Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:45, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование теоретических и практических аспектов применения процессного подхода к организации производства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть содержание и уточнить экономическую сущность понятий «производственный процесс» и «бизнес-процесс»;
- рассмотрение теоретических вопросов применения процессного подхода к организации производства;
- проанализировать деятельность ресторана для обоснования необходимости внедрения процессного управления;
- изучить и проанализировать основные этапы внедрения процессного подхода к управлению в ресторане.
Введение..............................................................................................................3
1. Теоретические вопросы организации производства на основе процессного подхода................................................................................................................5
2. Анализ организации производства на предприятии..................................17
2.1 Анализ текста ГОСТ Р ИСО 9001-2008 на наличие в нем положений, связанных с принципом процессного подхода в управлении качеством....19
3. Совершенствование организации производства на основе внедрения процессного подхода........................................................................................27
Заключение........................................................................................................30
Список использованной литературы...............................................................31
Структурный
подход основан на использовании
различных типов
Недостатками такого подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются следующие:
Также
построен и производственный процесс
– по цехам. И часто бывает так,
что функции вспомогательных
и обслуживающих служб не соотносятся
с деятельностью основного
По-иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
Процессный
подход подводит к необходимости
перехода на, так называемое, «тощее
производство» или «тощую»
Процессно-
Исходя из вышеизложенного, под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятия понимается ориентация:
Использование процессно-ориентированного подхода имеет следующие главные преимущества:
К
недостаткам процессного
Каждое предприятие имеет свою специфику, отраслевую направленность, учитывая это, должны разрабатываться собственные индивидуальные модели. Процессный подход в организации производства позволяет системно увязать между собой функциональные направления в деятельности предприятия, построить прозрачные и понятные схемы реализации управленческих задач, оценить и оптимизировать используемые ресурсы.
Таким
образом, переход на процессный подход
к организации производства является
не только возможным, но и необходимым
условием для повышения
Одним
из первых основных этапов построения
процессной организации и управления
деятельностью предприятием является
выделение и классификация
Для
этого целесообразно
Однако реализация данного подхода на российских предприятиях вызывает некоторые затруднения. Прежде всего, они связаны с непониманием сущности бизнес-процессов, выделение которых является одним из основных этапов применения процессного подхода к управлению предприятием.
В стандартах ISO 9001:2000 приведено следующее определение бизнес-процесса: Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Более ранняя версия международного стандарта ISO 9000:2000 Основные положения и словарь в п. 2. 4 «Процессный подход» дает следующее определение: «Любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс».
Несколько иное определение бизнес-процесса дано в книге М. Хаммера и Д. Чампи [12]: «совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».
Другие авторы [1, 6] определяют бизнес процессы следующим образом: «Бизнес-процесс – это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту».
В наиболее общем смысле под бизнес-процессом понимается поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших потоков – от одного отдела к другому [2, с. 186].
Однако ни одно определение не представляется исчерпывающе точным и четким. Но можно обозначить общие для каждого определения признаки бизнес-процесса, а именно: преобразование входов в выходы, создание продукта, представляющего ценность для потребителя, последовательность работ. Исходя из этого, можно дать следующее определение термину «бизнес-процесс»: «Бизнес-процесс – это совокупность операций, протекающих внутри каждой организации от одного исполнителя к другому и преобразующих ресурсы, используемые на «входе», в получаемый на «выходе» результат, представляющий ценность для потребителя».
Для
выделения процессов
Рис.
1. Иерархия процессов
Любая
организация в ходе достижения собственных
целей включена в сотни различных
процессов. Тем не менее, существует
определенная совокупность стандартных
для всех коммерческих организаций
(предприятий реального
-
процесс управления как
-
процесс закупок (сырья,
- процесс производства, т.е. создания продукции (товаров, услуг);
-
процесс сбыта, т.е.
Процессы, являющиеся в деятельности предприятия основными (когда исключение любого из них влечет за собой недостижение общего результата), а также процессы, более или менее общие для всех коммерческих организаций, называются стратегическими.
Каждый стратегический процесс, в свою очередь, подразделяется на ключевые процессы. Например, процесс производства может делиться на:
- производство комплектующих;
- процесс переработки;
- обслуживание производства и др.
Сам ключевой процесс представляется в виде процедуры, описывающей выдвигаемые для него задания [13, С. 37-41].
При разработке процессов обычно применяется цикл Plan-Do-Check-Act (PDCA), состоящей из следующих операций:
- планирование (разработка целей и процессов) для достижения поставленных целей;
-
осуществление этих планов, т.е.
внедрение разработанных
-
контроль процессов на предмет
соответствия выпускаемой
-
деятельность по постоянному
улучшению показателей
Каждый
бизнес-процесс имеет свои границы
(Рис. 2) и определенные роли.
Рис.
2. Границы бизнес-процессов.
Первичные клиенты - получают первичный выход. Вторичные клиенты - находятся вне процесса и получают вторичные выходы. Косвенные клиенты - следующие в цепочке после первичного клиента. Внешние клиенты – находятся вне предприятия. Внешние косвенные клиенты - это потребители.
При
проведении выделения и классификации
для каждого бизнес-процесса определяется
состав участников бизнес-процесса. Важное
место при определении