Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:15, реферат
В современном мире формирование и развитие социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной и остро востребованной проблемой. Это обусловлено тем, что сегодня практически для всех стран мирового сообщества, испытывающих в той или иной степени влияние процессов глобализации экономики, уменьшение государственного ее регулирования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования социальной ответственности бизнеса
1.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса
1.2. Развитие концепций и моделей социальной ответственности бизнеса
Глава 2. Социальная активность предприятий как форма реализации социальной ответственности бизнеса
2.1. Социальные инвестиции российских компаний
2.2. Методика количественной и качественной оценки социальной ответственности бизнеса
2.3. Структурный анализ социальной активности российских предприятий
Заключение
Список литературы
Дипломная работа
на тему:
«Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России»
Москва, 2008 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования социальной ответственности бизнеса
1.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса
1.2. Развитие концепций и моделей социальной ответственности бизнеса
Глава 2. Социальная активность предприятий как форма реализации социальной ответственности бизнеса
2.1. Социальные инвестиции российских компаний
2.2. Методика количественной и качественной оценки социальной ответственности бизнеса
2.3. Структурный анализ социальной активности российских предприятий
Заключение
Список литературы
В современном мире формирование и развитие социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной и остро востребованной проблемой. Это обусловлено тем, что сегодня практически для всех стран мирового сообщества, испытывающих в той или иной степени влияние процессов глобализации экономики, уменьшение государственного ее регулирования, а также изменение общественных настроений, ожиданий и системы ценностей, - возрастает роль и значение бизнеса в решении насущных задач социальной поддержки многочисленных слоев населения, уровень и качество жизни которых являются низкими и не могут быть названы достойными в соответствии с современными социальными стандартами.
Для Российской Федерации, экономика которой признана ведущими капиталистическими державами рыночной, также актуальной является проблема борьбы с бедностью, социальной защиты подавляющей массы наемных работников, составляющих главную ценность ресурсного потенциала общества. Решение этой проблемы невозможно без социально ответственного поведения российского бизнеса.
В основных направлениях социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу перед российским государством и обществом в числе приоритетных поставлена задача - установить новый социальный контракт, предполагающий взаимную ответственность власти, бизнеса и общественных институтов.
В целях освобождения общества от приверженности патернализму и инфантильности, а государства — от использования неэффективных и пассивных распределительных методов в системе социального управления отменяется большинство льгот, проводятся страховая, жилищная и пенсионная реформы. В этой связи вопрос взаимной социальной ответственности представляется исключительно важным еще и потому, что в России в отличие от экономически развитых западных стран, недостаточно развит институт корпоративной и персональной ответственности.
С помощью нового социального контракта, который определяет, что обеспечивает в стране рост экономики: жесткая налоговая политика и государственные инвестиции или рост предпринимательской свободы, частных инвестиций и корпоративной ответственности, предполагается инициировать процесс эффективного распределения социальной ответственности путем достижения оптимального баланса между государственным регулированием и свободным предпринимательством. В этих условиях именно социальный договор должен обеспечить необходимый уровень готовности и профессиональной способности бизнеса взять на себя решение социальных проблем.
Актуальность проблемы социальной ответственности для российского бизнеса определяется еще и тем, что в России в условиях переходного периода отечественной экономики основополагающие принципы, методы и практика социального развития предприятий, существовавшие в советский период, были отторгнуты в силу экономических и политических причин. Формирование новых подходов и новой, соответствующей рыночным требованиям практики в этой области находится на первоначальной стадии.
Именно в этой сфере российские предприятия доказывают продвижение и эффективность социально ответственного бизнеса. Так по результатам нашего исследования и данным экспертных оценок руководство российских компаний считает приоритетными для финансирования внутренние социальные программы, направленные на развитие персонала, охрану здоровья и обеспечение безопасных условий труда. Все эти программы, в конечном итоге, работают на повышение уровня и качества жизни населения и способствуют созданию благоприятных условий для расширенного воспроизводства рабочей силы.
В настоящее время на эти цели предприятия выделяют около 60% денежных средств из общего бюджета на реализацию социальных программ. Исследования доказывают, что названные программы на практике легче поддаются контролю, бюджетированию и оценке полученного результата.
Большое внимание уделяется социальной поддержке работающих на предприятиях после окончания периода трудовой деятельности, а также для решения вопросов обеспечения жильем. В современных рыночных условиях развития российской экономики к таким социальным программам относятся дополнительные корпоративные системы профессионального пенсионного обеспечения и корпоративные программы ипотечного жилищного кредитования. И хотя такие программы выходят за рамки внутренних, производственно ориентированных социальных приоритетов предприятия, они положительно влияют на условия расширенного воспроизводства рабочей силы.
Целью настоящей дипломной работы является раскрытие сущности, содержания и особенностей социальной ответственности применительно к условиям российского бизнеса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
рассмотреть факторы и принципы формирования социальной ответственности бизнеса в условиях повышения его роли в развитии мировой экономики;
изучить зарубежный опыт развития концепций и моделей социально-ответственного предпринимательства и возможности его использования в России;
раскрыть сущность, содержание и особенности социальной ответственности предприятия применительно к условиям российского бизнеса;
определить методы количественной и качественной оценки социальной ответственности российских предприятий;
выполнить структурный анализ состояния социального инвестирования в России как формы проявления социальной ответственности бизнеса.
Тема социальной ответственности бизнеса не только в России, но и в других странах неразрывно связана с особенностями его внешней среды, с проблемой сохранения и усиления конкурентоспособности предприятия в совершенно новых условиях развития мировой экономики. Сегодня лидеры делового мира вынуждены считаться с объективной неизбежностью ужесточения конкуренции и бурного развития мирового рынка.
вырезано
Согласно этой теории ответственность менеджеров предприятия состоит в «руководстве бизнесом в соответствии с желаниями акционеров, которые в целом сводятся к получению максимально возможной прибыли при соблюдении сложившихся в обществе правил поведения, воплощенных как в законе, так и в нормах морали». В этой связи максимальное увеличение стоимости акций компании - это то, что является главной целью управления и эффективного размещения ресурсов. Поэтому бизнес не должен взваливать на себя все проблемы общества.
Однако в современных условиях повышение роли бизнеса в социально-экономическом развитии во многих странах кардинально меняет представление о его социальной ответственности. Так проблема социальной ответственности и подотчетности предприятий наиболее широко рассматривается в Германии и Японии, где общественному согласию и высокому доверию со стороны общества придается исключительно важное значение. В этих странах работники компаний и ее клиенты приравниваются к таким бизнес-партнерам, как инвесторы.
В Скандинавии все составляющие бизнес-среды также рассматриваются многими компаниями в качестве важных партнеров или стейкхолдеров. Обоснованность и правомерность такого подхода подтверждают материалы социологических опросов общественного мнения.
В 2005 г. Международная ассоциация студентов бизнеса и экономики и Форум руководителей бизнеса Принца Уэльского провели опрос 7500 студентов менеджмента и экономики в возрасте от 19 до 26 лет из 28 стран. Будущие руководители, т.е. сегодняшние студенты бизнеса и экономики, при ответе на вопрос «Перед кем ответственна компания?» ставят акционеров на второе по важности место после работников и потребителей.
Результаты показали, что 50 процентов опрошенных ответили, что компании несут огромную ответственность перед своими клиентами, 24 процента основополагающую роль в деятельности компании отвели работникам, и только 13 процентов акционерам.
Согласно опросу руководящих работников фирм пяти стран мира, проводившемуся Министерством финансов Японии в 2006 г., большинство руководителей фирм США и Великобритании считают, что компании принадлежат акционерам, в то время как большинство руководителей фирм Японии, Германии и Франции убеждены, что компании принадлежат, всем группам стейкхолдеров, т.е. участников бизнеса, оказывающихся в сфере взаимовлияния его внутренней и внешней среды.. Следует обратить внимание на тот факт, что стоимость акций компаний, которые считаются в США и Великобритании социально ответственными, превосходит стоимость акций других компаний в указанных странах,
вырезано
Стейкхолдерский анализ предполагает оценку и сопоставление всех требований, предъявляемых к предприятию со стороны общества, с целью выявить его моральную ответственность в каждом конкретном случае. Этот подход позволяет также более полно и тщательно учитывать все обязанности предприятия, например, в случае его реструктуризации или закрытия, рассматривать их последствия не только с точки зрения прибыльности для акционеров, но и с учетом последствий для работников, поставщиков, потребителей и местного населения.
Важно отметить при этом, что стейкхолдерский анализ не исключает преобладания интересов акционеров над интересами других стейкхолдеров, однако, он предполагает обязательный учет интересов всех, на кого повлияли реструктуризация или закрытие предприятия.
В условиях современной России социальная ответственность предприятия является важным фактором формирования добропорядочных и эффективных взаимоотношений между бизнесом и властью для объединения усилий бизнес-сообщества в решении приоритетных социально-экономических проблем страны. Именно социальное согласие представляется на наш взгляд самой благоприятной формой партнерского взаимодействия между различными социальными группами общества и его властными структурами.
Социальная ответственность бизнеса способствует объединению как национальных и региональных лидеров бизнес-сообщества, так и региональных элит и общественных некоммерческих организаций, особенно в решении проблем, связанных с расширенным воспроизводством человеческих ресурсов (безработица, трудовые ресурсы, подготовка кадров, образование), которые в первую очередь являются потенциальными реальными сферами прямой ответственности бизнеса.
В современных условиях подключение бизнеса к созданию более конкурентной экономики и сбалансированному решению социальных проблем общества исключительно важно потому, что по сравнению с другими субъектами социально-экономической системы именно бизнес обладает большим опытом и компетенцией.
Корпоративное гражданство организаций, рассматриваемое как социальная активность бизнеса, по своей сути определяет неразрывность общих экономических принципов существования компании и ее социальной ответственности перед обществом. В реальной действительности это предполагает обязанность руководства компании принимать решения и осуществлять действия, которые повышают уровень благосостояния и отвечают интересам не только работников компании, но и всех членов общества.
Проблеме социально-ответственного предпринимательства, изучению его этических аспектов уделяется все большее внимание в исследовательской практике специалистов в области стратегического и корпоративного управления.
Для России постсоветского периода, где развитие и утверждение бизнеса в социально-экономической среде связано с переходом к рыночным отношениям, исключительно важным является западный опыт развития концепции социальной ответственности бизнеса.
Первым фундаментальным трудом, посвященным специально проблеме социальной ответственности, является работа Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнеса», в которой доказывается, что концепция социальной ответственности бизнеса может и должна быть распространена на бизнес, так как осознание более широких социальных целей при принятии управленческих решений принесет социальные и экономические выгоды обществу.
Анализ исследований западных ученых показывает, что среди них не сформировалось единого мнения относительно фундаментальных основ социальной ответственности. Так одним из противников корпоративной ответственности перед обществом является Т. Левитт. Свою позицию он аргументирует тем, что подобная ответственность уводит бизнес в сторону от его основной цели - извлечения прибыли и в принципе является опасной для социума. Четко формулирует подобную позицию известный экономист М. Фридмен. Согласно его теории мотивы решения бизнесом социальных проблем ограничиваются максимизацией прибыли.
Однако в конце XX века в условиях усиливающихся во всем мире процессов глобализации экономики, проблем экологии, прав человека, утверждения гражданского общества, концепции социальной ответственности были существенно переосмыслены. В частности, получила теоретическое обоснование концепция интересов стейкхолдеров, в которой доказывается необходимость учета интересов всех, кого в той или иной степени затрагивает деятельность предприятия.
Информация о работе Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России