Антикризисное управление предприятием в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – разработка механизма антикризисного управления на примере конкретного предприятия ООО «Карплаза».
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы антикризисного управления;
- провести анализ антикризисного управления на предприятии;
- разработать механизм антикризисного управления предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие, цели, задачи антикризисного управления 5
1.2. Механизм антикризисного управления предприятием 11
2. МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Карплаза» 17
2.2. Работа по антикризисному управлению на ООО «Карплаза» 22
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 224.00 Кб (Скачать)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие, цели, задачи антикризисного управления

1.2. Механизм антикризисного управления предприятием

2. МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Карплаза»

2.2. Работа по антикризисному управлению на ООО «Карплаза»

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КАРПЛАЗА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Управление системами в состоянии неравновесия и дисбаланса требует от руководителей освоения практических навыков предвидения и распоз­навания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих в результате негативных факторов. Антикризисное управление включает в себя комплекс методов, применяемых в разных функциональных подси­стемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных инвестиционных проек­тов и антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганиза­ции — применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов. Антикризисное управление представляет собой совокупность знаний антикризисного управляющего и результаты его прак­тического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регу­ляции систем, выявление скрытых ресурсов организации, ее потенциала развития на сложном этапе развития. Специфика антикризисного управ­ления связана с необходимостью принятия сложных управленческих ре­шений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска. Менеджер, решающий подобные задач и, сталки­вается с необходимостью действовать своевременно и быстро, возрастает уровень его ответственности.

Любое предприятие, начиная с момента своего возникновения, сталки­вается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельнос­ти: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла предприятия. Жизненный цикл предприятия представлен следующими этапами: появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация. Предприятие может пройти их полностью, а может и остановиться в своем разви­тии, не достигнув ощутимых резуль­татов, прекратить существование.

В связи с этим особое значение приобретают проблемы антикризисного управления, опреде­ления механизмов оздоровления предприятий, их содержания и способов проведения соответству­ющих работ.

Цель курсового исследования – разработка механизма антикризисного управления на примере конкретного предприятия ООО «Карплаза».

Задачи исследования:

- раскрыть теоретические основы антикризисного управления;

- провести анализ антикризисного управления на предприятии;

- разработать механизм антикризисного управления предприятия.

Объект курсового исследования – ООО «Карплаза»; предмет –антикризисное управление на ООО «Карплаза».

Проблемам антикризисного управления уделяется достаточно большое внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей. Однако, существует целый ряд проблем и задач, которые до настоящего момента не получили удовлетворительного решения. В первую очередь, это относится к проблеме антикризисного управления на  отечественных предприятиях. Поэтому исследования, связанные с разработкой теоретических и методических основ антикризисного управления представляются актуальными и своевременными.

В современной экономической литературе различным аспектам теории и практики антикризисного управления уделяется значительное внимание. Элементы разработок в этом направлении отражены в работах И.К. Ларионова, К.В. Балдина, Т.Н. Беляцкой, В.А. Баринова, Р.А. Попова, А.М. Тавасиева и др. В процессе работы были использованы статьи таких авторов, как Л.А. Бердючина, О.В. Вишневский, Е.И. Иванова, А. Киреева, А.П. Смольский и др. 

Методы исследования: методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, экономического анализа, метод статистической обработки данных и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие, цели, задачи антикризисного управления

Под антикризисным управлением в широком смысле понимаются меры по предотвращению и преодолению кризисов в деятельности предпри­ятий. С этой точки зрения в качестве антикризис­ного может рассматриваться обычное эффектив­ное управление деятельностью любой организа­ции, т.е. правильное планирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, учет, контроль и анализ работы во всех сферах.

В данной работе антикризисное управление бу­дет рассмотрено более узко — как деятельность по выводу предприятия из кризиса, в котором оно находится, переходу на более высокий уровень развития [1, с. 31]. Исходя из этого, целесообразно выде­лить особенности, определяющие специфическое содержание именно такого понимания антикри­зисного управления, основываясь на, рассмотре­нии основных фаз кризиса предприятия.

Условно можно выделить четыре фазы развития кризисной ситуации, каждая из которых характери­зуется соответствующими внешними проявлениями. В первой фазе кризиса происходит снижение пока­зателей абсолютной и относительной доходности де­ятельности предприятия (прибыль, рентабельность), что препятствует его дальнейшему развитию. При продолжении этих тенденций наступает следующая фаза, характеризующаяся убыточностью деятельнос­ти и прекращением расширенного воспроизводства. Третья фаза проявляется в неспособности осущест­вления простого воспроизводства, «проедании» со­зданных ранее фондов. И, наконец, четвертая фаза — невозможность расплатиться по долгам в течение длительного времени, устойчивая неплатежеспособ­ность, приводящая предприятие к банкротству [2, с. 83].

Руководители и специалисты многих предприятий, находящихся в кризисной ситуации в течение дли­тельного времени, зачастую свыкаются с таким поло­жением, не видят иных возможностей оздоровления, кроме получения государственной поддержки или банковских кредитов. Однако в большинстве случаев именно эти люди, знающие, что делать, и желающие работать, могут вывести предприятия из кризиса. Бо­лее того, государство требует от них такой деятель­ности, предусматривая это не только в трудовых до­говорах и контрактах, но и в специальном законода­тельстве. Так, ст. 15 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 «Об экономической несостоя­тельности (банкротстве)» (далее – Закон) и подп. 1.6 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ) ус­тановлена обязанность руководителей, собственни­ков имущества, учредителей (участников) юридичес­ких лиц, индивидуальных предпринимателей свое­временно принимать меры по предупреждению эко­номической несостоятельности (банкротства), улуч­шению финансового состояния, созданию условий для стабильной и эффективной деятельности пред­приятий [8]. Невыполнение этих требований влечет от­ветственность. Так, согласно подп. 1.35 Указа, если банкротство должника — юридического лица вы­звана собственником его имущества, участниками или другими лицами, имеющими возможность оп­ределять его действия, то на них при недостаточ­ности имущества должника возлагается субсидиар­ная ответственность по его обязательствам; подп. 6.1 Указа устанавливает, что непринятие своевременных мер по предупреждению банкротства, а также принятие мер, приведших к нему, впекут наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — в раз­мере от 50 до 500 базовых величин [13]. Кроме граждан­ско-правовой и экономической в ряде случаев пре­дусмотрена также уголовная ответственность, в час­тности за ложное и преднамеренное банкротство, сокрытие банкротства, срыв возмещения убытков кредитору.

Особенность антикризисного управления проявляется в объ­единении в систему диагностики, предупреждения, преодоления кризиса, стратегии реструктуризации и применения нестандартных методов в управлении персоналом. С этих позиций антикризисное управление представляется как конструктивная реакция на выяв­ленные в результате диагностики изменения, угрожающие банк­ротством или нарушением нормального функционирования. Пра­вомерность такого подхода можно подтвердить эффективностью результатов управленческих решений путем сопоставления уровня затрат ресурсов и степени достижения целей.

При этом важно подчеркнуть, что одной из целей антикризис­ного управления является сохранение своей идентичности и ниве­лировка диспропорции внутренних и внешних параметров пред­приятия. Это выступает необходимым условием его дальнейшего развития и адаптации к динамике внешних условий [1, с. 96].

Существует, как минимум, четыре отличающиеся точки зрения на категорию «антикризисное управление»

Точка зрения первая. Отечественные экономисты отмечают не­обходимость реализации антикризисных процедур только на той стадии, когда организация получает систематические убытки, нано­сящие угрозу ее экономической безопасности, «при ее оздоровле­нии или ликвидации». Наиболее общие отечественные и российские подходы определяют антикризисное управление как совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применитель­но к конкретному предприятию-должнику.

Точка зрения вторая. Отдельные авторы не придают особого зна­чения выделению мер, связанных с управлением в условиях кризиса в отдельную категорию и отмечают, что «применяемое и в период досу­дебной санации и в процессе банкротства ни в какой мере не противо­стоят методам регулярного менеджмента». Особенности управления в ситуации кризиса рассматриваются ими в таких сферах менеджмен­та как стратегическое управление и управление персоналом.

Точка зрения третья. Еще одна точка зрения, прослеживаемая в отечественной литературе, опирается на то, что антикризисное управ­ление — это явление, обусловленное наличием кризиса, а антикри­зисный менеджмент рассматривается как особый тип управления.

Точка зрения четвертая. Ряд авторов рассматривает антикризис­ное управление шире. Предполагается, что антикризисное управ­ление должно априорно опережать и предотвращать неплатежес­пособность и несостоятельность предприятия, а в стратегическом плане — обеспечить предприятию в течение длительного времени такое конкурентное преимущество, которое позволит производить востребованную рынком продукцию и выручать достаточные де­нежные средства для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и продажах. Понимание антикризисного управле­ния с данных позиций в наибольшей степени ориентируют его на будущее развитие организации. Из этого определения вытекает не­обходимость прогнозирования, планирования, активного использо­вания технологий маркетинга, финансов, психологии управления [11, с. 10].

Очень важная особенность западных трактовок антикризисного управления состоит в том, что такое управление направлено на раз­витие организации и ее экономический рост, оно носит опережаю­щий характер и ориентирован на процессы самовыживания.

Отечественное же определение в большей степени предполага­ет разработку и исследование внешних инструментов управления организацией. Это влечет за собой некоторые отрицательные пос­ледствия для организации, переживающей кризис, так как исклю­чает механизм мотивации поиска внутренних источников самораз­вития и «выживания» [6, с. 11].

Антикризисное управление — это понятие, отражающее необхо­димость: во-первых, осознания кризиса или определения степени от­клонений в параметрах, характеристиках какой-либо системы. Здесь речь идет о диагностике, анализе состояния системы, то есть получе­нии достоверной информации. Во-вторых, выработки целей, задач и соответствующего комплекса мер, действий, решений, направленных на преодоление кризиса, практической реализации поставленных це­лей, задач и комплекса антикризисных мер, обеспечение «обратной связи».

Понятие «антикризисное управление» можно рассматривать с трех сторон: как система экономического управления, как орган уп­равления, как форма предпринимательской деятельности.

Как экономическая категория антикризисное управление — это совокупность экономических отношений, возникающих между кре­диторами, аппаратом управления, государственным регулирующим органом, хозяйственным судом и внешним управляющим по поводу преодоления кризисной ситуации (восстановления платежеспособнос­ти). Как философия бизнеса антикризисное управление представляет собой деятельность, направленную на преодоление, предотвращение кризисной ситуации при которой основным вопросом становится вы­живание. Антикризисный менеджмент как метод управления, пред­ставляет собой систему последовательных шагов, техник, методик (финансовых, маркетинговых и др.), позволяющих эффективно управ­лять организацией в ситуации кризиса, а также прогнозировать ее и управлять изменениями после преодоления ее наиболее острой фазы [3, с. 121].

По вопросу о целях и задачах антикризисного управления до­стигнуто относительное единство мнений. В стратегическом пла­не антикризисное управление должно обеспечить предприятию в течение длительного периода такое конкурентное преимущество, которое позволит иметь востребованную рынком продукцию и до­статочно денежных средств для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и продажах.

Объектом антикризисного управления могут быть любые эле­менты системы, подверженные кризису, рассматриваемые в самом широком контексте.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием в современных условиях