Анализ процесса организации работы с управленческим решением

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Содержание

Введение3
Сущность и классификация управленческих решений 4
Роль и место принятия решений в процессе управления 7
Содержание задачи принятия управленческого решения 10
Технология принятия управленческих решений 16
Формулировка ограничений и критериев принятия решения 17
Эффективность решений 21
Принятие решений в условиях неопределённости 23
Сущность и источники неопределённости 23
Правила и критерии принятия решений

в условиях неопределённости24

Вывод27

Список литературы28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Менеджмент.doc

— 133.21 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИОННЫХ 

ТЕХНОЛОГИЙ  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 

    Кафедра «Менеджмент качества»

    Курсовая  работа по дисциплине

«Менеджмент и маркетинг» 

на тему «  Анализ процесса организации работы с управленческим решением »  
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила:     студентка группы К-51

      Махонина Оксана Константиновна

 

                                                  Руководитель:    Исмаилов Э.Я. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2008 г. 
 
 

Содержание: 
 
 

     Введение3

  1. Сущность и классификация управленческих решений 4
  2. Роль и место принятия решений в процессе управления 7
  3. Содержание задачи принятия управленческого решения 10
  4. Технология принятия управленческих решений 16
    1. Формулировка ограничений и критериев принятия решения 17
    2. Эффективность решений 21
  5. Принятие решений в условиях неопределённости 23
    1. Сущность и источники неопределённости 23
    2. Правила и критерии принятия решений

    в условиях неопределённости24

Вывод27

Список литературы28 
 
 
 
 
 
 

                                                                                      

    ВВЕДЕНИЕ.

      Принятие  решений, так же как  и  обмен  информацией, - составная  часть  любой  управленческой  функции. Необходимость  принятия  решений  возникает  на  всех  этапах  процесса  управления , связана  со  всеми  участками  и  аспектами  управленческой  деятельности и  является  её  квинтэссенцией. Поэтому  так  важно  понять  природу  и  сущность  решений.

      Что же такое  решение? Попытаемся  дать  сначала  самую  общую характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда  человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов  действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким  образом,  решение – это выбор альтернативы.

      Каждому из нас ежедневно приходится десятки  раз что – то выбирать  на собственном  опыте развивая способности и  приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество : выбор  одежды из имеющегося гардероба, выбор  блюд из предложенного меню.

      Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения  как отдельной личности, так и  социальных групп. Эта универсальность  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность  решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной  жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность  и классификация  управленческих решений.

 Управленческое  решение – это результат анализа, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернатив из множества вариантов достижения конкретной цели.  Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым.

 В учебной  литературе встречаются различные  классификации управленческих решений. Приведём классификацию профессора Фатхутдинова Р.А.

  Обычно в принятии решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. Рассмотрим подробнее каждое из них.

 При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется с приобретением опыта, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

 Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными,  вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на  здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко,  поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

   Другая слабость в том, что  суждение невозможно соотнести  с ситуацией, которая прежде  не имела места, и поэтому  опыта ее решения просто нет.  Кроме того, руководитель при  таком подходе стремится действовать  преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы,  в результате чего рискует  упустить хороший результат в  другой области, сознательно или  бессознательно отказываясь от вторжения в “нее”.   Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

   Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. 
 
 

  Импульсивные  решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их  как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".

  Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

  Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

  Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

    Перечисленные виды решений принимаются,  в основном, в процессе оперативного  управления персоналом. Для стратегического  и тактического управления любой  подсистемы системы менеджмента  принимаются рациональные решения,  основанные на методах экономического  анализа, обоснования и оптимизации. 

 Рациональные  решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Роль  и место принятия решений в процессе управления.

   Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Этим прежде всего определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении.

   Важность рассмотрения  вопроса  о роли принятия решения в управлении определяется также тем, что в литературе имеет место смешение понятий «решение руководителя (менеджера)» и «управленческое решение». Оба понятия объединяются единым названием «управленческое решение». Все-таки следует проводить различие между этими понятиями. Первое понятие характеризует принятие руководителем любых решений, вытекающих из характера его деятельности (управленческих, экономических, производственных и т.п.). Это расширенная трактовка понятия управленческого решения. Здесь затрагиваются разнообразные сферы деятельности, которыми управляет руководитель (финансовые,  производственные,  сбытовые и др.). Представляется, что такие решения правильнее назвать решениями в бизнесе.

   Вторая трактовка предполагает принятие решений только в разрезе выполнения отдельных функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля). 

   Вышесказанное не означает, что при принятии управленческих решений не принимаются в расчет финансовые, экономические, производственные и другие факторы.  Важное значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления определяют необходимость рассмотрения  всех аспектов этой функции. При научном подходе к функции принятия решений все перечисленные аспекты должны рассматриваться в комплексе. Комплексный подход обеспечивает полноту изучения этой функции и способствует более глубокому пониманию закономерностей процесса принятия решений. Комплексный подход, предполагающий учет экономических, финансовых, правовых, производственных и других факторов,  реализуется при анализе проблемной ситуации, постановке целей, определении критериев, выборе вариантов решения, выполнении других операций при принятии управленческих решений.

   Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.

   Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве  наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль (рис.1.).

Рис.1. Процесс управления

   Выходом (конечным результатом)  планирования является утвержденный план той или иной длительности и содержания.

   Организация предполагает адаптацию существующей оргструктуры управления  под новые цели и задачи, сформулированные в плане, рационализацию распределения задач, ответственности и прав, решение кадровых вопросов, то есть организационное обеспечение выполнения плана.

   Мотивация направлена на стимулирование эффективного труда как руководителей, так и сотрудников организации. Здесь используется весь арсенал современных методов: экономических, социально-психологических, факторов корпоративной культуры. Таким образом обеспечивается мотивационная поддержка  выполнения плановых заданий. По сути дела, функции организации и мотивации — это функции обеспечения выполнения принятого плана.

   Контроль в своей аналитической составляющей,  направлен на  оценку уровня выполнения плановых заданий. Данные контроля, наряду с информацией о состоянии внешней среды,  являются необходимыми для разработки плана на следующий плановый период. Таким образом, функция контроля заключает данный цикл управления и в то же время дает информацию для начала следующего цикла управления. С этих позиций граница между функциями контроля и планирования в цикле  управления является довольно условной, все зависит от выбора исходной точки цикла планирования. Вследствие этой причины методы анализа внутренней среды в SWOT-анализе, да и сам SWOT- анализ в целом,  рассматриваются как в планировании, так и в контроле.

   Более того, в каждую обобщенную функцию управления можно «встроить»  эти же четыре обобщенные функции управления, как это сделано на рис.1 для функции планирования. Это означает, что необходимо планировать, организовывать, мотивировать и контролировать плановую деятельность. То же можно сказать и про остальные функции управления.

Информация о работе Анализ процесса организации работы с управленческим решением