Анализ основных функций управления в ЧУП «Нинель-шик»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных функций управления в ЧУП «Нинель-шик». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

дать характеристику основным функциям управления;
охарактеризовать ЧУП «Нинель-шик» как субъект хозяйственной деятельности;
произвести анализ структуры управления изучаемого предприятия;
провести анализ системы планирования ЧУП «Нинель-шик»;
определить направления совершенствования управления системы планирования ЧУП «Нинель-шик».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 4
1.1 Характеристика функции планирования на предприятии 4
1.2 Характеристика функции принятия решений на предприятии 6
1.3 Характеристика функции учета на предприятии 10
1.4 Характеристика функции анализа на предприятии 12
1.5 Характеристика функции оценки на предприятии 14
1.6 Характеристика функции контроля на предприятии 18
1.7 Характеристика функции корректировки на предприятии 19
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «НИНЕЛЬ-ШИК»
22
2.1. Краткая характеристика деятельности организации 22
2.2 Характеристика структуры управления и анализ взаимосвязей между подразделениями 23
2.3 Характеристика функции планирования ЧУП «Нинель-шик» 25
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ЧУП «НИНЕЛЬ-ШИК» 28
3.1 Анализ сильных и слабых сторон функции планирования в ЧУП «Нинель-шик» 28
3.2 Определение направлений совершенствования управления планированием в ЧУП «Нинель-шик» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

контрольн.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      по   сложности:  простые и сложные;

      по  жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

      Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

      Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

      Алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

      Определенный  интерес представляет классификация  управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

      Организационное решение – это выбор, который  должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

      Организационные решения можно разделить на две  группы: l) запрограммированные и 2) незапрограммированные.

      В запрограммированном решении число  возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

      Незапрограммированные решения – это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу запрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций; как улучшить продукцию; как усовершенствовать структуру и т.п.

      На  практике немногие управленческие решения  оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.

      Классический  подход к принятию управленческого  решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий (рис.8.1).

      

      Рис.1.1. Составные элементы процесса принятия управленческих решений

      1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома «болезни», изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.

      2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.

      Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.

  1. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
  2. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).
  3. Контроль за исполнением решения.  В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.

      Все методы принятия управленческих решений  можно объединить в три группы:

      1. Неформальные (эвристические) методы  принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток – неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

      2. Коллективные методы обсуждения  и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над принятием и реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаше всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

      3. Количественные методы принятия  решений. В их основе лежит  научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации.

      В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: линейное моделирование – используются линейные зависимости; динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач; вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания; теория игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений; имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений,  изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

      Организовать  исполнение решения – задача не из легких, требующая знания людей, их возможностей, сил, средств и методов исполнения. Организация исполнения решений – это специфическая деятельность руководителя, завершающая управленческий цикл. И если на этапе подготовки и принятия решения руководитель оперирует идеальными отображениями предметов и явлений, то в процессе организации исполнения решения он сталкивается с реальной ситуацией, которая чаще всего отличается от идеальной.

      Недостаточно  опытный руководитель, мысленно оперирующий вещами и событиями, привыкает к легкости манипулирования идеальными представлениями и неосознанно допускает свободную манеру обращения с реальными ситуациями. В результате такого менеджмента принимаемые решения оказываются непосильными и на практике не выполняются. 
 

      1.3 Характеристика функции учета на предприятии 

      Процесс управления предприятиями, отраслью сложен и многогранен. С выработкой управленческих решений связаны такая его функция, как учет, с помощью которой выявляются нарушения действующих законодательных актов, инструктивных материалов, отклонений от плана.

       На основе данных учета с помощью  анализа хозяйственной деятельности выявляются отклонения, недостатки в  работе предприятия и принимаются обоснованные управленческие решения по устранению отрицательных причин, выявлению и использованию внутрихозяйственных резервов[11, с.134].

     Цель  учета - "обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах (economic entity) в целях использования этой информации для принятия управленческих решений" . В учетной практике, нормативных документах по учету и специальной литературе многие годы хозяйственный учет подразделялся на три вида:

  1. оперативный или оперативно-технический;
  2. бухгалтерский;
  3. статистический.

      Оперативный учет получил свое название от слова «оперативно» (быстро), т.е. быстро представить нужную информацию руководству предприятия о работе структурных подразделений: цехов, отделов, бригад по отдельным хозяйственным, в т.ч. и технологическим, операциям. С помощью оперативного учета можно получать за короткие сроки, например смену, день, неделю, декаду, информацию о выпуске продукции, о работе производственного оборудования, о расходе основных материалов, о явке работников на работу, о продаже продукции и т.д.

      Цель  получения такой информации - принятие срочных мер для управления конкретными хозяйственными операциями. Информация в оперативном учете может воспроизводиться на бумажных и машинных носителях, на световых табло, передаваться по телефону, факсу и др. Оперативный учет ведут разные отделы предприятия, в т.ч. и бухгалтерия.

      Бухгалтерский учет представляет собой систему  непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении стоимости хозяйственных средств (имущества) предприятия и их источников методом двойной записи в денежном выражении.

      В соответствии с законодательством  Республики Беларусь бухгалтерский  учет обязаны вести все юридические  лица независимо от их организационно-правовых форм собственности, а также филиалы, представительства и другие структурные под разделения юридических лиц, расположенных как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

      Ведут такой учет и предприниматели  без образования юридического лица по особой методике.

      Свое  название бухгалтерский учет получил от немецких слов: Das Bitch – книга, halten – держать. Но сейчас учет ведется и в книгах, и в журналах, и на машинных носителях.

      Данные  бухгалтерского учета используются руководством предприятия и разными  юридическими лицами (банками, налоговыми органами, Министерством статистики и анализа).

      В последние годы рекомендуется выделять и другие виды хозяйственного или бухгалтерского учета.

      В частности, финансовый учет – для отражения порядка формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия;

      производственный  учет – для отдельного отражения затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов в отчетном периоде, их расхода соответствующему доходу и себестоимости произведенной продукции;

      налоговый учет – для отражения порядка исчисления и уплаты налогов и сборов;

      управленческий  учет – для формирования учетной информации в определенных системах управления хозяйственной деятельностью. В состав его методики наряду с функцией учета включаются еще и другие управляющие функции, например планирование, нормирование, анализ и принятие управленческих решений. 

    1.4 Характеристика функции анализа на предприятии 

      Анализ  деятельности предприятий является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и достижение целей предприятия.

      Экономический анализ представляет собой структурированный процесс исследования экономических явлений и оценки их чувствительности к изменению факторов внешней и внутренней среды и управленческим воздействиям.

      Учет  и анализ выполняют сервисные  функции в менеджменте, обеспечивая информационную базу принятия управленческих решений.

      Анализ является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе анализа учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными текущего и перспективного плана, прошлых периодов, других предприятий, среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, просчеты, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. С помощью анализа осуществляется идентификация проблемы, определяются причины ее возникновения, прогнозируется ее развитие и выявляются возможности разрешимости проблемы. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является базой научного управления производством, обеспечивая его эффективность. Он позволяет снизить неопределенность при принятии управленческого решения, основанного на догадках и интуиции.

Информация о работе Анализ основных функций управления в ЧУП «Нинель-шик»