Анализ конкурентных преимуществ. Диагностика конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ -- человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
1. Конкурентоспособность - стратегическая цель фирмы…………….4 стр.
1.1 Понятие конкуренции, её виды, функции………………………….4стр.
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………4 стр.
1.3 Функции конкуренции……………………………………………….6 стр.
2. Определение понятия «конкурентная борьба»………………………7 стр.
3. Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру…..8 стр.
4. Анализ факторов конкурентного преимущества по Ж.-Ж. Ламбену.10 стр.
4.1 Сущность SWOT-анализа…………………………………………….10 стр.
4.2 Сущность GAP- анализа………………………………………………11 стр.
4.3 Сущность РEST –анализа…………………………………………….12 стр.
4.4 Сущность LOTS -анализа…………………………………………….12 стр.
4.5 Сущность PIMS -анализа……………………………………………..13 стр.
5. Конкурентоспособность России -- основные штрихи……………….13 стр.
6. Диагностика конкурентной среды……………………………………14 стр.
Заключение……………………………………………………………….20 стр.
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 54.73 Кб (Скачать)

 

Конкурентная карта позволяет  относительно верно определить соотношение  сил на рынке и выявить маркетинговые  задачи по положению фирмы в каждой ячейке матрицы, установить текущих  и перспективных конкурентов, наметить рекомендации по выбору стратегии конкуренции.

Прогнозирование будущей конкурентной ситуации осуществляется при условии, что конкурентная среда в ближайшем  будущем формируется набором  неизменных факторов. Прогнозирование  базируется на методе экстраполяции  рыночных тенденций и показателей (динамики рынка, динамики рыночных долей, показателей интенсивности конкуренции, показателей монополизации рынка, изменений конкурентных групп, движения конкурентов на конкурентной карте  рынка). Точность и надежность прогноза зависит от многофакторности и размера  выборки показателей во времени. Прогнозированию должны предшествовать макроэкономический анализ факторов, которые могут оказать влияние  на качество прогноза будущей конкурентной ситуации.

 

Таблица 2. Условия формирования и конкурентные преимущества базовых стратегий конкуренции

 

Характеристики  стратегий

Вид базовой  стратегии

Условия формирования

Конкурентные  преимущества

 

Снижение

себестоимости продукции

1. Большая  доля фирмы на рынке и широкий  доступ к дешевым сырьевым  ресурсам.

2. Ценовая эластичность  и однородность спроса на продукцию  фирмы.

3. Преимущественно  ценовая конкуренция.

4. Потеря потребителями  своего дохода при повышении  цен.

5. Отраслевая  стандартизация и отсутствие  эффективной дифференциации

1. Дополнительный  рост объема продаж и получение  сверхприбыли за счет уменьшения  рыночной доли конкурентов с  более высокой ценой на аналогичные  товары.

2. Усиление позиции  на рынке благодаря разрушению  стратегий конкурентов в области  дифференциации продукции и локализации  рынка ввиду доступности цен на товары собственной фирмы.

3. Сокращение  числа конкурентов, ввиду ужесточения  входного барьера на данный  рынок фирмам с аналогичным  товаром.

4. Возможность  увеличения резервов при повышении  цен на сырье, материалы, комплектующие  изделия и полуфабрикаты.

5. Гарантии на  получение прибыли в случае, если  потребители смогут снизить цены  у ближайших конкурентов.

6. Возможность  вытеснения товаров-заменителей  за счет массовости и низких  издержек производства.

7. Хорошие условия  для создания имиджа добросовестного  и надежного партнера, заботящегося  о бюджете потребителей.

 

Дифференциация  продукции

1. Наличие  широкой возможности выделения  товаров на рынке, хорошее восприятие  и оценка продукции потребителями.

2. Разнообразная  структура спроса на выпускаемую  продукцию.

3. Неценовая  конкуренция

4. Незначительная  доля затрат потребителей на  приобретение продукции в структуре  их бюджета.

5. Неразвитость  стратегии дифференциации продукции  в отрасли.

1. Дополнительный  рост объема продаж и получение  сверхприбыли за счет завоевания  предпочтений различных групп  потребителей благодаря превосходства  в технологии и качестве, обеспечения  более широкого диапазона или  привлекательности низких цен.

2. Усиление позиции  на рынке благодаря разрушению  стратегий конкурентов в области  снижения себестоимости стандартной  продукции и локализации рынка  за счет разнообразия предлагаемой  продукции и лояльности потребителя.

3. Сокращение  числа конкурентов путем ужесточения  условий вхождения в отрасль  за счет наличия сформировавшихся  предпочтений потребителей.

4. Возможность  появления резервов при повышении  цен на сырье, материалы, комплектующие  изделия и полуфабрикаты.

5. Гарантии на  получение прибыли от реализации  продукции предприятиям, пользующимся  услугами только данной фирмы.

6. Возможность  вытеснения товаров-заменителей  путем укрепления связей с  потребителями.

7. Хорошие условия  для создания имиджа добросовестного  и надежного партнера, заботящегося  о потребителях и их специфических  запросах.

 

Сегментирование рынка

1. Различие  потребителей по потребностям и целевому использованию товара.

2. Отсутствие  специализации конкурентов на  конкретных сегментах рынка.

3. Ограниченность  резервов фирмы для обслуживания  всего рынка.

1. Дополнительный  рост объема продаж и получение  сверхприбыли за счет специализации фирмы на конкретном сегменте рынка (покупателей с особыми потребностями, географическом районе).

2. Возможность  использования преимущества стратегий  снижения себестоимости или дифференциации  продукции для ограниченного  круга потребителей в целевом  сегменте рынка.

3. Дополнительный  эффект благо- даря комплексному  обслуживанию конкретного сегмента  рынка на основе комбинированного  использования стратегий снижения  себестоимости и дифференциации  продукции.

4. Хорошие условия  для создания имиджа фирмы,  заботящейся о потребностях покупателей.

 

Внедрение

новшеств

1. Отсутствие  аналогов продукции.

2. Наличие потенциального  спроса на предлагаемые новшества.

3. Готовность  крупных предприятий оказать  поддержку внедрению новшеств.

1. Возможность  получения сверхприбыли за счет  монопольно устанавливаемых цен.

2. Сокращение  числа фирм желающих попасть  в отрасль из-за монопольного  владения фирмой исключительными  правами на продукцию, технологию  и т.д.

3. Гарантия на  получение прибыли в течение  действия исключительных прав.

4. Отсутствие  товаров-заменителей

5. Создание имиджа  новатора, использующего собственные  достижения в области науки  и техники для полной реализации  потенциальных возможностей потребителей.

 

Ориентация

на потребность

рынка

1. Неэластичность  спроса на продукцию.

2. Отсутствие  трудностей для "входа" и  "выхода" из отрасли.

3. Количество  конкурентов на рынке невелико.

4. Нестабильность  рынка.

1. Получение  сверхприбыли за счет высокой  цены на дефицитную продукцию.

2. Высокая заинтересованность  потребителей в приобретении  товара.

3. Небольшое  количество товаров-заменителей.

4. Возможность  создания имиджа фирмы, готовой  пожертвовать всем для немедленного  удовлетворения изменившихся потребностей  покупателей.

 
       

 

Становление и развитие предпринимательства  в России обуславливает повышенный интерес к новым теориям и  направлениям развития маркетинговой  деятельности.

Формирование рынка маркетинговых  информационных услуг, выделение в  отдельный его сектор информации, полученной в результате маркетинговых  исследований, требует рассмотрения новых направлений развития современного маркетинга. К ним относится и  маркетинг-статистика.

 

Заключение

В условиях стремления каждой фирмы  к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной  деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как  конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических  агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения  наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных  условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Конкуренция является необходимым  и важнейшим элементом рыночного  механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение  фирм и других экономических агентов  при принятии решений относительно цен, объема производства продукции  и других параметров хозяйственной  деятельности.

Примерено до середины 19 века для экономики  развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий  и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные  предприятия захватывают все  большую долю рынков (рынков отдельных  товаров), что приводит к появлению  несовершенной конкуренции, а позже - к появлению монополий.

Конкуренция - это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды - важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Полная государственная  монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии  и их социальная значимость - все  это существенно осложняет процесс  создания конкурентной среды в экономике  Украины. В тоже время уже сегодня  можно говорить о значительном прогрессе  Украины в вопросе построения конкурентной среды.

Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции  имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и  на микроэкономическом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Азоев  Г.Л. Конкурентный преимущества  фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков; Гос. ун-т управления; Нац. фонд  подготовки кадров. - М.: Новости, 2006. - 256 с.

2. Афонин  И.В. Управление развитием предприятия:  Стратегический менеджмент, инновации,  инвестиции, цены; Учеб. пособие. - М.: Дашков  и К, 2002. - 280 с.

3. Баринов  В.А., Синельников А.В. Развитие  организации в конкурентной среде. // Менеджмент в России и за  рубежом. - 2007. - № 6. - с.3 - 13.

4. Зуб  А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика; Учеб. пособие  для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 415 с.

5. Кротков  А.М. Конкурентоспособность предприятия:  подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я.  Еленева. // Маркетинг в России  и за рубежом. - 2008. - № 6. - с.59-68.

6. Круглова  Н.Ю. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов / Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов. - М.: РДЛ, 2003. - 464 с.

7. Курский  В.А. Подход к планированию  эволюционного развития предприятия  в конкурентной среде / В. А,  Курский, Л.А. Васин. // Финансы  и кредит. - 2004. - № 14. - с.29-32.

8. Маркова  В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций; Учеб. пособие для  вузов / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.:, Новосибирск: Инфра-М, Сибирск.  Соглашение, 2002. - (Высшее образование). - 288 с.

9. Мазур  И.И. Эффективный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур,  В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под  общ. ред.И. И. Мазур. - М.: Высш. Школа, 2003. - (Совр. Бизнес-образование). - 555 с.: ил.

10. Мащенко  В.Е. Системное корпоративное  управление: Учеб. пособие / Москов. гуманит. ин-т им. Е.Р. Дашковой. - М.: Сирин, 2003. - 251 с.

11. http://mini-soft.net.ru/

12. www.tarasei.narod.ru

13. www.allbest.ru/union/

14. www.biglib.com.ua

15. www.eduworld.ru

16. www.marketing.spb.ru

 


Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ. Диагностика конкурентной среды