Анализ системы управления кафе «Дорожное» города Железногорска

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение многочисленных аспектов системы управления персоналом на примере кафе «Дорожное» города Железногорска.
Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
- Рассмотрение основных составляющих системы управления персоналом
- Анализ системы управления персоналом
- Оценка системы управления персоналом кафе «Дорожное» города Железногорска предложения по ее развитию

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты системы управления персоналом в организации 5
1.1.Сущность системы управления персонала 5
1.2. Элементы системы управления персоналом 9
1.3. Зарубежный опыт построения систем управления персоналом 14
2. Методологические аспекты функционирования системы управления персоналом 17
2.1. Цели, функции, задачи и структура системы управления персоналом 17
2.2. Методы управления персоналом 22
2.3. Проблемы создания и функционирования системы управления персоналом 28
3. Анализ системы управления кафе «Дорожное» города Железногорска 32
3.1. Структура системы управления кафе «Дорожное» города Железногорска 32
3.2. Содержание системы управления персоналом кафе «Дорожное» 35
3.3. Предложение и рекомендации по улучшению системы управления персоналом в организации общественного питания «Дорожное» 41
Заключение 46
Список литературы 49

Работа содержит 1 файл

система управления персоналом курсовик чист.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

     К управляемой подсистеме относятся  элементы объекта управления, которые  воспринимают управляющее воздействие  и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п. ).

     Обычно  управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность  ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

     Если  управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат). В противном случае субъектом может быть отдельный человек, или группа людей, не связанных формально с теми или иными должностями. Главное здесь состоит в том, что субъект управления генерирует решения, регламентирующие функционирование объекта управления [8, с.55].

     От  субъекта управления необходимо отличать субъектов управленческой деятельности — живых людей, в которых персонифицируются управленческие отношения — руководителей и сотрудников аппарата.

     Для того, чтобы взаимодействие между  управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

     Во-первых, они должны соответствовать друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они  не смогут понять друг друга в процессе работы, а следовательно и реализовать  свои потенциальные возможности. Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую себе плохо представляет. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей.

     Более того, управляющая и управляемая  подсистемы должны быть совместимыми друг с другом, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими свои задачи. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимыми психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

     Во-вторых, в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

     В-третьих, управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между собой  двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

     В-четвертых, как управляющая, так и управляемая  подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна —  в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам [14, с.61].

     Подобная  ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. Поэтому, возможность достижения ими своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей объекта управления, вытекающих из его потребностей.

     Перечисленные факторы должны обеспечить управляемость объекта, характеризуемую степенью контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к нему через управляемую.

     Управляемость проявляется как реакция подчиненного, управляемого объекта субъекта или системы управления в целом на управляющее воздействие. Она может иметь форму выполнения соответствующих требований, бездействия, противодействия, формальных действий, то есть характеризуется готовностью к выполнению требований руководства и сотрудничеству. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие типа управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

     В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений).

     Механизм  управления должен соответствовать целям и задачам объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать надежные, сбалансированные друг с другом методы воздействия на объект, и иметь возможности для совершенствования.

     В целом система управления  персоналом включает следующие основные элементы:

  1. группу специалистов аппарата управления;
  2. комплекс технических средств СУ;
  3. информационную базу для управления персоналом;
  4. комплекс методов и методик организации труда и управления персоналом;
  5. правовую базу;
  6. совокупность программ управления информационными процессами решения задач управления персоналом.

     Общая характеристика основных элементов  системы управления персоналом дана в таблице 2.

Таблица 2. Общая характеристика основных элементов системы управления персоналом [15, с.75]

Тип Состав Назначение
Группа  специалистов аппарата управления и  обслуживающий персонал Руководители, специалисты по подбору кадров и  организации труда, плановики, экономисты по труду и заработной плате, эксперты, программисты и др. Реализация функций управления персоналом
Комплекс  технических средств Средства вычислительной техники, вычислительные комплексы  и сети, устройства сбора и передачи информации, оргтехника, средства связи Техническое обеспечение  функций управления
Информационная  база Классификаторы  информации, система организации  введения и хранения информации, порядок  внесения изменений, базы данных и знаний Информационное  обеспечение функций управления
Методы  и методики организации труда  и управления персоналом Методы и  методики решения кадровых вопросов (отбор, продвижение, набор, увольнение и т. п.). Методы и методики организации труда и заработной платы Организационное и методическое обеспечение функций  управления
Правовая  база Устав, учредительный  договор, приказы, распоряжения, инструкции и др. документы, регламентирующие подчиненность, коллективные и индивидуальные договоры, кодекс законов о труде, решения совета директоров, нормативно-справочные документы, нормы, стандарты и т.д Правовое и  нормативное обеспечение функций  управления
Методы  и программы управления информационными  процессами и решение задач управления персоналом Руководящие и  методические материалы и документы, методики сборов и обработки материалов, методы управления и принятия управленческих решений и программные средства, используемые в процессе управления. Методическое  и программное обеспечение процесса управления
 

     Система управления должна быть эффективной, что  предполагает: оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию  связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

     Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета социально-психологических качеств участников, обеспечения оптимального размера подразделений.

1.3. Зарубежный опыт построения систем управления персоналом

     В практике управления персоналом в последние годы четко прослеживается переплетание разных его моделей: американской, японской и западноевропейской. В этом проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разработка разных моделей организации, как системы — не только функционирующей, но и такой, которая развивается, на основе каких формируется новый подход в кадровом менеджменте - управлении человеческими ресурсами.

     В современной теории и практике управления персоналом на фирмах индустриально развитых стран доминируют два диаметрально противоположных подхода — американский и японский [9, с.83].

     Американский  — предусматривает начальное определение професионально-квалификационной модели «должности» и «подтягивания» к наиболее соответствующим работникам по схеме «должность — работник».

     Особенностями системы управления в американских фирмах следующее:

    • персонал рассматривается как основной источник повышения эффективности производства;
    • ему предоставляется определенная автономия;
    • подбор осуществляется за такими критериями, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе;
    • ориентация на узкую специализацию менеджеров, инженеров, ученых.

     Американские  менеджеры традиционно ориентированы  на индивидуальные ценности и результаты. Вся управленческая деятельность в американских компаниях основывается на механизме индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, разработки количественных выражений целей, какие имеют краткосрочный характер.

     Управленческие решения, как правило, принимают конкретные лица и несут ответственность за их реализацию.

     Характерными условиями труда является:

    • уменьшение объемов работы в центральных службах и сокращения административного аппарата;
    • более широкий перечень профессий и должностных инструкций;
    • переход на гибкие формы оплаты труда;
    • объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные коллективы — проектно-целевые группы [9, с.84].

     Традиционно в индустриальных странах, Канаде, США  как малые, так и большие предприятия придерживаются открытой политики «вход - выход», при которой процедура подбора кадров простая, поэтому рабочего можно освободить или переместить, если это нужно фирме.

     Японская  модель предусматривает начальное изучение сильных и слабых сторон личности работника и подбор для него соответствующего рабочего места (система «работник — должность»).

     Японской  модели характерная ориентация на:

    • длинную перспективу работы на одном предприятии;
    • качество образования и личный потенциал рабочего;
    • оплата труда определяется комплексно, с учетом возраста, стажу работы, образования и способностей к выполнению поставленного задания;
    • участие работников в профсоюзах, которые создаются в пределах организации, а не отрасли.

     Основными принципами управления персоналом является:

    • переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирмы и работников;
    • высокая зависимость работников от фирмы, предоставление ему значительных гарантий в обмен на преданность фирме и желание защищать ее интересы;
    • приоритет коллективным формам, поощрение трудовой кооперации в середине фирмы в рамках небольших групп;
    • атмосфера равенства между работниками независимо от их должностей;
    • поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, что обеспечивают деятельность фирмы: руководителей, инвесторов и работников.

Информация о работе Анализ системы управления кафе «Дорожное» города Железногорска