Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:46, курсовая работа
Актуальность данной работы связана с тем, что в условиях рыночной экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Тщательность отбора гарантирует качество людских ресурсов, которое во многом определяет возможность и эффективность дальнейшего использования. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор кадров. Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
1.1 Методы набора персонала …………………………………………………...5
1.2 Виды источников привлечения персонала….……………………………....7
1.3 Этапы процесса отбора персонала…………………………………………...9
Выводы по первой главе………………….…………………………………..15
Список цитируемых источников…………………….…………………......16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОТБОРА ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ТПК «ПАНТЕОН»
2.1 Характеристика предприятия………………………………………….…....18
2.2 Изучение технологии подбора персонала на предприятии….………….19
Выводы по второй главе……………………………………………………..23
Список цитируемых источников…………………..………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
1.1 Методы набора персонала …………………………………………………...5
1.2 Виды источников
привлечения персонала….…………………
1.3 Этапы процесса отбора персонала…………………………………………...9
Выводы по первой главе………………….…………………………………..15
Список цитируемых
источников…………………….…………………....
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОТБОРА ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ТПК «ПАНТЕОН»
2.1 Характеристика предприятия…………
2.2 Изучение технологии подбора персонала на предприятии….………….19
Выводы по второй главе……………………………………………………..23
Список цитируемых
источников…………………..………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….29
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране на протяжении долгих лет при назначении на должность профессионализм и компетентность уступали идеологическим мотивам. На современном этапе набор и отбор персонала является приоритетной задачей. В настоящее время разработано много надежных и эффективных систем набора и отбора кадров.
Новая система набора и отбора кадров должна идеально соответствовать модели организации, для которой необходимо сформировать адаптированный к ней, эффективно действующий корпус специалистов. Необходима серьезная работа по составлению научно-обоснованных, профессионально - квалифицированных требований к должностям.
Актуальность данной работы связана с тем, что в условиях рыночной экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Тщательность отбора гарантирует качество людских ресурсов, которое во многом определяет возможность и эффективность дальнейшего использования. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор кадров. Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации.
Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального набора и отбора персонала организации. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
2) проанализировать особенности профессионального отбора персонала организации;
3) рассмотреть основные этапы построения системы отбора персонала;
4) определить достоверность и обоснованность методов отбора персонала.
Объектом исследования курсовой работы являются технологии набора и отбора персонала, а предметом, непосредственно, персонал организации.
Для того чтобы построить эффективную систему поиска и отбора персонала, прежде всего, важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Отбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом.
Эффективный отбор начинается с точной характеристики работы, т.е. с анализа работы конкретной должности. Далее составляется должностная инструкция, на основании которой формулируются требования к кандидатам. Одним из важных этапов является рекламирование работы, т.е. привлечение кандидата. Собеседование все еще сохраняет свою популярность как один из самых важных элементов процесса отбора персонала. В ходе собеседования можно познакомиться с кандидатом поближе, т.е. узнать его личные качества, манеры поведения. На основании собранных сведений уже происходит принятие решения о выборе потенциального работника, но даже полное наличие элементов отбора не дают точной информации о нанимаемом человеке.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
1.1 Методы набора персонала
В виду своей актуальности
проблематика темы отбора персонала
все чаще появляется в заголовках
различных периодических и
Активные методы – к ним обычно прибегают в случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение. Прежде всего, это вербовка персонала, т.е. налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников. Ее обычно проводят непосредственно в учебных заведениях, и это является преимуществом, так как кандидаты «неиспорченные» и их не нужно «ломать». Вербуют сотрудников у конкурентов, через государственные центры занятости и через частные посреднические фирмы. Сравнительно дешевле обходится привлечение сотрудников с помощью личных связей работающего персонала. Путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий, праздниках, фестивалях и формируя свой имидж, организация может также осуществить набор (вербовку) кадров.
Презентации позволяют привлечь случайных прохожих или живущих неподалеку лиц, и кто ищет дополнительные заработки.
Ярмарка вакансий в основном предназначена для людей, желающих поменять работу.
Праздники и фестивали привлекают
квалифицированных
Выше перечисленные методы привлечения
кадров в основном применимы к
работникам массовых специальностей,
имеющих средний и низкий уровень
квалификации. Для привлечения
К пассивным методам набора персонала прибегают, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о вакантных должностях, об уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации.
Телевидение позволяет обеспечить более широкую аудиторию, однако стоимость рекламы чрезвычайно высока, адресность незначительна.
Реклама по радио обходится
многократно дешевле и
Объявления должны формировать имидж организации. Они не должны содержать дискриминационных моментов, но должны быть броскими, интересными, краткими, хорошо написанными, законными, правдиво отражающими требования, предъявляемые к претендентам, условия работы и оплаты труда.
В объявлениях следует отражать следующие сведения: особенности организации; характеристику должности; требования к соискателю; систему оплаты; льготы и стимулы; особенности процесса отбора (необходимые документы, сроки их подачи); адрес и контактные телефоны.
1.2 Виды источников привлечения персонала
Любая организация практически
всегда испытывает потребность в
персонале. Необходимость привлечения
персонала предполагает: выработку
стратегии привлечения, которая
бы обеспечила согласованность соответствующи
В процессе набора и создания резерва работников для занятия вакантных должностей организация удовлетворяет свою потребность в кадрах [2; 9].
Набор персонала – массовое привлечение персонала в какую-либо организацию, с целью создания необходимого резерва кандидатов на замещение вакантных мест [17, с. 64].
Источники привлечения персонала делятся на внешние и внутренние. В таблице №1 приведены примеры внешних и внутренних источников привлечения персонала, а так же достоинства и недостатки использования этих источников.
Внутренний источник |
Внешний источник |
1 Объявление о найме в средствах информации фирмы; 2 просмотр картотеки личного состава кадров; 3 опрос родственников и 4 запрос сотрудников; 5 альтернативы найму – изменение трудовых отношений путем: - сверхурочной работы; - совмещения должностей; - временного найма кадров; - переноса отпусков; - многосменного режима работ. |
1 Объявления в средствах массовой информации; 2 вербовка; 3 компьютеризированные службы подбора работников (Internet-технологии); 4 биржа труда, рекрутерские фирмы, агентства; 5 использование ярмарок, выставок, фестивалей для информации о вакансиях; 6 наем студентов во время каникул; 7 профориентация учащихся колледжей, вузов, школ; 8 лизинг персонала; 9 лица, сами обратившиеся в организацию в поисках работы. |
Достоинства | |
Внутренний источник |
Внешний источник |
1 Снижение затрат на привлечение персонала; 2 более полная информация о возможностях кандидата; 3 наглядное развитие карьеры; 4 меньший срок поиска претендентов. |
1 Большой выбор кандидатов; 2 возможность появления новых идей и приемов работы; 3 меньшая психологическая напряженность в коллективе; 4 удовлетворение количественной потребности в персонале. |
Недостатки | |
Внутренний источник |
Внешний источник |
1 Угроза возникновения психологической напряженности в коллективе; 2 меньший выбор кандидатов; 3 меньшая активность (недостатки организации менее заметны, привычны); 4 может возникнуть количественная потребность в персонале на освобождающемся рабочем месте. |
1 Большие затраты на привлечение персонала; 2 большой срок поиска; 3 длительный период адаптации кандидата; 4 отсутствие полной информации о возможностях кадров; 5 возможность ухудшения рабочего климата – «обида» среди давно работающих. |
Таблица 1 Виды источников привлечения персонала
Источники привлечения персонала различаются по степени эффективности, как показывает практика, самым эффективным источником привлечения персонала являются рекомендации друзей и родственников, а так же рекомендации кадровых агентств [7; 8].
Шаги, которые
следует предпринять для
1-й шаг – проанализировать уровень заработной платы на рынке труда;
2-й шаг – принять решение о том, какой уровень оплаты может предложить ваша организация;
3-й шаг – принять решение о том, какие дополнительные льготы ваша организация может предложить для привлечения высококвалифицированных специалистов;
4-й шаг – выбор наиболее подходящего канала распространения рекламного объявления в средствах массовой информации, специальные стенды и др.;
5-й шаг – составление текста рекламного объявления. В тексте рекламного объявления должно быть указано:
- наименование вакантной должности,
- требования к потенциальным кандидатам (критерии отбора),
- информация, призванная заинтересовать, привлечь потенциальных кандидатов (уровень зарплаты, льготы, условия труда, сведения об организации и др.) [11; 18].
1.3 Этапы процесса отбора персонала
Отбор – естественное завершение процесса подбора работников в соответствии с потребностями организации в персонале [10; 15]. Для работников отдела персонала начинается самый ответственный период, включающий несколько последовательных ступеней (рис. 1).
1) Процесс начинает сотрудник кадровой службы, ответственный за набор персонала. Он получает:
а) резюме;
б) стандартную форму (личное дело, анкета);
в) сведения о кандидате:
- ФИО, возраст, семейное положение, домашний адрес;
- образование;
- рабочий опыт, предыдущие места работы и причины увольнения;
- дополнительные сведения (навыки работы с оргтехникой, увлечения в свободное время);
- рекомендации (ФИО, адрес/телефон человека, дающего рекомендацию).