Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:24, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать влияние факторов внешней среды на организацию, выявить наиболее эффективные методы анализа и предложить способы повышения их эффективности и точности.
Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Внешняя среда организации и ее элементы. Методы анализа внешней среды ……………………………………………………………….
1.1. Понятие внешней среды и ее основные характеристики …………...
1.2. Факторы прямого воздействия и сущность их анализа ………………
1.3. Факторы косвенного воздействия и сущность их анализа ………….
1.4. Методы анализа внешней среды организации ………………………..
Глава 2. Анализ внешней среды на предприятии «Комсомольская правда» в Приморском крае ……………………………………………………………..
2.1. Общие сведения о предприятии ……………………………………….
2.2. Общий анализ факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды на предприятии ……………………………………………………….
2.3. Анализ внешней среды предприятия с помощью метода SWOT ……
2.4. Анализ внешних стратегических факторов, конкурентной среды и профиля среды на предприятии …………………………………….………
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности «Комсомольской правды» в Приморье …………………………………………………...…. ..
3.1. Преимущества методов анализа внешней среды ……………..……….
3.2. Недостатки методов анализа внешней среды …………………………
3.3. Предложение путей повышения эффективности деятельности «Комсомольской правды» в Приморье на основании проведенных методов анализа …………………. ……………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ……………………
- преимущества в области конкуренции.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. Слабые стороны: отсутствие ясных стратегических направлений, ухудшающаяся конкурентная позиция, устаревшее оборудование, плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, отставание в области исследований и разработок, очень узкая производственная линия, неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии. Примеры слабых сторон предприятия:
- нет ясных стратегических направлений;
- устаревшее оборудование;
- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
- уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
- отставание в области исследований и разработок;
- очень узкая производственная линия.
Рыночные
возможности — это
- расширение производственной линии;
- увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
- добавление сопутствующих продуктов;
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- ускорение
роста рынка.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Рыночные угрозы: возможность появления новых конкурентов, рост продаж замещающего продукта, замедление роста рынка, неблагоприятная политика правительства, изменение потребностей и вкуса покупателей. Примеры рыночных угроз:
- рост продаж замещающего продукта;
- замедление роста рынка;
- возможность появления новых конкурентов;
- возрастающее конкурентное давление;
- изменение потребностей и вкуса покупателей;
- неблагоприятные демографические изменения.
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса [11, с.126].
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
Заполняется
таблица 1 [5, с.59].
Таблица 1
Определение
сильных и слабых
сторон вашего предприятия
№ | Параметры оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. |
Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз.
Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:
Далее
заполняется таблица 2 [5, с.62].
Таблица 2
Определение
рыночных возможностей
и угроз
№ | Параметры оценки | Возможности | Угрозы |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. |
Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
В
заполненной матрице SWOT-анализа
виден полный перечень основных сильных
и слабых сторон предприятия, а также
открывающиеся перед
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка. Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 3) [5, с.64].
Таблица 3
Матрица
SWOT-анализа
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | 1. Как воспользоваться возможностями? | 2. За счет чего можно снизить угрозы? |
Слабые стороны | 3. Что может
помешать воспользоваться |
4. Самые большие опасности для фирмы. |
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- определены основные направления развития предприятия;
- сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
Метод анализа внешних стратегических факторов. В данном методе используется матрица анализа внешних стратегических факторов (таблица 4) [13, с.87], предназначенная для выявления и планирования влияния внешних общественных сил на непосредственное окружение компании. Для того чтобы составить данную матрицу, в первую очередь, нужно определить три или четыре наиболее явных тенденций в экономическом, технологическом, политико-правовом и социокультурном окружении компании.
Примером экономических тенденций может быть введения квот на ввоз подержанных иномарок или значительное изменение курса доллара. Примером технологических изменений может быть появление двигателей работающих на электрической энергии, а так же появление новой технологии в очистке бензина. Примером политико-правовых тенденций может быть приход к власти другой политической партии или издание закона о запрещении передвижения по автомобильным дорогам без зеркал заднего вида. Примером социокульнурных изменений может быть падение рождаемости или переход интересов автолюбителей на зарубежные подержанные автомобили. Следующим шагом в составлении матрицы анализа внешних стратегических факторов является выявления возможного влияния внешних общественных сил на непосредственное окружение компании, то есть на правительство, местную общественность, поставщиков, конкурентов, клиентов, кредиторов, работников, группы интересов и на торговые ассоциации. В общем, матрица анализа внешних стратегических факторов поможет оценить, как дальнейшее общественное развитие сможет повлиять на компанию через её непосредственное окружение [11, с.129].
Таблица 4
Матрица
анализа внешних
стратегических факторов
Непосредственное окружение компании | Факторы общественных сил | |||
Экономические | Технологические | Политико-правовые | Социокультурные | |
1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | |
3 | 3 | 3 | 3 | |
Правительство | ||||
Местная общественность | ||||
Поставщики | ||||
Конкуренты | ||||
Клиенты | ||||
Кредиторы | ||||
Работники | ||||
Торговые ассоциации |
При анализе внешней среды матрицей анализа внешних стратегических факторов мы выявляем некоторые из них, которые могут повлиять на будущее окружение компании. К сожалению, данная матрица не дает информации о том какие из них окажут наибольшее влияние на деятельность компании, а какие меньшее, поэтому для определения важности внешних стратегических факторов для компании применяется матрица определения приоритетных внешних факторов (таблица 5) [13, с.88]. Анализ данной матрицы выявляет планируемую вероятность проявления данных внешних стратегических факторов и степень их потенциального влияния на деятельность компании. В результате данного анализа мы сможем выявить потенциальные возможности и угрозы, которые в дальнейшем могут быть использованы в SWOT – анализе [11, с.131].