Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:31, курсовая работа
Целью написания данной работы является анализ практики разработки и принятия управленческих решений в организации.
Для достижения данной цели были сформулированы и решены следующие задачи, определяющие основные этапы исследования:
определения роли информационного, технологического, математического и финансового обеспечения разработки и реализации управленческих решений в организации;
выявить структуру применяемых управленческих решений на предприятии;
методы разработки решений.
Объектом исследования выступает Вологодский филиал ОАО СК «Росгосстрах».
Введение…………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы разработки и принятия рациональных управленческих решений в системе менеджмента.
1.1 Сущность и значение управленческого решения для обеспечения эффективного процесса управления………………………………..……………6
1.2 Процесс принятия решения и его этапы…………………………...8
1.3 Методы и средства разработки и принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..18
1.4 Оценка эффективности управленческих решений………………...20
2 Краткая характеристика организации……………………………….25
3 Анализ практики разработки и принятия управленческих решений в организации.
3.1 Структура принимаемых управленческих решений в компании………………………………………………………………………....31
3.2 Технология и методы разработки и принятия управленческих решений, применяемых в организации и их оценка…………………………..32
3.3 Обеспечение разработки управленческих решений.
3.3.1 Информационное обеспечение разработки управленческих решений………………………………………………………………..…………36
3.3.2 Техническое и программное обеспечение разработки управленческих решений……………………………………………………….39
3.3.3 Финансовое обеспечение разработки управленческих решений………………………………………………………………………..…40
4 Совершенствование разработки и принятия управленческих решений в организации………………………………………………………...42
Заключение…………………………………………………………...….44
Список литературы……………………………………………………..46
Для того, что бы лучше понять, какие решения чаще всего принимаются руководством предприятия, предлагаю рассмотреть их структуру, т.е. классифицировать их по различным признакам.
Итак, директор филиала и его заместители принимают следующие управленческие решения:
1.
По степени охвата объекта
принимаются как общие (
2. По продолжительности действия выделяют стратегические, тактические и оперативные решения;
3. По частоте принятия управленческие решения принимаются как разовые, так и циклически повторяющиеся решения;
4. По содержанию в РГС принимаются такие решения как экономического, организационного, технического, а так же социального характера;
5. По формам отражения, принимаются решения в виде: планов, приказов, распоряжений, просьб;
6. По способу передачи принимаются вербальные и письменные управленческие решения. Устные решения касаются незначительных изменений (к ним можно отнести просьбы);
7. По направлению деятельности: внутренние (касаются сотрудников компании) и внешние (касаются клиентов, партнеров РГС).
Предлагаю
рассмотреть следующую
По
степени охвата это частное решение,
оно связано с решением текущих
проблем; по продолжительности –
оперативное; по частоте – это
разовое решение, но возможно, что
при подобных ситуациях оно будет
циклически повторяться. По форме отражения
оно больше относиться к просьбе начальника
об исполнении этого решения специалистов
отдела кадров, и по способу передачи это
вербальное управленческое решение, так
как никаких документов о его исполнении
не создавалось.
3.2
Технология и
методы разработки
и принятия управленческих
решений, применяемых
в организации и их оценка
Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.
На
предприятии управленческие решения
принимаются на основе организационно-
Первые в свою очередь делятся еще на 3 вида:
1.
Методы организационного
2.
Методы организационного
1) оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок оплаты услуг страхования, и т. д.
2) организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре компании, штатное расписание.
3)
административно-
3.
Методы методического
Методы
распорядительного воздействия
применяются дополнительно к
методам организационно-
К
методам распорядительного
Рассмотрим экономические методы управления. Это второй крупный вид методов управления в классификации. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Эти методы в РГС имеют следующие особенности:
1)
материальный интерес
2)
косвенный характер
3)
они вносят элемент
4)
самая демократичная форма
5)
дает возможность
Социально-
В ОАО «Росгосстрах» социальные методы представлены в следующих формах:
-
социально-экономические (
- социальные (регулирование труда);
- социально-личностные (выявление способных работников, которые могут занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);
-
социально-демографические (
К
психологическим методам, применяемым
в ОАО «Росгосстрах» можно отнести
выступления руководителя перед персоналом
с целью подтолкнуть к достижению определенных
результатов, поощрения за хорошо выполненную
работу (методы психологического побуждения).
Технология принятия управленческого решения – это последовательность (набор) определенных действий.
Технологии принятия управленческих решений делятся на два типа:
Процессорные технологии включают в себя следующие технологии:
-
Управление результатами
Основывается на приоритете конечных результатов. Профессиональный руководитель должен постоянно контролировать и координировать реализацию решения.
- Технологическое управление на базе потребностей и интересов.
Основана на межличностных отношениях между работниками и руководителем. Руководитель обеспечивает реализацию управленческого решения.
- Управление путем постоянных проверок и указаний.
В основе данной технологии – контроль, жесткое управление персоналом, удовлетворение потребностей в самовыражении, в порядке и т.д. используется в наукоемких организациях.
- Управление в исключительных случаях.
Эта технология основана на профессионализме исполнителей управленческого решения. Исключительный случай – устойчивый набор ситуаций, который мешает исполнителю качественно и в срок выполнить задание.
-
Управление на базе
Основа технологии – практика экономико-математических методов, использование современных компьютерных технологий. Используется в компаниях, которые часто меняют номенклатуру выпускаемой продукции.
-Управление
на базе активизации
Основана на стимулах и поощрениях работников. Рентабельность персонала, качество труда зависит от социально-психологического климата, от здоровья сотрудников и т.д.
Целевые технологии подразделяются на 3 вида:
-
Инициативно – целевые
Основываются на выдаче заданий без указания средств и методов их выполнения. Данная технология рассчитана на инициативного, профессионального исполнителя. От руководителя же требуется только определение конечной цели, задачи и указание конкретных сроков выполнения.
- Программно - целевые технологии.
Данная технология основывается на постановке и выдаче задач с указанием методов и средств. Чаще всего это типовые работы в большом коллективе с использованием стандартных методов и средств.
- Регламентная технология.
Руководитель дает задание исполнителям с указанием средств, возможных ограничений средств, ориентированных методов и сроков выполнения задания. Эта технология основана на соблюдении регламента. Используется тогда, когда руководитель точно уверен в результате.[9]
В ОАО «Росгосстрах» преобладает использование таких процессорных технологий, как управление результатами, управление в исключительных случаях, управление на базе активизации деятельности персонала и таких целевых технологий, как инициативно-целевые и программно-целевые технологии.
Выбор той или иной технологии зависит от проблемы, которую необходимо решить.
Например,
при разработке решения вышеописанной
ситуации (см. главу 3.1), случившемся в отделе
по работе с персоналом, используется
такая процессорная технология как управление
результатами. Решение этой проблемы основано
на приоритете конечных результатов, то
есть необходимо найти подходящую кандидатуру,
соответствующую требованиям компании.
Разработка решения и ее результат также
основан на профессионализме и опыте начальника
отделов кадров, так как он со своей командой,
(специалистами отдела по работе с персоналом)
должны придумать иные способы, с помощью
которых, в сжатые строки, компания подберет
менеджера. Помимо процессорной технологии,
в данной ситуации используется и инициативно-целевая
технология, так как специалисты отдела
кадров только получают задачу с определением
конечной цели и сроков, без указания методов
и средств ее выполнения.