Антикризисное управление на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования.
Задачи исследования:
Изучить теоретические источники, правительственные документы и накопленный опыт по реструктуризации предприятий в условиях переходной экономики в России.
Рассмотреть существующие способы реструктуризации и финансового оздоровления предприятий, систему механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации, создание моделей восстановления платежеспособности и их использование на практике (на примере ООО « Челябинский тракторный завод – Уралтрак».)

Содержание

Введение ……...……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы антикризисного управления на предприятии …………………………………………………………….……..………...5
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии………………………………………………………….……………………5
1.2 Сущность антикризисного управления на предприятии…………………………………….…………….………….………...11

* 1.3 Антикризисная программа………………………………………………….……………….……….17

* 1.4 Реструктуризация как основа антикризисного управления ..……....20
2 Челябинский тракторный завод: от банкротства к эффективной работе ..…25
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия и причины кризиса…………………………………………………………………………………....25
2.2 Проведение реструктуризации на ООО « Челябинский тракторный завод –Уралтрак»…………………………... ………………………………………… 28
Заключение …………………………………………….….……………………....32
Список использованных источников ……………….…..…………………….....34
Приложение А Экономический кризис в России образца 2009 года .……..…35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Настя.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

     В качестве продавцов и покупателей выступают разные субъекты. Возможна ситуация, когда один субъект, продавая свои товары, не захочет вкладывать полученные деньги в производство или покупать другие товары (сырье, материалы). Это отрицательно скажется на тех субъектах, у кого он раньше покупал товар. Возникнут затоваривание, недостаток свободных денежных средств и другие проблемы, что и вызывает кризис.

     Вторая  возможность кризисов связана с  функцией денег как средства платежа. В этом случае также происходит разрыв во времени между актом купли товара в кредит и актом платежа за него. Покупатель к моменту истечения срока его долгового обязательства может оказаться неплатежеспособным. [4,24]

     Н.Н  Кожевникова - профессор экономических  наук, в книге «Основы  антикризисного   управления   предприятиями» выделяет следующие факторы, влияющие на платежеспособность предприятия: внешние и внутренние.

     Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными.

     1. Международные факторы складываются под влиянием:

     а) общеэкономических факторов - экономическая  цикличность развития ведущих стран; состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных  банков;

     б) стабильности международной торговли - зависит от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);

     в) международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда) - организация совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования.

     2. Национальные факторы оказывают  достаточно ощутимое влияние  на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта и складываются под влиянием:

     а) политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые  через право и включающие в  себя:

     - состояние финансовой системы;

     - отношение к собственности (ее приватизация или национализация);

     - принципы земельной политики  государства;

     - отношение государства к предпринимательству  (запретительный или стимулирующий  характер);

     - налоговую политику;

     - меры по защите прав потребителей  и предпринимателей (ограничение монополизма, защита конкуренции и т.д.);

     б) экономико-демографических факторов, которые характеризуются:

     - цикличностью экономического развития;

     - уровнем доходов, накоплений населения,  т.е. покупательной способностью (уровень цен, возможность получения кредита);

     - предпринимательской активностью.

     3. Рыночные факторы складываются  под влиянием:

     а) психографических факторов, проявляющихся  в привычках, традициях и нормах потребления, предпочтении к одним  товарам и отрицательном отношении к другим (потребительский выбор);

     б) научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения  конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты;

     в) форм конкуренции, на которые влияют: уровень издержек производства, уровень  технологий, качество продукции и  уровень маркетинга.

     Однако  наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв - крупный  научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.

     Внутренние  факторы платежеспособности. Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

     - конкурентная позиция фирмы - цель, отрасль деятельности, традиции, репутация и имидж, квалификационный состав руководства и персонала, доля рынка и стадия жизненного цикла;

     - принципы деятельности - форма собственности,  организационная структура управления, организация системы управления, инновационная деятельность, организация  производства, адаптивность фирмы, форма специализации, концентрация производства, диверсификация производства;

     - ресурсы и их использование  - прогрессивность средств и методов  производства, длительность производственного  цикла, уровень производственных  запасов, диверсификация производства;

     - маркетинговые стратегии и политика - прогрессивность средств и методов  производства, длительность производственного  цикла, уровень производственных  запасов, оборачиваемость средств;

     - финансовый менеджмент - структура  баланса, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, уровень прибыли и рентабельность.[11, 19]

     Причины кризиса зависят от его факторов, поэтому они подразделяются на внешние и внутренние.

     Внешние причины - это угроза извне, а так  как социально-экономическая система  находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура  внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

     1. Социально-экономические факторы  общего развития страны:

     а) рост инфляции; нестабильность налоговой  системы - изменение налоговой ставки или принятие новых налогов особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;

     б) нестабильность правительственной системы - глубокие разногласия в государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в тени;

     в) разделение властей на оппозиции, что  влечет за собой беспорядочное принятие решений;

     г) снижение уровня доходов населения - это является основанием для роста социальной напряженности и, как следствие, появления социального кризиса. Как правило, правительство вынуждено идти на такие меры из-за экономических и финансовых кризисов в стране и важнейших отраслях, поскольку требуются большие средства для преодоления кризисных ситуаций;

     д) рост безработицы - результат экономических  и промышленных кризисов и причина  социальных кризисов.

     2. Рыночные факторы:

     а) нестабильность валютного рынка;

     б) усиление монополизма;

     в) сокращение сферы рынка.

     3. Прочие внешние факторы:

     а) политическая нестабильность;

     б) рост криминальных структур - эта проблема остается актуальной на протяжении уже  долго времени, несмотря на многочисленные меры правительства. От криминальных действий страдают как малые и крупные предприятия, так и отрасли в целом. Наибольшая опасность кроется в возглавлении крупных отраслей и предприятий людьми с низкими профессиональными навыками и отсутствием опыта, что обычно приводит к кризисной ситуации, причем довольно тяжелой;

     в) природно-климатические причины - кроются  в стихийных бедствиях, наносящих  большой урон всему сектору деятельности и государству в целом;

     г) стихийные бедствия опасны тем, что  могут вызвать сразу несколько  кризисов - экономический, социальный, экологический. В такой ситуации очень трудно сориентироваться и определить первоочередность задач. Как правило, ощущается нехватка средств, для чего приходится использовать резервные фонды.

     Внутренние  причины возникновения кризиса:

     1. Управленческие причины:

     а) разногласия между участниками управленческой структуры - если это легкие разногласия, то обычно все решается путем переговоров. Но бывают сложные ситуации, сочетающие в себе психологические факторы, личные интересы участников, несогласованность действий - это может привести к серьезным последствиям, таким как кризис;

     б) отсутствие динамики в управлении- с течением времени предприятие  или отрасль развиваются и  приобретают все большие масштабы и формы, для чего требуется более  разветвленная и дифференцированная сеть управления. Отсутствие гибкости приводит к «неуспеваемости» хода управления за развитием;

     в) высокий уровень коммерческого  риска - если предприятие или бизнес создавались в рискованных условиях, то управление может некоторое время  сдерживать темпы развития, боясь потерь. Это может привести к потере шанса занять место на рынке или постепенному «затуханию»; дела;

     г) недостаточное знание конъюнктуры  рынка - при образовании предприятия  следует провести внимательный анализ ситуации на рынке, исследование тенденций спроса и предложения и реальное оценивание своих возможностей в связи с этим. В процессе деятельности нужно также постоянно следить за этими процессами для внесения изменений в организационную и производственную структуры для сохранения конкурентоспособности на рынке;

     д) сложности с учетными системами  для своевременного обнаружения  кризиса необходимо проводить анализ деятельности. Во многом это осуществляется через различные отчетные документы, отражающие прибыль, расходы, издержки, баланс и т. д. Предоставление этих документов должно проходить в точно установленные сроки, в противном случае можно пропустить первые признаки наступления кризиса;

     е) затруднения маркетинговых служб. Хорошо организованный маркетинг - половина успеха, так считают большинство специалистов. Он помогает в повышении конкурентоспособности и раскрутке. Однако при недостаточной организации он может иметь противоположный эффект.

     2. Производственные причины:

     а) устаревшая техническая база - приводит к снижению производительности и качества выпускаемой продукции, а значит, и спроса на нее;

     б) низкая производительность труда - связана  с отсутствием стимулов упорной  и эффективной работы: подходящих условий труда и оплаты труда, социальных гарантий, карьерного роста, дополнительных преимуществ;

     в) высокие энергозатраты- это связано, как правило, с изнашиванием технической  базы, где старое оборудование просто еще не было доведено до уровня экономии энергии.

     3. Рыночные причины:

     а) низкая конкурентоспособность товара - связано с недостаточным уровнем качества или плохо проведенной маркетинговой кампанией;

     б) зависимость от постоянного ограниченного  количества поставщиков и клиентов. [3,43]

     Если  обобщить все факторы, то в большинстве  случаев ухудшение финансового  положения организаций и их последующее банкротство связано с:

     - неэффективной системой управления  и некомпетентностью высшего  руководства;

     - слабым учетом изменений состояния  рынка (спроса, конкурентов, ценовой  политики и др.), производственного  и финансового потенциала организации;

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии