Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:31, курсовая работа
Целью написания данной работы является анализ практики разработки и принятия управленческих решений в организации.
Для достижения данной цели были сформулированы и решены следующие задачи, определяющие основные этапы исследования:
определения роли информационного, технологического, математического и финансового обеспечения разработки и реализации управленческих решений в организации;
выявить структуру применяемых управленческих решений на предприятии;
методы разработки решений.
Объектом исследования выступает Вологодский филиал ОАО СК «Росгосстрах».
Введение…………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы разработки и принятия рациональных управленческих решений в системе менеджмента.
1.1 Сущность и значение управленческого решения для обеспечения эффективного процесса управления………………………………..……………6
1.2 Процесс принятия решения и его этапы…………………………...8
1.3 Методы и средства разработки и принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..18
1.4 Оценка эффективности управленческих решений………………...20
2 Краткая характеристика организации……………………………….25
3 Анализ практики разработки и принятия управленческих решений в организации.
3.1 Структура принимаемых управленческих решений в компании………………………………………………………………………....31
3.2 Технология и методы разработки и принятия управленческих решений, применяемых в организации и их оценка…………………………..32
3.3 Обеспечение разработки управленческих решений.
3.3.1 Информационное обеспечение разработки управленческих решений………………………………………………………………..…………36
3.3.2 Техническое и программное обеспечение разработки управленческих решений……………………………………………………….39
3.3.3 Финансовое обеспечение разработки управленческих решений………………………………………………………………………..…40
4 Совершенствование разработки и принятия управленческих решений в организации………………………………………………………...42
Заключение…………………………………………………………...….44
Список литературы……………………………………………………..46
- принципа Парето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;
- принципа Эджворта –
используется в том случае, если группа
состоит из нескольких коалиций, каждой
из которых невыгодно отменять свое решение.
Зная предпочтения коалиций, можно принять
оптимальное решение, не нанося ущерба
друг другу.
2)Эвристические методы принятия решения.
Управленческая
практика свидетельствует о том,
что при принятии и реализации
решений определенная часть руководителей
использует неформальные методы, которые
основываются на аналитических способностях
лиц, принимающих управленческие решения.
Это совокупность логических приемов
и методики выбора оптимальных решений
руководителем путем
В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте при РУР, при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа — извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы j практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. .Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.
Разработка
управленческих решений для нетиповых,
обычно творческих задач — довольно
трудное занятие. В управленческой
практике таких задач встречается
довольно много. Это связано с
новыми условиями, в которые попадает
человек или коллектив в
Собрания и совещания можно проводить двумя способами: без подготовки и с подготовкой. Без подготовки такие мероприятия малоэффективны и не дают удовлетворения их участникам. Часто работники с большой неохотой идут на собрания и совещания. Известен закон Паркинсона о том, что эффективность совещания обратно пропорциональна затраченному времени и количеству приглашенных людей. Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе и на эвристических. Эвристика состоит в последовательном выделении целей и ситуации, а также в уменьшении их различий.
Характерные наборы приемов эвристических методов
Существует
множество наборов приемов
Набор 1
· Обобщение задачи;
· Конкретизация задачи;
· Формулирование обратной задачи;
· Включение в другую структуру;
· Критика очевидных решений;
· Поиск привнесенных условий;
· Движение от конца к началу;
· Сближение данных и цели;
·
· Использование сходных задач рассмотрение с различных сторон;
· Анализ условий анализ конфликта;
· Выдвижение любых идей;
·
Набор 2
· Включение в другую структуру;
· Выдвижение противоположных гипотез;
· Перерыв в решении нескольких задач;
· Вживание в образ явлений задачи;
· Регуляция уровня уверенности в себе;
· Движение от общих целей к частным;
· Символическая запись условий;
· Определение области поиска неизвестного;
· Включение в деятельность;
· Введение дополнительных элементов или отношений;
· Деление задачи на части;
· Выделение доминирующих целей;
· Подведение под логические категории;
· Подведение под диалектические категории;
· Резонанс;
· Замена терминов определениями.
Данные
приемы составляют три фазы разработки
решения: анализ условий задачи, поиск
решения, проверка решения.
3) Количественные методы принятия решений
В их основе лежит научно – практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.
В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:
- линейное моделирование - используются линейные зависимости;
- динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
- вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания;
- теорию игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
- имитационные модели
– позволяют экспериментально проверить
реализацию решений, изменить исходные
предпосылки, уточнить требования к ним.[5]
1.4
Оценка эффективности
управленческих решений
При разработке управленческих решений важно правильно оценить не только сложившуюся ситуацию, но и альтернативные варианты решений с целью выбора наиболее эффективного решения, соответствующего целям организации и лица, принимающего решения (ЛПР).
Оценочный процесс при принятии решений является прерогативой менеджера. В практике оценивания все большее значение приобретают многокритериальные оценки объектов экспертизы, которые во многих случаях обеспечивают получение более достоверной экспертной информации.
Правильная оценка способствует достижению поставленных целей, в то время как ошибочная оценка и как следствие неверно принятое решение затрудняют или вообще делают его невозможным. И так, как ЛПР оценить решение.
Начнем с понятий – система и свойства критериев оценки.
Перечень критериев, характеризующих сравнительную предпочтительность объектов принятия управленческого решения, должен удовлетворять ряду естественных требований.
Само понятие "критерий" тесно связано с таким понятием, как "цель". ЛПР привычно рассуждает в терминах стоящих перед ним целей.
Так, например, если целью является обеспечение высокого качества выпускаемого предприятием изделия, то в роли основного (интегрального) критерия может выступать качество изделия, а в роли частных критериев — показатели, характеризующие функциональные возможности изделия (экономические, экологические, эргономические, надежность, безопасность и др.).
Естественно, что, оценив предварительно значения частных критериев для объекта, мы с большей достоверностью можем говорить об оценке качества объекта в целом.
Иногда единственный критерий, используемый для оценки объекта экспертизы, называют скалярным, а совокупность критериев, характеризующих объект экспертизы, — векторным критерием.
Однако степень достижения цели может быть измерена лишь с помощью специальных критериев. В качестве таких критериев могут быть использованы экономические критерии (поток платежей, прибыль, срок окупаемости, внутренняя норма окупаемости и т. д.).
Нередко
наряду с критериями чисто экономического
характера приходится учитывать
и критерии другой природы (критерии,
характеризующие технические
Если
для оценки степени достижения каждой
цели используется соответствующий
ей критерий, то для оценки объекта
в целом целесообразно
Например,
система критериев для
1-й уровень - основной критерий (качество изделия)
2-й уровень - частные критерии (функциональные возможности,
функциональные показатели)
3-й уровень – векторные критерии (возможности – надежность, безопасность; показатели – экономические, экологические, эргономические)
Критерии третьего иерархического уровня системы образуют показатели, непосредственно характеризующие функциональные возможности и показатели изделия.
Для того чтобы рассчитать для оцениваемого объекта значения критериев более высокого иерархического уровня, необходимо предварительно рассчитать значения критериев более низкого иерархического уровня.
Набор
критериев, предназначенный для
оценки объекта экспертизы, должен
обладать рядом свойств, делающих его
использование оправданным.
Основные свойства критериев:
*полнота
(критерии, характеризующие все основные
аспекты оценки объекта
*действенность (операционность) (критерии, характеризующие основные аспекты анализируемой ситуации и доступные для получения оценок по ним).
*разложимость
(принцип разложимости