качества услуг.
Привлечение денежных средств в организацию и условиях кризиса осуществляется в оспенном по трем главным направлениям: во-первых, продажа и сдача в аренду активов компании; во-вторых, оптимизация продаж (привлечение новых заказчиков, заключение стратегических альянсов и союзов, заключение контрактов на давальческом сырье и т. д.); в-третьих, изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности [9, с. 84].
Реструктуризация кредиторской задолженности — это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами, основной целью которых является получение различного рода уступок со стороны кредиторов: сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежей. При проведении анализа кредиторской задолженности требуется разделить всех кредиторов на первоочередных и второстепенных. Первоочередные кредиторы — это те, сумма обязательств которых составляет в общей сложности 80 % от всей задолженности. Очередность может быть определена и с точки зрения последствий задержки платежа. Например, если задержка платежа приведет к прекращению поставок сырья, поставщик может быть отнесен к приоритетным кредиторам. Кредиторы, владеющие залоговыми требованиями, также относятся к первоочередным кредиторам. Оставшиеся кредиторы не должны игнорироваться, поскольку некоторые из них могут обратиться в суд и инициировать процедуру банкротства.
При анализе кредиторской задолженности важно определить, какими средствами располагает предприятие для погашения долгов. Прогноз денежных потоков поможет компании определить сумму задолженности, которую необходимо реструктуризировать, а также оценить возможную сумму выплат кредиторам в будущем. Проведение реструктуризации долгов и другие меры преодоления финансового кризиса помогут организации выйти на новый этап деятельности. В то же время нет никакой гарантии, что организация в дальнейшем станет прибыльной. Сложность антикризисного управления состоит в том, что нужно не только «латать дыры», но и проводить кардинальные изменения, направленные на получение прибыли в наикратчайшие сроки. Поэтому должна быть определена стратегия будущего развития и проведена реорганизация (или реструктуризация) предприятия [6, с. 29].
Реструктуризация предприятия — это сложный процесс разработки и реализации проекта кардинального изменения состояния существующей организации, ее структуры. Реструктуризация может быть реализована в форме слияния, поглощения, разделения, горизонтальной и вертикальной интеграции. Предполагается разработка четких стратегических действий и формирование нового бизнес-портфеля компании, что может сопровождаться изменением организационно-правовой формы. Особенности проведения реструктуризации состоят в глобальности перемен, связаны с позиционированием на рынке стратегического продукта, изменением Профиля предприятия. При создании программы реструктуризации разрабатывается несколько вариантов проектов, из которых руководство выбирает наилучший с учетом возможной прибыли и рисков,
Реорганизация предприятия — это процесс существенных изменений в организации, который затрагивает все значимые аспекты деятельности: продукт, ассортимент, факторы производства, систему общего менеджмента. Данные изменения могут не затрагивать структуру, стратегический продукт, но они должны быть настолько существенными, чтобы предприятие смогло выжить в нестабильной рыночной среде и стать прибыльным [9, с. 84].
Крайним проявлением кризиса в организации является банкротство. Оно означает фактическую несостоятельность организации, то есть полную неспособность удовлетворить кредиторов по денежным обязательствам.
Различают следующие виды банкротства.
1. Реальное банкротство организации, которое характеризуется неспособностью организации восстановить платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. В этом случае проводится конкурсное производство (ликвидация организации) или реорганизация юридического лица, исходящая из анализа конкретного состояния активов и пассивов организации.
2. Временное, условное банкротство, которое характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукции, в то же время сумма активов организации превосходит объем долгов. Такой вид банкротства организации при антикризисном управлении путем использования санации и эффективных мер финансового оздоровления не приводит к ликвидации организации. В условиях проведения арбитражных процедур финансового оздоровления и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность организации, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в последующем нормальное функционирование.
3. Преднамеренное (умышленное) банкротство, которое характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния неплатежеспособности, нанесением экономического вреда (хищение средств организации разными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию.
4. Фиктивное банкротство — это ложное объявление о неплатежеспособности организации с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам, либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке, для погашения долгов [14, с. 72].
Банкротство предприятий имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными сторонами проведения процедур банкротства являются возможности:
— закрытия предприятия должника (больной организации) и возвращения долгов кредиторам цивилизованным способом через суд;
— начала нового бизнеса;
— замены некомпетентных руководителей, временных собственников организации на профессиональных руководителей, передачи бизнеса в более надежные руки собственников;
— очищения активов предприятия, восстановления финансовой устойчивости и реструктуризации с целью выхода на эффективный бизнес;
— передачи бизнеса организации от государства в частные руки и наоборот [12, с. 98].
В то же время банкротство предприятия (ликвидация) имеет и негативные последствия, поскольку затрагиваются права и интересы большого круга юридических и физических лиц (работников организаций, партнеров, кредиторов и т. д.), а также возможны и другие социальные издержки. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, предусматривается комплекс мер по восстановлению платежеспособности фирмы-должника, а банкротство (ликвидация) или сокращение бизнеса рассматриваются как крайне нежелательная мера. К негативным сторонам банкротства относятся:
— потеря кредиторами части капитала;
— возможность вызвать последующие банкротства — так называемый эффект домино;
— ухудшение материального положения работников предприятия вследствие длительной задержки причитающихся заработной платы, пособий и т. д.;
— сокращение рабочих мест, возникновение социальной напряженности и, как результат — снижение платежеспособности населения;
— сужение потребительского рынка [12, с. 99].
Таким образом, эффективное решение задач по разработке механизма антикризисного управления, по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможны за счет применения методов антикризисного управления. В результате чего может быть достигнута стабильная финансовая устойчивость и платежеспособность, позволяющие рассчитаться по всем финансовым обязательствам и обеспечить дальнейшее развитие производства.
Общество с ограниченной ответственностью «Карплаза» создано путем реорганизации Частного производственно-торгового унитарного предприятия «Карплаза». Уведомление о реорганизации и изменении местонахождения предприятия представлено в Приложении 1.
В соответствии с Уставом (Приложение 2), ООО «Карплаза» является правопреемником Частного производственно-торгового унитарного предприятия «Карплаза» на все имущество, все финансовые, а также все иные обязательства Частного производственно-торгового унитарного предприятия «Карплаза», в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии с передаточным актом к ООО «Карплаза» в порядке правопреемства переходят все права и обязанности, все имущество, все финансовые, а также все иные обязательства в отношении всех кредиторов и должников реорганизуемого Частного производственно-торгового унитарного предприятия «Карплаза».
ООО «Карплаза» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов участников (учредителей), а также произведенное и приобретенное ООО «Карплаза» в процессе его деятельности; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; имеет самостоятельный баланс; может открывать текущий (расчетный), валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печати, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Информация о работе Антикризисное управление предприятием в современных условиях