Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования.
Задачи исследования:
Изучить теоретические источники, правительственные документы и накопленный опыт по реструктуризации предприятий в условиях переходной экономики в России.
Рассмотреть существующие способы реструктуризации и финансового оздоровления предприятий, систему механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации, создание моделей восстановления платежеспособности и их использование на практике (на примере ООО « Челябинский тракторный завод – Уралтрак».)
Введение ……...……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы антикризисного управления на предприятии …………………………………………………………….……..………...5
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии………………………………………………………….……………………5
1.2 Сущность антикризисного управления на предприятии…………………………………….…………….………….………...11
* 1.3 Антикризисная программа………………………………………………….……………….……….17
* 1.4 Реструктуризация как основа антикризисного управления ..……....20
2 Челябинский тракторный завод: от банкротства к эффективной работе ..…25
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия и причины кризиса…………………………………………………………………………………....25
2.2 Проведение реструктуризации на ООО « Челябинский тракторный завод –Уралтрак»…………………………... ………………………………………… 28
Заключение …………………………………………….….……………………....32
Список использованных источников ……………….…..…………………….....34
Приложение А Экономический кризис в России образца 2009 года .……..…35
Обобщение
и осмысление специфических моделей
поведения предприятий в
Среди таких предприятий оказалось много широко известных не только у нас в стране. К их числу относится завод имени И.А.Лихачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы, включающей:
Эти меры подкреплены антикризисным бизнес-планом, в котором предусмотрено увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей современным потребностям городского хозяйства; снижение издержек; реструктуризация производственных мощностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков.
В ряде регионов страны по инициативе местных органов власти объединяются кредитные ресурсы, которые аккумулируются во внебюджетном фонде финансовой поддержки промышленности региона и выдаются предприятиям с компенсацией части процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих функционированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:
Во многих регионах созданы советы по антикризисным программам, которые:
В последние годы в научных кругах различным аспектам конкурентоспособности посвящены многие разработки, при этом основной акцент делается на внедрение в практику новых методов деятельности предприятий в сегментах рынка, разработку маркетинговых программ, создание новых видов товаров и внедрение прогрессивных, как правило, западных технологий. Проблемам же реформирования, реструктуризации и реорганизации, как комплексов предприятий, так и основных видов их производственной деятельности исследователями уделяется значительно меньше внимания. Причем вопросы конкурентоспособности товаропроизводителей и реструктуризации производств рассматриваются не комплексно, а локально, в отрыве друг от друга, что неправомерно и ведет к негативным хозяйственным последствиям.
Современный
этап развития рыночных реформ в России
все более обостряет
Усиление
конкуренции в эффективном
Как правило, предприятия преодолевают трудности, продиктованные внутренней российской и внешнеэкономической средой без достаточного содействия государства, при отсутствии сколько-нибудь развитой рыночной структуры, без знания многими нашими предприятиями мирового опыта рыночного хозяйствования в условиях обостряющейся конкуренции. Однако мировой опыт показывает, что восстановление, стабилизация и последующее развитие экономики страны зависят в определенной мере от конкурентоспособности конкретных товаропроизводителей, их продукции.
Повышение
конкурентоспособности
При этом особо следует учитывать, что средняя степень износа основных фондов промышленности уже превысила 50%. Доля технологического оборудования в промышленности с возрастом свыше 10 лет составляет 65%, а его средний возраст перевалил за 15 лет. В металлургии дольше нормативного срока служат свыше 88% доменных печей, 86% прокатных станов. Свыше половины мощностей электростанций отработали проектный ресурс. Значительная часть магистральных нефтепроводов и газопроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет и более. Износ транспортных средств также превышает 60%.
Кроме того, издержки производства промышленной продукции в России, по оценкам специалистов, выше, чем в Японии в 2,8 раза, США - 2,7, Франции, Германии, Италии - в 2,3, Великобритании - в 2 раза. Основные причины этого - большая стоимостная энерго- и металлоемкость, меньшая производительность труда, отсталые технологии в производстве и управлении им, правовая, экономическая и институциональная неупорядоченность хозяйственной деятельности как отдельных производств, так и целых отраслей.
В обобщенном показателе конкурентоспособности любого предприятия отражаются итоги работы практически всех служб и подразделений (т.е. характеризуется состояние его внутренней среды), а также реакция его менеджмента на изменение внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность руководства предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении потребителей, их вкусов и предпочтений и проводить на производстве соответствующие преобразования и реформы.
Для
обеспечения качественного
По
существу, любое превосходство над
конкурентами достигается за счет инноваций,
и поэтому способность к
Во все времена основным материальным носителем конкурентных качеств предприятия остается выпускаемая им продукция. Коммерческие характеристики товаров, а также степень их превосходства над аналогичными характеристиками товаров конкурентов являются центральным моментом, определяющим способность предприятия успешно конкурировать. Вместе с тем наличие конкурентоспособной продукции не всегда позволяет предприятию реализовать это преимущество из-за отсутствия опыта использования всего комплекса маркетинговых средств. В этой связи особо важное значение имеют проводимая в отрасли политика распределения продукции и способность предприятия своевременно доводить продукцию до конечных потребителей, учитывая, что эффективность товаропроводящих сетей предприятия (включая систему продвижения и реализации) является важной предпосылкой и условием его конкурентоспособности.
Как показывает опыт реформирования хозяйственной деятельности производственных комплексов, реструктуризация является действенным инструментом интенсивного повышения конкурентоспособности предприятий. При этом она рассматривается как органичный набор мер по приведению деятельности предприятий и компаний в соответствие с внешними рыночными условиями хозяйствования и выработанной конкурентной стратегией функционирования и развития производства.
Реструктуризация
направлена на рост эффективности производства,
повышение
Имущественные, ресурсные и другие преобразования редко бывают связаны с разрешением только внутрипроизводственных проблем. Как правило, реструктуризация адаптирует процессы хозяйствования предприятия к изменениям во внешней среде и в корпоративных отношениях с партнерами. Возможности проведения ее непосредственно влияют на воплощение выработанной конкурентной стратегии предприятия, и, наоборот, требования повышения конкурентоспособности производства и выпускаемых товаров формируют содержание, этапы и сроки проведения необходимых мероприятий. Такое единение целей и методов достижения конкурентоспособности позволяет создать действенный механизм реструктурирования для первичной перестройки хозяйства и дальнейшего его поддержания в оперативном режиме.
При анализе общей проблемы повышения конкурентоспособности на базе проведения реструктуризационных мероприятий авторы предлагают двухэтапную схему подготовки и реализации мер по реформированию предприятий. На первом этапе формируются ключевые положения конкурентной стратегии производства и сбыта, охватывающие цели, подцели и задачи, а также базовые и оперативные показатели. На втором - разрабатываются процедуры реструктуризации. В состав подготавливаемых мер целесообразно включить: анализ хозяйственной деятельности предприятия с оценкой состояния внешней и внутренней среды, который заканчивается комплексной оценкой бизнеса и разработкой требований по реформированию; разработку общей концепции реструктуризации, ее направления и формы; мероприятия по проведению реструктуризации; оценку результатов и внесение корректив.
В результате на предприятии формируется единая система проведения преобразований для достижения конкурентоспособности как самого производства, так и выпускаемой продукции.
В последние годы в развитых странах методы текущего реформирования хозяйственной деятельности все больше используют даже те предприятия, компании и фирмы, у которых практически нет серьезных проблем с производством и сбытом продукции. Таким образом, ведущие менеджеры стараются предвидеть и упредить потенциальные угрозы, опасности и риски отраслевой деятельности на различных сегментах рынка.
Реструктуризация, направленная на повышение эффективности функционирования и обеспечения конкурентоспособности предприятия, также может быть проведена на базе выделения отдельных подразделений, при том что функциями внутри одного из них могут быть снабжение, разработка продукта, технологических процессов, непосредственно производство продукции, маркетинг и сбыт. Процесс выделения подразделения или части предприятия в отдельные компании включает в себя определение подлежащих отделению активов, обязательств и персонала, а также их фактического отчуждения. Акционеры в результате получают акции образованной компании пропорционально их инвестициям в бизнес.
Самостоятельное (производственно-коммерческое) подразделение объединяет все функции и виды деятельности, необходимые для разработки конкурентного производства и эффективной реализации продукции и услуг, что позволяет руководителям быстро реагировать на потребности покупателей и на изменение ситуации во внешней рыночной среде. Оно отвечает за результаты своей деятельности, при этом эффективность его и достигнутые результаты четко отражаются в производственной и финансовой отчетностях предприятия.
Подобное выделение производственных единиц по выпуску основных видов товаров осуществляется в результате анализа конкурентоспособности продукции, что позволяет учесть требования рынка для повышения конкурентоспособности продукции, а также инвестиционной привлекательности этого производства для российских и иностранных инвесторов. Такой подход позволяет концентрировать высвобождаемые денежные средства и далее, исходя из общей стратегии, вкладывать их в развитие производства и его диверсификацию, т.е. пускать на создание производства новой продукции. В результате происходит не простое автоматическое перераспределение финансовых средств от приносящих прибыль подразделений к аутсайдерам, а нужное развитие обеспечивается корпоративным руководством, исходя из интересов работы и развития предприятия или компании в целом.
Производство слабо-конкурентоспособной продукции может выделяться в другую бизнес-единицу, главная цель которой - доведение ее до жизнеспособного состояния при снижении издержек с последующим выходом на конкурентоспособный уровень. Из сказанного четко видны основные принципы разделения на бизнес-единицы: разные рынки и потребители; разное техническое, технологическое и финансовое состояние производства продукции; разная степень конкурентоспособности производств и товаров; разная степень инвестиционной привлекательности; разный уровень качества продукции.
Для
сохранения конкурентоспособности
предприятия в целом его
Эффективность реализации стратегии в целом возможна лишь в том случае, если частные субстратегии взаимосовместимы и поддерживают друг друга, обеспечивая для компании рост продаж, прибыли, устойчивость положения. По нашему мнению, долгосрочная стратегия должна состоять в формулировании подстратегий по пяти ключевым вопросам на ближайшие 3-5 лет: новые перспективы; снижение издержек; организационная структура управления и кадры; стратегия зарубежной активности; техническая и технологическая политика. При проведении реструктуризации представлялось, что, объединив свои производственные и финансовые ресурсы, однородные предприятия смогут совместными усилиями преодолеть кризисные тенденции, наметившиеся в их развитии за последнее время. Действительно, централизация снабжения позволяет оптимизировать затраты на приобретение исходного сырья и материалов. Это при снижении себестоимости способствует усилению позиций группы производителей на рынке. Единые службы маркетинга и сбыта позволяют улучшить координацию ценовой политики и географию продаж, что положительно сказывается на повышении конкурентоспособности готовой продукции.
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия и причины кризиса
Челябинский тракторный завод - предприятие с большими историческими и производственными традициями. Созданный в годы первых пятилеток, завод стал первым в стране производителем гусеничных тракторов. В 1933 году с конвейера сошли первые тракторы, а уже в 1938 году дизельный трактор С-65 был отмечен высшей наградой на всемирной выставке в Париже. В годы войны ЧТЗ стал Танкоградом, объединив в единый производственный комплекс эвакуированные Кировский, а также Харьковский моторный завод. За эти годы было выпущено 18 тысяч танков и САУ, более 48 тысяч танковых двигателей, чем внесен большой вклад в победу над врагом. После войны тракторы ЧТЗ участвовали в освоении целины, нефтяных и газовых месторождений Сибири, в строительстве БАМа, и многих других стройках, создавших нынешний экономический потенциал России.
В ноябре 1984 года на заводе был собран миллионный трактор, а своего пика производства ЧТЗ достиг в 1988 году, когда с его конвейеров сошло более 31,7 тысячи тракторов. По объему товарной и нормативно-чистой продукции, численности работающих в объединении (свыше 60 тысяч человек) ЧТЗ был крупнейшим тракторостроительным предприятием страны.
За последние десять лет ОАО "ЧТЗ", характерный для многих гигантов машиностроительного комплекса: снижение объемов производства, разрыв многолетних хозяйственных связей, сокращение численности персонала, передача в муниципальную собственность социальной сферы.
Не обошли завод кризисные явления в нашей экономике - стремительный рост цен, снижение платежеспособного спроса, бартер, долги в бюджет, внебюджетные фонды, поставщикам, многомесячная задолженность по заработной плате.
Усугублению кризисных явлений в немалой степени способствовала смена руководства АО, произошедшая в конце 1995 года. Новая команда руководителей, не имея практического опыта управления на крупном машиностроительном предприятии, за два с половиной года привела прибыльное, устойчиво работающее предприятие до банкротства. Для объективного сопоставления приводятся итоги за 1995 и 1997 годы. Итак, 1995 год: изготовлено 3076 инженерных машин, затраты на 1 рубль товарной продукции - 81,2 коп., прибыль от реализации 135,2 млн. рублей, численность ППП - 27,8 тыс. человек.
Рынки сбыта продукции (работ, услуг).
Промышленные тракторы и инженерные машины на их базе, выпускаемые ОАО "ЧТЗ", применяются практически во всех отраслям народного хозяйства России и стран СНГ.
В таблице 1 приведены основные потребители, на оборот с которыми приходится более 10,0% общей выручки от реализации отгруженной продукции.
Таблица 1
Крупнейшие потребители продукции
Потребители | Удельный вес (ориентировочный) в общем объеме реализации (отгрузки), % |
Нефтегазовая промышленность | 10,8 |
Строительство | 9,5 |
Заводы навесного оборудования | 7,3 |
Машиностроение | 1,7 |
Таблица 2
Основные виды деятельности и их доля в общих доходах:
№ |
Вид деятельности |
Доля в общих доходах (ориентировочная), % | ||
п/п | 1994г. | 1995г. | 1996г. | |
1 | Производство тракторов и бульдозеров | 55,0 | 63,0 | 61,0 |
2 | Производство тракторных запчастей | 28,0 | 22,0 | 20,0 |
3 | Кооперированные поставки | 3,9 | 4,9 | 5,3 |
4 | Производство товаров народного потребления | 2,8 | 2,8 | 2,5 |
5 | Прочая продукция | 10,3 | 7,3 | 11,2 |
Доля экспортных поставок в общем объеме отгруженной продукции составила в первом квартале 1997 года 3,2%.
Анализ маркетинговых исследований рынков сбыта тракторной техники в 1996 году и тенденции развития рынка показал, что на рынке России имеется устойчивый спрос на тракторную технику. В тоже время отмечается, что ОАО “ЧТЗ” утрачивает позиции на рынке по следующим причинам:
-
недостаточное качество
-
отставание технического
- высокая "цена потребления" (затраты на эксплуатацию);
- недостаточная оперативность гарантийного обслуживания.
Проведенные в конце 1996г. выборочные опросы потребителей техники ОАО "ЧТЗ", анализ продаж техники по отраслям и регионам, данные о действиях фирм-конкурентов показали, что негативные тенденции на рынке сбыта усиливаются.
Основные конкуренты:
Основными конкурентами ОАО “ЧТЗ” на рынке промышленных тракторов класса 10-15 является японская фирма “Камацу” и американская “Катерпиллер”. Последние маркетинговые исследования рынков тракторов показывают, что в сырьевых отраслях народного хозяйства (ТЭК, горнодобывающая промышленность) в последние годы увеличивается доля импортных машин. На некоторых предприятиях эта доля уже составляет 10,0 + 15,0%, а в планах модернизации парка машин предприятиями закладываются покупка до 60,0% импортные машины.
Такие требования к тракторам, как технический уровень, надежность, экономичность, трудоемкость обслуживания, показатели экологической безопасности и др. начинают превалировать над разницей цен при выборе объекта покупки.
Рост цен на энергосырьевую продукцию лишает тракторы ЧТЗ основного преимущества в борьбе с конкурентами - низкой цены.
Закономерным итогом такой деятельности стало признание ОАО "ЧТЗ" банкротом арбитражным судом Челябинской области в феврале 1998 года. Следует отметить, что в это время предприятие было практически остановлено: отсутствовали оборотные средства, быстрыми темпами росла задолженность перед энергетиками, бюджетами всех уровней, задержка заработной платы достигла 8 месяцев, по подразделениям прокатилась волна забастовок. В этих условиях в акционерном обществе с 01.04.98г. было введено конкурсное производство, и началась "новая история" ОАО "ЧТЗ".
Реструктуризация
Челябинского тракторного завода была
предопределена банкротством. Несостоятельность
предприятия стала следствием, с одной
стороны, стагнации экономики России и
резким (в разы) падением объемов производства,
а с другой - ошибок, допущенных командой
менеджеров, пришедших на завод в результате
приватизации. За два года с 1996 по 1998 год
рентабельно работающее предприятие стало
убыточным, а сумма кредиторской задолженности
превысила стоимость активов.
2.2 Реструктуризации ОАО "Челябинского тракторного завода-УРАЛТРАК"
Введение конкурсного производства стало по существу началом серьезной работы по реструктуризации огромного разнопланового имущественного комплекса.
Реструктуризацию Челябинского
тракторного завода за прошедшие
годы можно представить в виде
нескольких, последовательно связанных,
этапов. Первоначально, главной
Наведение
элементарного порядка и
Непроданные активы, в частности объекты социальной сферы, которые по сложившемуся мнению необходимы коллективу, были выделены в юридические лица, такие как: санаторий "Урал" в г. Сочи, профилакторий "Солнечный" в г. Челябинске, поликлиника, дворец культуры, общежития, базы отдыха подразделений завода и другие. Имущество этих объектов было либо вложено в уставный капитал, либо передано в аренду. Это позволило не только сохранить эти виды услуг, но открыть возможности развития этих структур. Итогом этого этапа стало уменьшение имущества почти на 30 процентов и сокращение численности на 19 процентов.
Практически параллельно осуществлялся и третий этап реструктуризации - выделение дочерних и зависимых обществ, способных самостоятельно работать на рынке. Так были созданы предприятия: по производству ходовой части, инструмента и технологической оснастки, товаров народного потребления, гидроаппаратуры, резинотехнических изделий, деревомодельный, обслуживания территории, ремонту оборудования, строительству и другие. Всего более 90 предприятий.
Следует отметить, что не все вновь созданные структуры оказались жизнеспособны. Во многом это зависело от инициативности и умения менеджмента организовать самостоятельное дело. Но в целом результат оказался положительным. Главное, что особо следует выделить - удалось соединить имущество, имеющееся у кризисного промышленного предприятия, используемое не всегда, а даже зачастую неэффективно с предприимчивостью, финансовыми возможностями и заинтересованностью отдельных предпринимателей, возглавивших этот бизнес.
Можно привести несколько примеров. В далекие советские времена производство гусеничных лент было размещено на предприятии в колонии строгого режима. Развал советской системы коснулся и этого учреждения. Качество гусеничных лент снизилось на столько, что потребители бульдозеров нередко стали ставить условие: нужен, но с гусеницей Чебоксарского производства. Такие унизительные условия вынудили развернуть другое производство. Было создано ООО "Гусеница-ЧТЗ". Возглавил его предприимчивый бизнесмен, хороший организатор С.Н. Тихонов. Цех, большую часть оборудования он взял в аренду у завода, приобрел ряд новых станков и организовал дело. На предприятии в настоящее время работает свыше 200 человек, объем товарной продукции за 9 месяцев 2004 года составил 164 млн. рублей. Качество выпускаемой продукции в полной мере отвечает мировому уровню.
За 9 месяцев 2004 года дочерние и зависимые общества, работающие на имуществе Челябинского тракторного завода , произвели продукции на 1193 млн. рублей. В них занято 4234 человека. Абсолютное большинство из них успешно развиваются, являются аккуратными плательщиками налогов. Обособление имущества и производства позволили менеджменту ООО " Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК" сосредоточиться на вопросах развития и совершенствования производства тракторов и инженерных машин на их базе. Выигрыш очевиден. Симбиоз крупного имущественного комплекса и малого предпринимательства - путь, по которому и в дальнейшем намерено двигалось руководство завода, обособляя и другие производственные и технологические звенья.
Сегодня
«ЧТЗ-Уралтрак» производит на базе
гусеничного трактора множество
модификаций строительной техники.
Около 70% производства занимают бульдозеры
Б10 вместе с запасными частями, это самая
массовая и универсальная машина, и рынок
России она заполняет на 70%. Завод является
основным поставщиком техники для нефтегазовой
отрасли – доля его машин 22…23%. Это бульдозеры,
трубоукладчики, погрузчики, прицепной
кран для монтажа буровых и, конечно, обыкновенные
тракторы, используемые для перемещения
вышек. На базе машин завода изготавливаются
машины для ремонта скважин в Тюмене, Сургуте,
Глазове. На предприятии «Сургутнефтегаз»
парк машин Челябинского завода составляет
1200 ед. Часть продукции уходит на доукомплектацию
на другие заводы России. Завод успешно
развивается – его дилерская сеть охватывает
все страны СНГ. Растет коллектив завода,
растет и заработная плата. Формально
здесь работают 16 тыс. чел., но есть еще
37 дочерних независимых предприятий, и
если посчитать группу компаний, то получится
чуть больше 22 тыс. чел. Объем производства
составляет 1млрд 400 млн. руб. в месяц, по
итогам года – около 18 млрд. руб, а по группе
компаний – порядка 24 млрд. руб. Достоинства
машин ЧТЗ очевидны: они просты, легки
в управлении – переучиваться не придется,
но главное преимущество – нет проблем
с запасными частями. Бульдозеры ЧТЗ по
эксплуатационным параметрам и по экономичности
не уступают мировым аналогам. Сравнительные
испытания, проведенные в Болгарии, Чехии,
России, это доказали. Недавно завод приступил
к выпуску еще двух типов бульдозеров:
Б11 и Б13, а в планах – целое семейство таких
машин, как и расширение ассортимента
дорожно-строительной техники. Наряду
с гусеничными машинами будут выпускать
и колесные экскаваторы и погрузчики –
это техника сейчас очень востребована.
Такая тенденция характерна сейчас для
стран Запада. Параллельно ведется работа
по созданию нового семейства дизельных
двигателей. Это так называемые двигатели
серии Д. В 2008 году ЧТЗ выиграл конкурс
и заключил государственный контракт
с Министерством промышленности и торговли
на разработку нескольких моделей мощностью
от 90 до 750 л.с. В настоящие время проходят
испытания рядных 4-цилиндрового (90…190
л.с.) и 6-цилиндрового (140…300 л.с.) двигателей,
а в планах – создание V-образных 6- и 8-цилиндровых.
Поскольку в этой области опыта у завода
недостаточно, к работе привлекли зарубежные
фирмы. Перед разработчиками поставили
задачу: ресурс должен быть не менее 18
тыс. моточасов, расход топлива минимальный
и экологический стандарт Euro 4.«ЧТЗ-Уралтрак»
вместе с Уравагонзаводом участвует в
возрождении Омского завода «Трансмаш»,
где начинается производство колесного
трактора и современного колесного экскаватора-погрузчика
на его базе. Его выпускают все фирмы, производящие
дорожно-строительную технику. Это распространенный
в мире тип New Holand'а со специальной, усиленной
рамой сзади и с экскаваторным оборудованием,
которое может перемещаться на подвижной
каретке. Впереди он оснащен мощным погрузчиком.
Уралвагонзавод уже изготовил три экземпляра
этих машин, сейчас проводятся их испытания.
Пока подобный экскаватор-погрузчик выпускали
только на базе Липецкого завода в объеме
около 20 ед. в месяц.
Весьма популярны и востребованы колесные
фронтальные погрузчики ЧТЗ. В производственной
программе завода – ПК-46 грузоподъемностью
4,6 т, ПК-30 грузоподъемностью 3 т и ПК-65 на
6,5 т. В планах завода на 2009 г. – ПК-90 грузоподъемностью
9 тНе так давно завод приступил к производству
экскаватора малого класса массой 5,5 т,
аналогов в России ему нет. Он востребован
у связистов и коммунально-дорожных служб.
В 2008 году изготовлено 15 экз. «ЧТЗ-Уралтрак»
работает в тесном сотрудничестве с зарубежными
специалистами. Для российских машин они
разрабатывают новый дизайн, изготавливают
новое электрогидравлическое управление.
Пока нет нового тракторного двигателя
серии Д, на импортные машины предлагают
установить двигатели Cummins. Следующий
шаг – трансмиссия: российские тракторы
планируют комплектовать импортной автоматической
многоступенчатой трансмиссией, как поступают
даже всемирно известные фирмы. Тем самым
завод рассчитывает постепенно получить
продукт, отвечающий мировым стандартам.
В 2007 году темпы роста «ЧТЗ-Уралтрак» были
рекордными: объем производства увеличился
на 70%, однако в этом году темпы несколько
снизились, что объясняется техническим
переоснащением завода. Были закуплены
новейшие обрабатывающие станки: немецкие,
австрийские, стерлитамакские. завод меняется
и внешне. За год обновили все коммуникации.
По экспорту в страны СНГ «ЧТЗ-Уралтрак» признан лучшим предприятием машиностроения в стране. Его продукция экспортируется во все бывшие республики бывшего СССР.
Важнейшее
направление работы завода – сервисное
обслуживание. От полномочных дилеров
требуют, чтобы они продавали технику,
имели запасные части, специалистов, подготовленных
к техобслуживанию, и могли произвести
ремонт.
И самое главное – необходима поддержка
российского машиностроения на государственном
уровне. В развитых странах она составляет
40…50%, а в России – порядка 17%. Необходимы
кредиты и дотации государства. Так, очень
помог бы закон, который работает во всех
странах Евросоюза: если строительство
ведется на муниципальные средства, предприятия
обязаны закупать технику той страны,
где находится стройка.
В связи с этим, хотелось бы остановиться на некоторых проблемных вопросах, общих для многих промышленных предприятий.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что национальная финансовая система оказалась не готова к мировому кризису 2007-2008 гг., что затронул и «ЧТЗ – УРАЛТРАК» (Приложении А.) Проблема ещё до конца не изучена, поэтому материалы, анализ и выводы не вошли в данную работу.
Главное отличие реструктуризации предприятий от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.
Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия , его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.
Как показывает опыт реформирования хозяйственной деятельности производственных комплексов, реструктуризация является действенным инструментом интенсивного повышения конкурентоспособности предприятий. При этом она рассматривается как органичный набор мер по приведению деятельности предприятий и компаний в соответствие с внешними рыночными условиями хозяйствования и выработанной конкурентной стратегией функционирования и развития производства.
Реструктуризация
направлена на рост эффективности производства,
повышение
На ряду с традиционными мерами «улучшения и совершенствования» системы управления, потребуются глубинные преобразования, базирующиеся на переосмыслении роли, места и миссии предприятия в этом быстроменяющемся мире.
Наиболее важные способы улучшения финансового состояния предприятий - увеличение выпуска конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции, снижение ее себестоимости и увеличение выручки на рубль продаж. А рост реализации продукции связан с расширением платежеспособного спроса на качественную отечественную продукцию в результате увеличения заработной платы, пенсий, стипендий; ограничения и регулирования импорта в интересах российской экономики, стимулирования капитальных вложений на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию предприятий, инноваций; совершенствования структуры экспорта-снижения в нем доли сырья и повышения доли продукции обрабатывающих производств и отраслей; увеличения государственных заказов на федеральном, региональном и межрегиональном уровнях и масштабов общественных работ.
Существуют следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
ликвидация дебиторской задолженности;
проведение реструктуризации активов предприятия ;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
продажа предприятия (бизнеса) должника;
иные способы восстановления платежеспособности должника.
Кроме
того, восстановлением
Антикризисное управление в первую очередь должно быть связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. Бизнес-планирование должно предусматривать:
1.Обеспечение
достаточности денежных
2.Процедуры
экономии текущих затрат
3.Реструктуризация кредиторской задолженности.
Комплекс
разработанных мероприятий, входящих
в дополнительный раздел бизнес-плана
повышения конкурентных преимуществ и
финансового оздоровления предприятия
позволит решить проблемы, напрямую связанные
с осуществлением антикризисного менеджмента
предприятия.
Список использованных
1.Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Приложение А
Экономический кризис в России образца 2009 года.
Масштабный кризис в российской экономике требует серьезного анализа и нуждается в прогнозировании. Сейчас можно утверждать, что его нельзя однозначно считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом.
Сочетание внешних и внутренних факторов придает ему известную уникальность. Важно осмыслить происходящие процессы, сформулировать требования к их мониторингу, определить меры, смягчающие остроту кризисных явлений, и выработать подходы, направленные на поиск «спящих» сегодня сил, которые способны стать двигателем последующей модернизации российской экономики.
Существуют две принципиально разные точки зрения на происходящие кризисные процессы. Согласно первой, более распространенной, текущий экономический кризис стал результатом регулярного циклического развития экономики, нынешняя же фаза рецессии более глубокая и длительная, чем обычно. В этом случае активная политика по поддержанию спроса и предотвращению нео6ратимых потерь в промышленности позволит сохранить производственный потенциал.
Приверженцы
второй, альтернативной точки зрения
исходят из долгосрочного характера
кризиса, вследствие чего изменится
структура потребления в
Приходится констатировать, что России не удалось «переждать бурю в тихой гавани». Кризис затронул все сферы отечественной экономики: серьезные проблемы возникли в реальном секторе, в финансовой и социальной сферах. К началу 2009 г. российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Национальная финансовая система оказалась не готова к мировому шоку 2007-2008 гг., и Россия повторила путь более развитых стран - через финансовый кризис к промышленному спаду.
Отечественная экономика испытывает, видимо, первый полноценный рыночный кризис, отягощенный слабостью финансовой системы, легко «импортировавшей» шок из-за рубежа. Хотя импульсом к началу нынешних процессов стали события на мировых финансовых рынках и рецессия в развитых странах, но реакцию российской экономики определяли внутренние причины и особенности ее структуры: сильная зависимость сырьевых отраслей от экспорта; неразвитость частной финансовой системы; наличие нерешенных проблем в области экономической политики.
Наибольший шок испытали предприятия металлургического и химического комплексов – здесь цены упали в 1,5 – 2 раза. Строительство, автомобилестроение, розничная торговля столкнулись с трудностями из – за ограничения кредитования, в том числе потребительского.[ 18, 4-5]
Кризис в очередной раз затронул и ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак».
Производство и отгрузка дорожно-строительной техники за 2009 год.
За январь-декабрь 2009 года производство дорожно-строительной техники сократилось в среднем на 70,4%. Динамика отгрузки в отчетном периоде опережала ее производство
Несмотря на наметившиеся в IV квартале 2009 года признаки подъема производства по группам продукции, производимой предприятиями, курируемыми Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, по итогам 12 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спад производства по выпуску продукции в рассматриваемых секторах машиностроения в среднем составил 49,1%.
В 2009 году в результате изменения внешних условий хозяйствования из-за кризисной макроэкономической ситуации большинство предприятий машиностроительной отрасли столкнулись с целым комплексом проблем. Прежде всего, резкое падение спроса на продукцию из-за неплатежеспособности покупателей. Замедление расчетов и лавинообразный рост неплатежей. Скопление готовой продукции на складах в первой половине года. Трудности получения ресурсов в банках для обеспечения непрерывности производства во второй половине года, а также их значительное удорожание.
В свою очередь, эти процессы спровоцировали существенное снижение объемов производства, неполную занятость, падение уровня заработной платы. И, в конечном итоге, все это привело к убыточности многие машиностроительные предприятия. Серьезной проблемой стала вынужденная приостановка реализации большинства инвестиционных проектов и рост долгов за уже выполненные работы.
Нынешняя нестабильность российской экономики обусловлена, прежде всего, ее большой зависимостью от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низким внутренним спросом и неспособностью российской промышленности его обеспечить
За январь-декабрь 2009 года производство дорожно-строительной техники сократилось в среднем на 70,4%. За отчетный период (январь-декабрь 2009 г.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшился выпуск экскаваторов – на 74,7%, бульдозеров и трубоукладчиков – на 70,6%, автогрейдеров - на 51,7%
Уменьшение
производства экскаваторов вызвано
тем, что предприятия ООО «Экскаваторный
завод «Ковровец», и ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
за 12 месяцев 2009 года не изготовили ни
одной единицы продукции, ОАО «ПО «Елабужский
автомобильный завод » и ОАО «Машиностроительная
компания «КРАНЭКС» практически не работали,
а ОАО «Тверской экскаватор», ЗАО «ЭКСМАШ»
возобновили производство только
с третьего квартала. В 2008 году на данные
предприятия приходилось 57,7% от всего
выпуска экскаваторов (таблица 3).
Таблица 3
Производство дорожно-строительной техники предприятиями Российской Федерации
декаб. 2009 г. | декаб. 2008 г. | январь-декабрь 2009 г. | январь-декабрь 2008 г. | Темпы роста в % | ||||
декабрь 2009 г. к декабрю 2008 г. | 12 месяцев 2009 г. к 12 месяцам 2008 г. | |||||||
Бульдозеры и трубоукладчики (штук) | ||||||||
Всего | 65 | 186 | 1508 | 5131 | 34,9 | 29,4 | ||
Из них: | ||||||||
ОАО «Промтрактор» в т.ч. трубоукладчики |
18 10 |
25 5 |
252 141 |
991 220 |
72,0 200,0 |
25,4 64,1 | ||
ОАО «Челябинский трак-торный
завод-Уралтрак» в т.ч. трубоукладчики |
37 3 |
106 - |
597 38 |
2458 162 |
34,9 - |
24,3 23,5 | ||
ЗАО «Петербургский тракторный завод » | - | 10 | 3 | 48 | - | 6,3 | ||
ОАО «ТК Волгоградский тракторный завод » | 10 | 45 | 635 | 1533 | 22,2 | 41,4 | ||
Березовский механический завод | - | - | 5 5 |
44 4 |
- | 11,4 11,4 |
Снижение
выпуска бульдозеров и
Спад по автогрейдерам вызван тем, что предприятия, выпускающие данный вид техники уменьшили объемы производства : ЗАО « Челябинский завод строительно-дорожных машин» (на 70,9%), ЗАО «Дормаш» (на 58,6%) и ОАО «Брянский Арсенал» (на 37,5%).
Наибольшее падение производства произошло в ОАО « Челябинский тракторный завод – Уралтрак» (597 бульдозеров и трубоукладчиков, что составило 24,3% аналогичного периода 2008 года – 2458 штуки). По производству автогрейдеров наибольшее падение произошло в ЗАО « Челябинский завод строительно-дорожных машин». Произведено 116 машин, что составило 29,1% от января-декабря 2008 года (399 штук). По производству экскаваторов наибольшее падение произошло в ОАО «Машиностроительная компания «КРАНЭКС» (14 штук, что составило 5,2% аналогичного периода прошлого года – 267 экскаваторов) и ОАО «ПО «Елабужский автомобильный завод» (41 штука, что составило 7,3% аналогичного периода 2008 года – 564 экскаватора).
Производство в декабре месяце, по сравнению с ноябрем 2009 года, увеличилось по выпуску автогрейдеров на 44,6%, экскаваторам на 43,2%, а производство бульдозеров и трубоукладчиков осталось на прежнем уровне.
В январе-декабре 2009 года по номенклатуре техники, произведенной предприятиями курируемых Комитетом секторов машиностроительного комплекса страны, динамика отгрузки опережает ее производство, кроме колесных тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, плугов, сеялок, культиваторов, косилок и автогрейдеров.
В декабре по сравнению с ноябрем 2009 года увеличилась отгрузка готовой продукции по всем видам продукции, кроме плугов, косилок, лифтов. Наибольшее увеличение отгрузки произошло по: сеялкам – в 6,4 раза, машинам для трелевки леса – в 3,1 раза, зерноуборочным комбайнам – в 2,4 раза, автогрейдерам – 2,1 раза, культиваторам - на 93,8%, машинам для городского коммунального хозяйства – на 74,3%, экскаваторам – на 56,1%, гусеничным тракторам - на 52,5%.
Значительное сокращение перспективных проектов в строительстве продолжает негативно сказываться на производстве и отгрузке машин и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве.
Большое количество неотгруженных бульдозеров и трубоукладчиков находится в ООО « Челябинский тракторный завод – Уралтрак» (234 шт.) и ОАО «ТК Волгоградский тракторный завод » (77 шт.). Всего не реализовано 373 бульдозера и трубоукладчика, что на 37,8% меньше чем за 11 месяцев 2009 года.
На
площадках предприятий
Наибольшее отставание в реализации экскаваторов в ОАО «Уралвагонзавод» (59 шт.) и ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод » (23 шт.). В декабре по сравнению с ноябрем 2009 года отгрузка дорожно- строительной техники (бульдозеры и трубоукладчики, автогрейдеры, экскаваторы) увеличилась на 284 штук, или на 63,0%.(таблица 4)
Таблица 4
Отгрузка дорожно-строительной техники предприятиями Российской Федерации
Произведено | Отгружено | Остатки на конец месяца (штук) | |||||
за декабрь 2009 г. | за 12 месяцев 2009 г. | за декабрь 2009 г. | за 12 месяцев 2009 г. | ||||
Бульдозеры и трубоукладчики (штук) | |||||||
Всего | 65 | 1508 | 285 | 1709 | 373 | ||
Из них | |||||||
ОАО «Промтрактор» из них трубоукладчики |
18 10 |
252 141 |
35 14 |
360 148 |
54 21 |
||
ОАО « ЧТЗ-Уралтрак» из них трубоукладчики |
37 3 | 597 38 | 64 4 | 44827 | 234 8 | ||
ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод » | 10 | 635 | 186 | 869 | 77 | ||
Березовский
механический завод в т.ч. трубоукладчики |
- |
5 5 | - |
2 2 | 3 3 | ||
Автогрейдеры (штук) | |||||||
Всего | 133 | 659 | 155 | 645 | 36 | ||
Из них | |||||||
ОАО «Брянский Арсенал» | 69 | 425 | 72 | 430 | 12 | ||
ЗАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин» | 14 | 116 | 28 | 95 | 24 | ||
ЗАО «Дормаш» | 50 | 118 | 55 | 120 | - |