Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

В современном мире формирование и развитие социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной и остро востребованной проблемой. Это обусловлено тем, что сегодня практически для всех стран мирового сообщества, испытывающих в той или иной степени влияние процессов глобализации экономики, уменьшение государственного ее регулирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования социальной ответственности бизнеса
1.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса
1.2. Развитие концепций и моделей социальной ответственности бизнеса
Глава 2. Социальная активность предприятий как форма реализации социальной ответственности бизнеса
2.1. Социальные инвестиции российских компаний
2.2. Методика количественной и качественной оценки социальной ответственности бизнеса
2.3. Структурный анализ социальной активности российских предприятий
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ социальной ответственности бизнеса в России.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

вырезано

Кроме того, обследование, проведенное Conaerence Brend в 100 германских компаниях, показало положительную корреляцию между инвестициями в развитие персонала и курсом акций компании. Особенно это важно для транснациональных корпораций, которые делают достаточно крупные вложения в развитие персонала предприятий в развивающихся странах - регионах своей деятельности, где государство не имеет финансовых возможностей решать социальные проблемы, связанные с развитием и повышением качества человеческих ресурсов.

Социальная активность бизнеса повышает привлекательность компании для потенциальных работников, что особенно важно в условиях нехватки специалистов. Так 33 процента экономически активных британцев считают, что если компания социально активна, то в ней лучше условия труда. По данным опроса 2100 обучающихся по программам МВА, проведенного Business For Social Rsponsibility, более половины респондентов согласились бы работать в социально ответственной компании за меньшую оплату труда. Важно также учитывать и то, что социальное инвестирование, которое делают компании в особо значимые для государства отрасли и сферы, может обеспечить получение различных преференций и налоговых льгот.

вырезано

Практика частного предпринимательства в этой стране выработала эффективные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, основу которых составляет большое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса. Известно, что американское профессиональное образование спонсируется частным сектором как ни в одной другой стране мира. Например, исторически сложившаяся практика финансовой поддержки технических колледжей и университетов страны автомобильным концерном Г.Форда. Участие американского бизнеса в социальной поддержке общества в значительной степени объясняется тем, что компании заинтересованы в добровольном вкладе в образование, пенсионные и страховые схемы для развития и повышения качества своего персонала, а также иные социально значимые программы. Ответственное перед обществом поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.

Важной особенностью американской модели КСО является то, что для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это Америка известна традициями систематического участия бизнеса или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 миллиардов долларов, полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира.

Модель социальной ответственности бизнеса в континентальной Европе в отличие от США, где КСО инициируется самими компаниями и выходит далеко за рамки требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими стейкхолдерами, в большей степени представляет собой систему государственного регулирования. При этом следует подчеркнуть, что европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения своей ответственности перед обществом.

Европейская модель КСО не предусматривает открытую линию поведения компании. Наоборот, та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как КСО, т.е. проводится исключительно по инициативе самого бизнес-сообщества, в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств.

Рассматривая модель КСО как экономическую, юридическую, этическую ответственность компаний и их благотворительную деятельность, можно выделить следующие отличия континентальной модели КСО от американской:

1. Экономическая ответственность в основном заключается в обеспечении прибыльности бизнеса и в ответственности компании перед ее акционерами (типично американский подход). Однако, в данную группу отношений европейская модель включает также ответ­ственность перед работниками предприятия и местными сообщест­вами;

2. Юридическая ответственность является базой для любой формы со­циальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматри­вает государство как институт, контролирующий и приводящий в исполнение принятые в стране правила поведения, законодательные и нормативные акты. Между тем, в США подобное государственное регулирование воспринимается, скорее, как вмешательство в сферу личной свободы;

вырезано

Общей тенденцией, как для британской, так и континентальной модели КСО является их очевидная скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели. В таблице 1 представлены основные различия КСО в Америке и Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Основные характеристики форм и моделей КСО в США и Европе[1]

 

Модель КСО в США

Модели КСО в Европе

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

 

Формирование российской национальной модели КСО, отвечающей современным условиям, принципам и требованиям ведения бизнеса, находится на первоначальном этапе. Так, в отечественных публикациях должное внимание этой проблеме стало уделяться только в последние 2-3 года. В стране крайне мало аналитических исследований по сравнению с теми, что регулярно проводятся на Западе. Соответственно, наши выводы и заключения делались на основании имеющегося материала и не претендуют на абсолютную истину.

По данным Ассоциации менеджеров из имеющегося исследовательского материала и публикаций СМИ по теме КСО в России действительно имеют место тенденции возрождения элементов КСО, унаследованных еще с советских времен (реанимированные дома отдыха, детские лагеря, иные объекты социально-культурного быта). При этом в социальных программах предприятий основное внимание уделяется лишь одной группе стейкхолдеров - как правило, работникам. Остальным заинтересованным сторонам (за исключением, пожалуй, государства) уделяется значительно меньше внимания. Важно подчеркнуть, что главная причина сегодняшнего состояния КСО в России объясняется слишком короткой историей вопроса в стране и недостаточным пониманием це­лостной концепции и практики социальной ответственности бизнеса в том виде, в котором она применяется в других государствах.

В отличие от американской и европейских моделей и, в известной мере, в силу наличия элементов командной системы, унаследованной с советских времен, роль государства в формировании и развитии КСО в России достаточно высока. Данную особенность можно даже рассматривать как едва ли не основную отличительную черту российской КСО по сравнению с западными аналогами. В условиях отсутствия как опыта в КСО, так и устойчивых традиций в области филантропии (по крайней мере, в период по­сле 1917 года) такую тенденцию можно считать положительной национальной чертой.

вырезано

Таким образом, корпоративная ответственность сегодня становится современным стилем деловой активности, который оказывает значимое влияние на процесс принятия управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон.


Глава 2. Социальная активность предприятий как форма реализации социальной ответственности бизнеса

 

2.1. Социальные инвестиции российских компаний

 

В современных условиях развития экономики и социальной сферы Рос­сии наиболее прагматичной формой осуществления корпоративной соци­альной ответственности предприятий являются социальные инвестиции. Проведенный в настоящей дипломной работе анализ последних тенденций участия россий­ского бизнеса в жизни общества показывает, что в стране происходит пере­ход от традиционной, исторически заложенной еще в дореволюционный пе­риод благотворительности к социальному инвестированию.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время для развития социальных инвестиций в России характерными являются проблемы, связанные с несо­вершенством институциональных преобразований. Это проявляется в том, что государство формирует недостаточно эффективные правовые и соци­альные институты, а бизнес-структуры, осуществляя значительные социаль­ные инвестиции, и тем самым отчасти «замещая» государство в социальной сфере, вынуждены нейтрализовывать «ошибки» государства. Это обстоя­тельство в условиях неокрепшего отечественного бизнеса, не успевшего еще занять свою нишу на зарубежных рынках, ухудшает конкурентоспособность страны на внешних рынках.

Институциональное несовершенство проявляется и с другой стороны: бизнес, чутко реагируя на него и решая первоочередную задачу - получение максимальной прибыли, не всегда строго выполняет установленные законом социальные и налоговые обязательства.

вырезано

Следует отметить, что хотя информационная прозрачность компаний далека от идеальной, все же и недооценивать достигнутый уровень нельзя. Несмотря на множество неблагоприятных факторов, препятствующих ин­формационной открытости компаний, их влияние явно переоценивается. Практика взаимодействия Ассоциации Менеджеров с отечественными ком­паниями по вопросам социальных инвестиций показывает, что фактически сдвиг в сторону раскрытия российским бизнесом своих социальных про­грамм в цивилизованном формате уже произошел в большинстве компаний уже имеются механизмы и организационные структуры, позволяющие пере­ходить к раскрытию социальной информации. На многих предприятиях со­циальная политика реализуется исходя из принципов социальной ответст­венности бизнеса, предусмотренных стратегией развития компании. Соци­альные программы осуществляются регулярно, а средства на их реализацию выделяются в рамках общего бюджетного планирования.

вырезано

На основе сформулированных направлений 3-й группы формируется критерий максимального разнообразия социальной политики предприятий, так как концентрация социальных инвестиций на 1-2 направлениях ведет к диспропорциям в развитии всей социально-экономической системы.

Информацию о наличии или отсутствии каждого из 12-ти признаков обобщает раскрытый в настоящей методике единый интегральный показа­тель - качественный индекс социальных инвестиций (IK.)

Предложенные в настоящей методике три разновидности качественно­го индекса социальных инвестиций пронормированы и могут принимать значения от 0 до 100%.Чем больше значение индекса, тем целостнее соци­альная политика компании.

Сравнение индексов IK (i) для разных компаний позволяет опреде­лить лидеров и аутсайдеров по показателю комплексности организации про­цесса социального инвестирования. Сравнение качественных индексов для разных признаков позволяет выявить соответствующие «узкие места», то есть те признаки, которые представляют для компаний наибольшую проблему.


2.3. Структурный анализ социальной активности российских предприятий

 

Обобщенные данные количественной характеристики социальной ак­тивности российских компаний приведены в таблице 3.

Анализ материалов обследования показывает, что корректность полу­ченных результатов подтверждается их сопоставимостью с отдельными ко­личественными оценками, полученными из официальных источников и дру­гих обследований. Так, величина индекса IS, характеризующая отношение социальных инвестиций к валовым продажам обследованных компаний, со­ставляющая 1,96%, достаточно близка к данным Госкомстата РФ о структу­ре использования денежных поступлений предприятий промышленности в 2005-2006 гг., согласно которым отчисления на социальные нужды состав­ляют в среднем по промышленности 2,2% общего объема денежных поступ­лений[2].

 

Таблица 3. Количественная оценка социальной активности российских компаний (по данным обследования 2006 г.)[3]

Показатели индекса социальных инвестиций

Значения индекса

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Информация о работе Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России