Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа
Анализ персонала - едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив насчитывает большое количество человек. Этот анализ охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса.
Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда, заинтересованность работника в результатах труда и в результатах работы предприятия. Кроме того, организация труда призвана создавать на предприятии системы труда, повышающие доход предприятия.
Введение
Глава 1. Анализ стратегии управления персоналом 5
Стратегии управления персоналом 5
Цели системы управления персоналом 11
Глава 2. Анализ персонала 23
2.1. Нормативно-методическое и технологическое обеспечение системы управления персоналом 23
2.2. Анализ управления персоналом 36
Заключение
Список литературы
Следующим этапом стратегического управления персоналом является этап непосредственной реализации стратегии посредством осуществления целого комплекса мероприятий, объединенных в плане работы с персоналом. Главная цель разработки стратегического плана – определить потребности в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и/или между подразделениями предприятия, установить сроки и назначить ответственных исполнителей. В результате стратегического планирования должен быть получен документ или набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегия управления персоналом, а также конкретные тактические мероприятия по их воплощению в жизнь. Наконец, результаты реализации стратегии оцениваются. С помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности по управлению персоналом, в ходе которого происходит корректировка предыдущих этапов на основе дополнительного анализа внешней или внутренней среды. Основные цели контроля заключаются в обеспечении единства решения и исполнения, предупреждении возможных ошибок и недоработок, своевременном выявлении отклонений от заданного направления, эффективном достижении поставленных задач в установленные сроки.
Таким
образом, рассмотрение поэтапного процесса
стратегического управления персоналом
дает ответы на актуальные для многих
предприятий вопросы о том, что
конкретно, как и в какой
Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Без квалифицированных кадров организация не сможет достичь своих целей. Не оспорим тот факт, что доходы любой фирмы в первую очередь зависят от того, насколько профессионально работают в ней специалисты.
Персонал как объект управления имеет собственные свойства (организационно-структурные, психологические и др.), требующие умелого учета в практической работе.
Управление персоналом (УП) направлено на достижение эффективной деятельности организации и справедливости взаимоотношений между работниками. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.
В таблице
1.1 представлены основные элементы системы
управления персоналом. В ней также
приводится сравнительная характеристика
различных подходов к управлению
персоналом.
Таблица 1.1. Структура основных элементов, формирующих систему управления персоналом
Содержание
элементов
Элементы системы УП |
Классический подход к управлению персоналом | Современный подход к управлению персоналом | ||
Ресурсы фирмы | Физический и денежный капитал | Физический
и денежный капитал
Человеческие ресурсы | ||
Привлечение персонала на фирму | Денежный стимул | Активный
поиск
Реклама Социальные льготы | ||
Расходы на обучение | Минимальные | Определяются по принципу «затраты - выгода» | ||
Формы обучения | На рабочем месте | Вне фирмы, включая общее образование | ||
Социальная инфраструктура | Отсутствует | Формируются отдельные компоненты по принципу «затраты - выгода» | ||
Стиль руководства | Авторитарный | Определяется ситуацией | ||
Организация труда | Индивидуальная | Индивидуальная
Групповая | ||
Регламентация исполнителя | Жёсткая | Разная степень свободы в организации труда | ||
Мотивация к труду | Индивидуальная | Сочетание морально- экономических стимулов, использование различных мотивов деятельности | ||
Горизонты (сроки) планирования | Краткосрочный | Период жизненного цикла человеческих ресурсов | ||
Функции кадровых служб | Преимущественно учетные | Преимущественно
аналитические и |
Из
таблицы видим, что в современном
управлении произошло смещение акцента
с административно-
Такая смена ориентиров в управлении персоналом имела длительную предшествующую эволюцию общего менеджмента организации. Одна из первых концепций управления персоналом базируется на постулатах «школы научного управления», в которых один из главных принципов - минимизация вложений в наёмную силу. В 70-х годах появилась концепция «человеческих ресурсов управления», возникшая в результате синтеза школ «человеческих отношений» и «поведенческих наук», что позволило признать экономическую целесообразность капиталовложений в рабочую силу. При таком подходе прослеживается прямая зависимость величины дохода от индивидуальной производительности работника, его творческого подхода и самореализации.
Применение
концепции «человеческих
Действия
технической системы
Социальная (личностная, человеческая) подсистема связана с поступками и реакциями людей на команды управления, которые не могут быть однозначными и предсказуемыми. Эффективность действия данной подсистемы изначально связана с подбором кадров, т.е. кадровой политикой.
Управление человеческими
По
своему содержанию организационная
и социально-экономическая
· установление четкого порядка и регламента определения целей и постоянное уточнение перспективных и текущих задач, стоящих перед подразделением в целом, а также перед каждым функциональным органом управления и структурным звеном;
· формирование и постоянное совершенствование организационной структуры управления, связанное с уточнением количества подразделений и функциональных органов управления, положений, регулирующих деятельность, формальных, регламентированных правовыми актами связей между ними, профессиограмм для каждого должностного лица, включая должностные инструкции и модели должностей;
· непрерывное улучшение условий, определяющих уровень организации труда работников (повышение степени ответственности, обогащение труда, совершенствование организации труда и обслуживания рабочих мест и др.);
· постоянное совершенствование экономической деятельности подразделения, создание наиболее благоприятных условий для оптимального сочетания коллективных, индивидуальных интересов с интересами организации, путём постоянного обновления систем и норм стимулирования;
· прогнозирование и планирование потребности в кадрах, квалификация и деловые качества которых отвечали бы предъявляемым требованиям, и пути обеспечения ими государственной службы.
Каждое
из перечисленных направлений
Среди целей, сформированных по факторному признаку, следует выделить целевое обеспечение общих функций управления, которые действуют на всех уровнях управления:
· планирование (координация ожидаемых результатов и способов их достижения);
· организация и регулирование (координация действий для достижения результата);
· учёт и контроль (получение информации о достижении результатов);
· стимулирование (распределение финансовых ресурсов между всеми звеньями и объектами).
Система
целей для управления персоналом
рассматривается двояко. С одной
стороны, она должна отвечать на вопрос:
каковы конкретные потребности работников,
удовлетворение которых они в
праве требовать у
Система целей служит базой для определения состава функций управления. Для формирования функций необходимо выявление их объектов и носителей. Носителями функций управления выступают: руководство органа, заместители руководителей, руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам, специализированные подразделения по управлению персоналом и специалисты по управлению персоналом (они также одновременно являются и носителями и объектами). Объектом управления являются персонал организации.
Современная концепция управления персоналом склоняется к приоритетности передачи большого объёма управленческих функций непосредственным руководителям того или иного коллектива. При этом они должны получать необходимую профессиональную и методическую помощь.
Общей и главной задачей управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Качественные характеристики:
-
способности (уровень
-
мотивация (круг
-
личные качества, влияющие на
выполнение профессиональной
Система управления персоналом – это совокупность элементов (цели, функции, кадры, технические средства, информация, методы организации деятельности и управления), формирующих кадровый комплекс организации.
Субъектами
системы управления персоналом являются:
директор организации, его заместитель,
а также различные отделы и
входящие в них специалисты службы
управления персоналом. На рисунке 1.2 представлена
схема современной
Служба управления персоналом решает ряд задач, которые можно разделить на основные и дополнительные. К основным относятся:
· разработка кадровой концепции, кадровой политики, предоставление кадровых систем и инструментов;
· оформление трудовых взаимоотношений;
· набор, условия принятия на работу, отбор, определение требований и задач вакантных должностей, проведение собеседования планирование карьеры;