Антикризисное управление на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования.
Задачи исследования:
Изучить теоретические источники, правительственные документы и накопленный опыт по реструктуризации предприятий в условиях переходной экономики в России.
Рассмотреть существующие способы реструктуризации и финансового оздоровления предприятий, систему механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации, создание моделей восстановления платежеспособности и их использование на практике (на примере ООО « Челябинский тракторный завод – Уралтрак».)

Содержание

Введение ……...……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы антикризисного управления на предприятии …………………………………………………………….……..………...5
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии………………………………………………………….……………………5
1.2 Сущность антикризисного управления на предприятии…………………………………….…………….………….………...11

* 1.3 Антикризисная программа………………………………………………….……………….……….17

* 1.4 Реструктуризация как основа антикризисного управления ..……....20
2 Челябинский тракторный завод: от банкротства к эффективной работе ..…25
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия и причины кризиса…………………………………………………………………………………....25
2.2 Проведение реструктуризации на ООО « Челябинский тракторный завод –Уралтрак»…………………………... ………………………………………… 28
Заключение …………………………………………….….……………………....32
Список использованных источников ……………….…..…………………….....34
Приложение А Экономический кризис в России образца 2009 года .……..…35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Настя.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

     - хищениями на высшем уровне  управления;

     - неэкономичным и нетехнологичным  производством продукции. [6, 25]

     Наличие хотя бы одного фактора уже является предкризисным состоянием, но наибольшее влияние на общее состояние предприятия  или отрасли оказывают сложности в управленческих структурах. Именно эти трудности являются наиболее характерными для современного бизнеса, препятствующими нормальному (и эффективному) функционированию систем вследствие возникновения кризисов.

     Для выживания в условиях кризисных  ситуаций требуется сплоченность всех структур - экономических, финансовых, управленческих.

     В настоящее время разработано  множество программ по диагностированию и мониторингу кризисных ситуаций.

     Но  прежде чем приступать к их использованию, нужно внимательно проанализировать структуру социально-экономической системы и выбрать подходящую. Предпочтительнее все-таки будет разработка собственного комплекса мер по прогнозированию и обнаружению кризисов, поскольку, несмотря на общие положения, среда каждой системы сугубо индивидуальна.

     Вообще, во время всего периода существования  социально-экономической системы  необходимо наблюдать за внешними и  внутренними факторами, потому что  все процессы находятся в условии  динамического развития.

     Таким образом,  на   предприятие  влияют внешние факторы (на которые  предприятие  не в силах повлиять) и внутренние факторы, которые фирма в силах устранять, и регулировать. 

1.2 Сущность   антикризисного   управления   на   предприятии  

     Антикризисное   управление  - это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

     Принимая  во внимание определение, данное выше, зададимся вопросом: всякое ли активное воздействие на экономику с целью  обеспечения ее эффективного функционирования относится к  антикризисному   управлению? В принципе, ответ можно дать утвердительный.

     Но  следует иметь в виду, что  антикризисное   управление  включает в себя использование важнейших экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактическое планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их при этом в единую систему на основе одного критерия: возможности использования диагностики, предупреждения, нейтрализации и преодоления кризиса.  

     Антикризисное   управление  в качестве понятия может применяться в двух значениях: в широком и узком смысле.

     В широком смысле  антикризисное   управление  - это системное  управление  объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису.

     В узком смысле  антикризисное   управление  - это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного  предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для  антикризисного   управления  в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности  предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается при активном участии Федерального  управления  по делам о несостоятельности при Госкомимуществе, причем обычно в судебном порядке. [14,16]

     Зуб, А.Т - доктор экономических наук в  книге «Антикризисное   управление» дает следующее определение,  антикризисное   управление  - это функция, обеспечивающая минимизацию потенциального ущерба от кризиса и помогающая установить контроль над ситуацией. [10,44]

     Наиболее  точное определение  антикризисного   управления  есть у Короткова, Э. М. - профессора экономических наук, в книге «Антикризисное   управление».  Антикризисное   управление  - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. [3, 35]

     Управление  осуществляется в социально-экономической  системе, которая представляет собой  объект управления. Одной из характеристик  управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые, так или иначе, разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет  управления  можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое  управление, экологический менеджмент и др. 

     Антикризисное   управление  имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

     Любое  управление  в определенной мере должно быть  антикризисным  или становится  антикризисным  по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

     Возможность  антикризисного   управления  определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. [8, 99]

     Кроме того, возможность  антикризисного   управления  определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

     Необходимость  антикризисного   управления  отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов  антикризисного   управления , которые следует создавать и совершенствовать.

     Необходимость  антикризисного   управления  обусловлена также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые средства  антикризисного   управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика - это область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное в  антикризисном   управлении  - необходимость повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы  управления. Решение технических проблем также начинается с  управления .

     В экономическом  антикризисном   управлении  тоже возникает необходимость поиска - типов диверсификации производства, конверсии. [8, 97]

     Основные  характеристики  антикризисного   управления.

     1. Функции  антикризисного   управления  - это виды деятельности, отражающие предмет  управления  и определяющие его результат. Их формулируют, отвечая на вопрос: что надо делать, чтобы успешно управлять в преддверии, в процессе и после завершения кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное  управление ,  управление  в условиях кризиса,  управление  процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

     Вне зависимости от наличия или отсутствия официального статуса в организации менеджер по  антикризисному   управлению  будет выполнять функции, в определенной степени общие для разных организаций. В частности, кризисный управляющий должен:

     - обладать всей необходимой информацией  относительно стратегических планов развития организации (лучше всего, если он будет непосредственно участвовать в совещаниях руководства и в рабочих группах по выработке стратегии, знать оценки текущего положения организации в отрасли, иметь представления о тенденциях развития параметров среды, угрозах и благоприятных возможностях, проистекающих из такого развития; его участие в принятии стратегических решений будет способствовать формированию в среде высшего уровня  управления  организации философии кризиса, кризисного стратегического мышления);

     - определять цели  антикризисного   управления, оценивать уязвимость организации перед кризисом (работа  антикризисного  менеджера позволяет руководству по-новому взглянуть на слабые стороны организации как на потенциальный источник трудностей при преодолении возможных кризисов);

     - разрабатывать сценарии и проектировать  возможные способы преодоления  кризиса, предлагать меры, предотвращающие  превращение слабых сторон организации  в потенциальный источник кризиса;

     - планировать и организовывать  работу специальной команды по  антикризисному   управлению, которая будет заниматься  антикризисным  планированием и обеспечит эффективное  управление  кризисом;

     - разработать меры по информационному  обеспечению  антикризисного   управления, заранее готовить материалы для выпусков новостей, тексты листовок и брошюр, адреса рассылки информационных бюллетеней и т.д. (хотя на момент наступления кризиса их содержание может оказаться в существенной мере устаревшим и не точным, обновление и пересмотр позволяют значительно сократить время для подготовки адекватных ситуации материалов);

     - подыскивать и обучать людей,  которые будут представлять организацию  в СМИ перед внутренними и  внешними стейкхолдерами (во время  кризиса организации понадобятся  люди, способные представить ситуацию в выгодном для компании свете);

     - непрерывно отслеживать стратегию  и тактику поведения организации  в меняющихся условиях среды,  следить за своевременностью  мер по адаптации к изменениям, разрабатывать рекомендации для  руководства организации. [12, 49]

     2. В управлении процессы интеграции  и дифференциации диалектически  связаны. Усиление интеграции  ведет к ослаблению дифференциации  и наоборот. Эти процессы отражает  логистическая кривая. Связь интеграции  и дифференциации в моменты  изменения кривой показывает возникновение новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность ее «распада», разрушения. Выход из кризиса - изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

     3. Нет  управления  без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. Те и другие находятся в определенном меняющемся соотношении. В зависимости от того, каково это соотношение, изменяется вероятность кризисных явлений.

     4. Одна из важных характеристик   антикризисного   управления  - сочетание формального и неформального начал, существование зоны рациональной организации  антикризисного   управления , которая может сужаться или расширяться.

     5. Для  антикризисного   управления  особое значение имеет стратегия развития.

     Стратегии  антикризисного   управления  могут быть разными. Наиболее важные стратегии:

     - предупреждения кризиса, подготовки  к нему;

     - выжидания зрелости кризиса для успешного его преодоления;

     - противодействия кризисным явлениям, замедления негативных процессов;

     - стабилизации ситуации посредством  использования резервов, дополнительных  ресурсов;

     - рассчитанного риска;

     - последовательного вывода из  кризиса;

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии