Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:56, курсовая работа
Цель работы – анализ управления персоналом в компании «БытТехника»
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучены особенности организации стратегии управления персоналом в рыночных условиях;
представлено состояние кадровой политики в компании «БытТехника»;
проведен анализ существующей стратегии управления персоналом;
дана оценка эффективности реализации стратегии управления персоналом;
разработаны мероприятия, направленные на совершенствование управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 6
1.2.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 23
1.3.ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ 29
ГЛАВА 2.РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В КОМПАНИИ «БЫТТЕХНИКА» 41
2.1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ 41
2.2. СОСТОЯНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В КОМПАНИИ 46
2.3.АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В КОМПАНИИ «БЫТТЕХНИКА» 51
2.4. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ «БЫТТЕХНИКА» 58
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПАРВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 65
3.1.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 65
3.2.МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 67
3.3.ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ «БЫТТЕХНИКА» 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
- активная.
При использовании пассивной кадровой политики руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.
Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.
При использовании реактивной кадровой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду.
Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала.
При использовании превентивной кадровой политики руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на нее.
В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика - это рациональная кадровая политика.
Руководство предприятия использует реактивный тип кадровой политики, т.к. явных проблем в управлении персоналом нет, текучесть кадров достаточно низкая, и руководство предприятия занято в большинстве случаев увольнением работников, нарушивших трудовую дисциплину, и приемом на их место квалифицированных сотрудников.
Проанализируем кадровую политику компании «Быттехника» с точки зрения открытости.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях.
Закрытая же кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.
Поэтому можно сказать, что руководство компании «Быттехника» проводит открытую кадровую политику.
Проведем анализ стратегии управления персоналом исследуемого предприятия. Для этого рассмотрим следующие таблицы.
Структура персонала компании «Быттехника» за 2006-2008 г.г.
Категории персонала |
2006 |
2007 |
2008 |
Торговый персонал |
72 |
76 |
86 |
Обслуживающий персонал |
13 |
12 |
13 |
Административный персонал |
15 |
15 |
15 |
Итого |
100 |
103 |
114 |
Как видно из таблицы 2.1, численность персонала за исследуемый период увеличилась. Это связано в первую очередь с увеличением объема товарооборота предприятия, вследствие этого увеличивается численность работников. Основную массу работников на предприятии составляет производственный персонал.
Более наглядно структуру персонала можно увидеть из рисунка 2.1.
Рис.2.1. Структура персонала компании «Быттехника» за 2006-2008 г.г.
Рассмотрим динамику трудовых показателей компании «Быттехника»
Как видно из таблицы 2.2, доля торгового персонала на одного обслуживающего и административного в течении анализируемого периода увеличилась, что говорит об увеличении эффективности производства. Также снижена доля административного персонала в результате увеличения массы торгового персонала.
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Торговый персонал на одного обслуживающего |
5.5 |
6.3 |
6.6 |
Торговый персонал на одного административного |
4.8 |
5.1 |
5.7 |
Доля административного |
15% |
16% |
13% |
Рассмотрим возрастные особенности работников предприятия.
Возраст |
2006 |
2007 |
2008 |
Моложе 20 лет |
3 |
3 |
2 |
20-30 лет |
27 |
32 |
37 |
31-40 лет |
40 |
41 |
41 |
41-50 лет |
15 |
15 |
16 |
51-60 лет |
10 |
10 |
12 |
Старше 60 лет |
5 |
2 |
6 |
Как видно из таблицы 2.3, основную долю рабочей силы составляют лица от 20 до 30 и от 31 до 40 лет. Но есть молодое поколение и те, кто уже вышел на пенсию (хотя они составляют меньшинство). Соотношение кадрового состава по возрасту за анализируемый период практически не изменялось.
Более подробно возрастную структуру персонала можно увидеть из рисунка 2.2.
Рис. 2.2. Возрастная структура рабочей силы
Дополним рисунок 2.2 анализом возрастной структуры персонала в процентном отношении.
Рис. 2.3. Возрастная структура рабочей силы, в %
Проанализируем образовательную структуру персонала компании «Быттехника» (см. таблицу 2.4).
Как видно из этой таблицы, основную массу работников предприятия составляют лица, имеющие среднее и высшее образование. Далее стоят лица, имеющие неполное среднее и незаконченное высшее образование. Это объясняется тем, что торговая фирма достаточно крупная, нужны квалифицированные специалисты в лице начальников отделов, а также на предприятии работает много молодежи, только что окончившей ВУЗы.
Уровень образования |
2006 |
2007 |
2008 |
Начальное |
2 |
2 |
2 |
Неполное среднее |
10 |
11 |
12 |
Среднее |
46 |
47 |
50 |
Незаконченное высшее |
12 |
12 |
19 |
Высшее |
30 |
30 |
31 |
Кандидат или доктор наук |
- |
- |
- |
Высшее образование имеют руководители, административный персонал, начальники отделов. У торгового персонала в основном среднее и в редких случаях незаконченное высшее образование. Остальные – это обслуживающий персонал.
Проанализируем персонал компании «Быттехника» по стажу работы.
Стаж работы |
2006 |
2007 |
2008 |
Менее одного года |
3 |
3 |
5 |
1-3 года |
12 |
14 |
14 |
3-5 лет |
24 |
26 |
25 |
5-10 лет |
27 |
33 |
35 |
10-20 лет |
22 |
20 |
25 |
Свыше 20 лет |
12 |
7 |
10 |
Итого |
100 |
103 |
114 |
Рис.2.4.Анализ персонала компании «Быттехника» по стажу работы
Анализ персонала по стажу работы в процентном отношении выглядит так:
Рис.2.5.Структура персонала в процентном отношении
Структура персонала по половому признаку представлена в таблице 2.6.
Категории персонала |
2006 |
2007 |
2008 |
Мужчины |
80 |
82 |
91 |
Женщины |
20 |
21 |
23 |
Как видно из таблицы, основную долю работников (на протяжении исследуемого периода – 65-75%) составляют мужчины. Это объясняется тем, что мужчины лучше разбираются в технике, и, в частности, в бытовой.
Далее произведем расчет показателей абсентеизма. Показатели абсентеизма – это отношение времени, пропущенного сотрудниками в течение года к общему балансу рабочего времени организации за период (учитываются все пропуски рабочего, кроме отпусков и вынужденных отгулов по инициативе организации).
Таблица 2.7
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Баланс рабочего времени организации, час |
2680 |
2690 |
2686 |
Количество рабочего времени, пропущенного сотрудниками, час |
210 |
168 |
180 |
Показатель абсентеизма |
0.08 |
0.06 |
0.07 |
Показатель абсентеизма
показывает, какой процент
Компания «Быттехника»
Таблица 2.8
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Величина издержек на обучение |
12000 |
25000 |
37000 |
Численность обучающихся работников |
3 |
5 |
7 |
Величина издержек на обучение на одного работника предприятия |
4000 |
5000 |
5286 |
Так, в 2008 году затраты на обучение увеличились в 3 раза по сравнению с 2006 годом. Это объясняется, во-первых, необходимостью быть лидером в своей отрасли, а во-вторых, ежегодным увеличением платы за обучение в высших и среднеспециальных учебных заведениях (см. таблицу 2.8).
Далее рассмотрим организацию системы заработной платы на предприятии.
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Количество сотрудников, работающих по повременной системе |
28 |
27 |
28 |
Количество сотрудников, работающих по сдельной системе |
72 |
76 |
86 |
Как видно из таблицы 2.9, основная масса трудящихся на предприятии работает по сдельной системе. По повременной системе работает в основном административный и обслуживающий персонал.
Проведенный анализ стратегии управления персоналом позволяет сделать вывод о том, что организация деятельности в области управления персоналом на предприятии находится на должном уровне. Вопросами кадровой политики занимаются высшие руководящие органы правления. Организация имеет достаточный кадровый потенциал и способна к нововведениям, в том числе и в области кадровой политики. Однако, наряду с вышесказанным, кадровая политика компании «Быттехника» имеет и недостатки. Недостатки стратегии управления и рекомендации по совершенствованию управлением персонала рассмотрим в третьей главе.
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед организацией встаёт необходимость работать по-новому, овладевая новыми технологиями и системами управления. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности организации. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Информация о работе Анализ управления персоналом в компании «БытТехника»