Антикризисное управление предприятием в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – разработка механизма антикризисного управления на примере конкретного предприятия ООО «Карплаза».
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы антикризисного управления;
- провести анализ антикризисного управления на предприятии;
- разработать механизм антикризисного управления предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие, цели, задачи антикризисного управления 5
1.2. Механизм антикризисного управления предприятием 11
2. МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Карплаза» 17
2.2. Работа по антикризисному управлению на ООО «Карплаза» 22
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Как видно из выше изложенного антикризисное управление имеет разнообразные цели и задачи, определяемые факторами раз­вития организации, горизонтами планирования и т. д.

К субъектам антикризисного управления можно отнести орга­ны государственного управления (Государственная организация по санации и банкротству, система хозяйственных судов). Основными субъектами антикризисного управления являются доверенные лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и бан­кротстве субъектов хозяйствования [5, с. 13].

В последние годы в России и Беларуси субъектом антикризис­ного управления все чаще становится руководитель неплатежеспо­собного предприятия, а также консалтинговая фирма.

Антикризисное управление имеет более широкий экономичес­кий смысл, чем категории «несостоятельность» и «банкротство». Институт несостоятельности — понятие более узкое, чем антикри­зисное управление и в гораздо большей степени подлежит государс­твенному регулированию и внешнему вмешательству.

Антикризисное управление — это система управленческих мер по диагностике (а), предупреждению (б), нейтрализации (в) и преодо­лению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики [7, с. 106].

Таким образом, антикризисное управление, в качестве термина, может приме­няться в двух значениях, в широком и узком смысле. В широком смысле определение антикризисного управления дано несколько выше. Другими словами, это системное управление тем или иным объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису. В узком смысле антикризисное управление — это система ор­ганизационно-управленческих мер в отношении отдельного пред­приятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая, в случае ее затяжного непреодо­лимого характера, нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия.

1.2. Механизм антикризисного управления предприятием

Особенность механизма антикризисного управ­ления предприятием заключается в по­вышенной сложности управленческих процессов. Уровень требований к ру­ководителям, принимающим наиболее важные, стратегические решения, воз­растает в геометрической прогрессии. Финансовый кризис проявляется в не­хватке денежных средств, росте про­сроченной кредиторской задолженно­сти, падении продаж, недовольстве пер­сонала и других неблагоприятных фак­торах. Организация, испытывающая финансовый кризис, может прекратить свое существование, а может возродить­ся вновь, после проведения кардиналь­ных перемен, например, реорганизации, реструктуризации компании. Успех преодоления кризиса зависит от уме­ния ведущих менеджеров своевремен­но предпринять адекватные действия.

Механизма преодоления фи­нансового кризиса на предприятии включает:

—  сокращение затрат;

—  увеличение поступления денеж­ных средств в организацию;

—   проведение реструктуризации кредиторской задолженности;

—  определение стратегии развития организации;

—  проведение реорганизации или реструктуризации предприятия [2, с. 301].

Сокращение затрат является необ­ходимым шагом в той ситуации, когда организация испытывает финансовый кризис. Необходимо централизовать принятие всех решений, которые вли­яют на движение материальных акти­вов предприятия, сократить или замо­розить расходы, связанные с развити­ем существующих долгосрочных про­ектов: НИОКР, капитального строи­тельства и других вложений, окупае­мость которых превышает один год. Методы сокращения затрат включают; контроль затрат, анализ источников возникновения затрат, их классифика­цию по степени зависимости от объе­мов производства, проведение мероп­риятий по снижению затрат, оценку полученного эффекта. Основные на­правления деятельности по снижению затрат включают в себя: сокращение фонда оплаты труда; сокращение зат­рат на сырье и материалы за счет ис­пользования более дешевых компонен­тов изделий, горизонтальной интегра­ции с поставщиками, работы с местны­ми производителями, внедрения ресур­сосберегающих технологий; сокращение производственных расходов, затрат на ремонт и обслуживание оборудования, затрат на рекламу, научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы, исследование рынка, поддержание определенного качества услуг.

Привлечение денежных средств в организацию и условиях кризиса осу­ществляется в оспенном по трем глав­ным направлениям: во-первых, прода­жа и сдача в аренду активов компа­нии; во-вторых, оптимизация продаж (привлечение новых заказчиков, зак­лючение стратегических альянсов и союзов, заключение контрактов на давальческом сырье и т. д.); в-тре­тьих, изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости деби­торской задолженности [9, с. 84].

Реструктуризация кредиторской задолженности — это процесс подготов­ки и исполнения ряда последователь­ных сделок между предприятием и его кредиторами, основной целью которых является получение различного рода уступок со стороны кредиторов: со­кращение общей суммы задолженнос­ти, освобождение от уплаты процен­тов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежей. При проведении анализа кредиторской задолженности требуется разделить всех кредиторов на первоочередных и второстепенных. Первоочередные кредиторы — это те, сумма обязательств которых составляет в общей сложности 80 % от всей за­долженности. Очередность может быть определена и с точки зрения по­следствий задержки платежа. Напри­мер, если задержка платежа приведет к прекращению поставок сырья, по­ставщик может быть отнесен к при­оритетным кредиторам. Кредиторы, владеющие залоговыми требованиями, также относятся к первоочередным кредиторам. Оставшиеся кредиторы не должны игнорироваться, поскольку некоторые из них могут обратиться в суд и инициировать процедуру банк­ротства.

При анализе кредиторской задол­женности важно определить, какими средствами располагает предприятие для погашения долгов.  Прогноз де­нежных потоков поможет компании определить сумму задолженности, ко­торую необходимо реструктуризиро­вать, а также оценить возможную сум­му выплат кредиторам в будущем. Проведение реструктуризации долгов и другие меры преодоления финансо­вого кризиса помогут организации выйти на новый этап деятельности. В то же время нет никакой гарантии, что организация в дальнейшем станет при­быльной. Сложность антикризисного управления состоит в том, что нужно не только «латать дыры», но и прово­дить кардинальные изменения, направ­ленные на получение прибыли в наи­кратчайшие сроки.  Поэтому должна быть определена стратегия будущего развития и проведена реорганизация (или реструктуризация) предприятия [6, с. 29].

Реструктуризация предприятия — это сложный процесс разработки и ре­ализации проекта кардинального изме­нения состояния существующей орга­низации, ее структуры.  Реструктури­зация может быть реализована в фор­ме слияния, поглощения, разделения, горизонтальной и вертикальной интег­рации. Предполагается разработка чет­ких стратегических действий и форми­рование нового бизнес-портфеля ком­пании, что может сопровождаться из­менением организационно-правовой формы. Особенности проведения рес­труктуризации состоят в глобальности перемен, связаны с позиционировани­ем на рынке стратегического продук­та, изменением Профиля предприятия. При создании программы реструктури­зации разрабатывается несколько вариантов проектов, из которых руководство выбирает наилучший с учетом воз­можной прибыли и рисков,

Реорганизация предприятия — это процесс существенных изменений в организации, который затрагивает все значимые аспекты деятельности: про­дукт, ассортимент, факторы производ­ства, систему общего менеджмента. Данные изменения могут не затраги­вать структуру, стратегический про­дукт, но они должны быть настолько существенными, чтобы предприятие смогло выжить в нестабильной рыноч­ной среде и стать прибыльным [9, с. 84].

Крайним проявлением кризиса в организации является банкротство. Оно означает фактическую несостоя­тельность организации, то есть пол­ную неспособность удовлетворить кре­диторов по денежным обязательствам.

Различают следующие виды банк­ротства.

1. Реальное банкротство организа­ции, которое характеризуется неспо­собностью организации восстановить платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капи­тала. В этом случае проводится кон­курсное производство (ликвидация организации) или реорганизация юри­дического лица, исходящая из анали­за конкретного состояния активов и пассивов организации.

2. Временное, условное банкротство, которое характеризуется таким состо­янием неплатежеспособности органи­зации, которое вызвано существенной просрочкой кредиторской задолженно­сти, а также большим размером деби­торской задолженности, затоваривани­ем готовой продукции, в то же время сумма активов организации превосхо­дит объем долгов. Такой вид банкрот­ства организации при антикризисном управлении путем использования сана­ции и эффективных мер финансового оздоровления не приводит к ликвида­ции организации. В условиях прове­дения арбитражных процедур финан­сового оздоровления и внешнего уп­равления появляется реальная возмож­ность восстановить платежеспособ­ность организации, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в последующем нормальное функционирование.

3.   Преднамеренное (умышленное) банкротство, которое характеризует­ся преднамеренным созданием руково­дителями и собственниками организа­ции состояния неплатежеспособности, нанесением экономического вреда (хи­щение средств организации разными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные фак­ты преднамеренного банкротства пе­редаются в суд для привлечения ви­новных к уголовному преследованию.

4.  Фиктивное банкротство — это ложное объявление о неплатежеспо­собности организации с целью введе­ния в заблуждение кредиторов для получения отсрочки платежей по сво­им финансовым обязательствам, либо получения скидки с долгов, либо для передачи  готовой  продукции,  не пользующейся спросом на рынке, для погашения долгов [14, с. 72].

Банкротство предприятий имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными сторона­ми проведения процедур банкротства являются возможности:

— закрытия предприятия должника (больной организации) и возвращения долгов кредиторам цивилизованным способом через суд;

—  начала нового бизнеса;

— замены некомпетентных руководителей, временных собственников организации на профессиональных руководителей, передачи бизнеса в более надежные руки собственников;

— очищения активов предприятия, восстановления финансовой устойчи­вости и реструктуризации с целью выхода на эффективный бизнес;

— передачи бизнеса организации от государства в частные руки и наобо­рот [12, с. 98].

В то же время банкротство предприятия (ликвидация) имеет и негатив­ные последствия, поскольку затраги­ваются права и интересы большого круга юридических и физических лиц (работников организаций, партнеров, кредиторов и т. д.), а также возмож­ны и другие социальные издержки. Поэтому в странах с развитой рыноч­ной экономикой, как правило, предус­матривается комплекс мер по восста­новлению платежеспособности фир­мы-должника, а банкротство (ликви­дация) или сокращение бизнеса рас­сматриваются как крайне нежелатель­ная мера. К негативным сторонам банкротства относятся:

—  потеря кредиторами части капи­тала;

—  возможность вызвать последую­щие банкротства — так называемый эффект домино;

— ухудшение материального положе­ния работников предприятия вследствие длительной задержки причитающихся заработной платы, пособий и т. д.;

—  сокращение рабочих мест, воз­никновение социальной напряженно­сти и, как результат — снижение пла­тежеспособности населения;

— сужение потребительского рынка [12, с. 99].

Таким образом, эффективное решение задач по разработке механизма антикризисного  управления, по пре­дотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможны за счет применения методов антикри­зисного управления. В результате чего может быть достигнута стабильная финансовая устойчивость и платежес­пособность, позволяющие рассчитать­ся по всем финансовым обязательствам и обеспечить дальнейшее развитие производства.


2. МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Карплаза»

Общество с ограниченной ответственностью «Карплаза» создано путем реорганизации Частного производственно-торгового унитарного предприятия «Карплаза». Уведомление о реорганизации и изменении местонахождения предприятия представлено в Приложении 1.

В соответствии с Уставом (Приложение 2), ООО «Карплаза» является правопреемником Частного производственно-торгового унитарного предприятия «Карплаза» на все имущество, все финансовые, а также все иные обязательства Частного производственно-торгового унитарного предприятия «Карплаза», в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии с передаточным актом к ООО «Карплаза» в порядке правопреемства переходят все права и обязанности, все имущество, все финансовые, а также все иные обязательства в отношении всех кредиторов и должников реорганизуемого Частного производственно-торгового унитарного предприятия «Карплаза».

ООО «Карплаза» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов участников (учредителей), а также произведенное и приобретенное ООО «Карплаза» в процессе его деятельности; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; имеет самостоятельный баланс; может открывать текущий (расчетный), валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печати, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием в современных условиях